Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выпуск российского суперсамолета МС-21 снова отложили


26 января 2021 года Николай Вардуль, Московский Комсомолец


Практически одновременно пришли две новости. Первая — за прошлый год иностранные инвестиции в российские нефинансовые компании сократились в рекордные 20 раз. Вторая — министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о том, что выпуск первого МС-21 («Магистральный самолет XXI века») откладывается на год. Эти новости объединяют антироссийские санкции.

Денис Мантуров обосновывает паузу с МС-21 трудностями с получением сертификатов. И предпочитает не вспоминать, что выход МС-21 в производство откладывается уже не первый раз. Презентация этого самолета, который задуман как амбициозный российский ответ и одновременно конкурентный вызов авиагигантам Boeing и Airbus, состоялась летом 2016 года. Его запуск в серию был назначен еще на конец 2019-го. Примерно год назад сроки были сдвинуты на конец 2020-го — тогда обоснованием стали санкции.

В 2019 году камнем преткновения стали композитные материалы для крыльев МС-21: их поставляли американская Hexcel и японская Toray Industries. Но из-за санкций, наложенных американцами осенью 2018 года на АО «Аэрокомпозит», входящее в ОАК, и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» (структура «Ростеха»), проект забуксовал. Те санкции были в России официально оценены как некритичные: замена иностранным поставщикам композитных материалов была найдена в системе Росатома.

В декабре 2020 года ситуация почти зеркально повторилась: Вашингтон ввел очередные санкции против 58 китайских и 43 российских компаний. Хотя официальное обоснование санкций — удар по оборонно-промышленному комплексу и по производству товаров двойного назначения, в санкционном списке оказались и основные российские компании, связанные с самолетостроением: Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, «Иркут», «Вертолеты России».

Российское самолетостроение оказалось в трудном положении. Формально эти санкции американцами объясняются тем, что их прицел — оборонно-промышленный комплекс. В России же многие предприятия этого комплекса объединены под крышей госкорпорации «Ростех». На нее тоже были наложены санкции, а тот факт, что в «Ростех» входят и компании, производящие гражданскую продукцию, по американской версии может означать, что они производят и продукцию двойного назначения.

Фактически же удар был нанесен по всему самолетостроению России, что можно рассматривать и как силовой прием в рамках конкурентной борьбы за будущее этого рынка. Весьма любопытно, что именно в самолетостроении американские антироссийские санкции оказались значительно жестче антикитайских. К примеру, под санкции не попала китайская компания COMAC — производитель среднемагистрального самолета С919, который является прямым конкурентом российского МС-21, американского Boeing 737 и европейского А320.

Теперь под прямыми санкциями находятся основные российские производители как SSJ-100 (компания «Гражданские самолеты Сухого»), так и МС-21 (компания «Иркут»). Производство самолетов существенно затруднено из-за значительной импортной составляющей их начинки. Доля импорта в «Суперджете» изначально, по признанию его производителей, составляла почти 85% — понадобились огромные усилия, чтобы снизить ее до 50–60%. Проблемы с МС-21 еще острее: его планируется выпускать с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1000G и российскими ПД-14.

Проблемы сертификации, о которой говорил Денис Мантуров, связаны с тем, что в настоящее время МС-21 выполняет сертификационные полеты с американскими моторами. Первый полет с ПД-14 новый российский лайнер совершил только 15 декабря 2020 года. Двигатель к тому же сам проходит процесс сертификации.

Помимо всего прочего возникают и финансовые проблемы. Есть заказы и на SSJ-100, и на МС-21, отсрочка в их выполнении грозит производителям штрафами. Правда, с российскими заказчиками проблема в принципе может быть урегулирована. Последними иностранными заказчиками на SSJ-100 были ирландцы, но заказ ими уже отозван. Что же касается МС-21, пока предзаказы распространяются исключительно на модели с американским двигателем.

Но главное, конечно, не судьба этих контрактов или предзаказов, а будущее российского самолетостроения. Положение, в котором оно оказалось сегодня, прекрасно иллюстрирует однозначно негативное влияние на российскую экономику, которое оказывают санкции, к которым ни экономически, ни организационно (объединение и военно-промышленных и гражданских производств в рамках одной госкорпорации) Россия оказалась не готовой.



комментарии (1):

Пакс-190390      27/01/2021 [12:48:03]#1










Материалы рубрики

Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"



Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года
Андрей Фролов
Известия
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
Александр Тимохин
Взгляд
Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ту-2: как в "шарашке" создавали один из лучших бомбардировщиков Второй мировой
Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России
Яна Штурма
Газета.ru
Закрыть границы: как страны изолируются от новых штаммов SARS-CoV-2

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer