Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выпуск российского суперсамолета МС-21 снова отложили


26 января 2021 года Николай Вардуль, Московский Комсомолец


Практически одновременно пришли две новости. Первая — за прошлый год иностранные инвестиции в российские нефинансовые компании сократились в рекордные 20 раз. Вторая — министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о том, что выпуск первого МС-21 («Магистральный самолет XXI века») откладывается на год. Эти новости объединяют антироссийские санкции.

Денис Мантуров обосновывает паузу с МС-21 трудностями с получением сертификатов. И предпочитает не вспоминать, что выход МС-21 в производство откладывается уже не первый раз. Презентация этого самолета, который задуман как амбициозный российский ответ и одновременно конкурентный вызов авиагигантам Boeing и Airbus, состоялась летом 2016 года. Его запуск в серию был назначен еще на конец 2019-го. Примерно год назад сроки были сдвинуты на конец 2020-го — тогда обоснованием стали санкции.

В 2019 году камнем преткновения стали композитные материалы для крыльев МС-21: их поставляли американская Hexcel и японская Toray Industries. Но из-за санкций, наложенных американцами осенью 2018 года на АО «Аэрокомпозит», входящее в ОАК, и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» (структура «Ростеха»), проект забуксовал. Те санкции были в России официально оценены как некритичные: замена иностранным поставщикам композитных материалов была найдена в системе Росатома.

В декабре 2020 года ситуация почти зеркально повторилась: Вашингтон ввел очередные санкции против 58 китайских и 43 российских компаний. Хотя официальное обоснование санкций — удар по оборонно-промышленному комплексу и по производству товаров двойного назначения, в санкционном списке оказались и основные российские компании, связанные с самолетостроением: Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, «Иркут», «Вертолеты России».

Российское самолетостроение оказалось в трудном положении. Формально эти санкции американцами объясняются тем, что их прицел — оборонно-промышленный комплекс. В России же многие предприятия этого комплекса объединены под крышей госкорпорации «Ростех». На нее тоже были наложены санкции, а тот факт, что в «Ростех» входят и компании, производящие гражданскую продукцию, по американской версии может означать, что они производят и продукцию двойного назначения.

Фактически же удар был нанесен по всему самолетостроению России, что можно рассматривать и как силовой прием в рамках конкурентной борьбы за будущее этого рынка. Весьма любопытно, что именно в самолетостроении американские антироссийские санкции оказались значительно жестче антикитайских. К примеру, под санкции не попала китайская компания COMAC — производитель среднемагистрального самолета С919, который является прямым конкурентом российского МС-21, американского Boeing 737 и европейского А320.

Теперь под прямыми санкциями находятся основные российские производители как SSJ-100 (компания «Гражданские самолеты Сухого»), так и МС-21 (компания «Иркут»). Производство самолетов существенно затруднено из-за значительной импортной составляющей их начинки. Доля импорта в «Суперджете» изначально, по признанию его производителей, составляла почти 85% — понадобились огромные усилия, чтобы снизить ее до 50–60%. Проблемы с МС-21 еще острее: его планируется выпускать с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1000G и российскими ПД-14.

Проблемы сертификации, о которой говорил Денис Мантуров, связаны с тем, что в настоящее время МС-21 выполняет сертификационные полеты с американскими моторами. Первый полет с ПД-14 новый российский лайнер совершил только 15 декабря 2020 года. Двигатель к тому же сам проходит процесс сертификации.

Помимо всего прочего возникают и финансовые проблемы. Есть заказы и на SSJ-100, и на МС-21, отсрочка в их выполнении грозит производителям штрафами. Правда, с российскими заказчиками проблема в принципе может быть урегулирована. Последними иностранными заказчиками на SSJ-100 были ирландцы, но заказ ими уже отозван. Что же касается МС-21, пока предзаказы распространяются исключительно на модели с американским двигателем.

Но главное, конечно, не судьба этих контрактов или предзаказов, а будущее российского самолетостроения. Положение, в котором оно оказалось сегодня, прекрасно иллюстрирует однозначно негативное влияние на российскую экономику, которое оказывают санкции, к которым ни экономически, ни организационно (объединение и военно-промышленных и гражданских производств в рамках одной госкорпорации) Россия оказалась не готовой.



комментарии (1):

Пакс-190390      27/01/2021 [12:48:03]#1













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer