Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны


27 января 2021 года Николай Протопопов, РИА Новости


В Пентагоне признали, что к реальным боевым операциям готова лишь треть истребителей пятого поколения F-35 Lightning. С конвейера сошли уже сотни самолетов, но все они до сих пор страдают "детскими болячками". Более того, список "недугов" расширяется. Эксперты считают, что на бумаге у США получился действительно качественный авиационный комплекс, однако на практике что-то пошло не так. О проблемах с американскими "невидимками" — в материале РИА Новости.

Неопределенное будущее

Замминистра обороны Эллен Лорд сообщила, что только 36 процентов многофункциональных истребителей F-35 Lightning полностью пригодны для полетов и выполняют все поставленные перед ними боевые задачи. Остальные машины "функционируют лишь частично".

Столь низкие показатели боеготовности F-35 в первую очередь связаны с конструктивными недостатками самолета и неспособностью американских инженеров исправить их. В ходе эксплуатации выявились серьезные проблемы с кабиной пилота, так называемым стелс-покрытием фюзеляжа и силовой установкой.

Американские эксперты отмечают, что, несмотря на постоянные доработки и попытки устранить многочисленные недочеты, уровень боеготовности истребителя повышается очень медленно. Причем проблема с всплывающими тут и там конструктивными дефектами в последние годы приобрела катастрофический характер.

В начале января сообщили, что полномасштабное производство "тридцать пятых" Пентагон сдвинул вправо на неопределенный срок из-за неготовности самолета к полноценным испытаниям, которые и без этого неоднократно откладывались с 2017-го и по скорректированным планам должны были состояться не позднее марта 2021-го. Новую машину планировали тестировать на наземном полигоне, где сымитированы условия для противодействия системам противовоздушной обороны.

На работах по устранению многочисленных дефектов негативно сказались также пандемия коронавируса и смена власти в Вашингтоне. Вопрос о массовом производстве F-35 теперь предстоит решать команде Джо Байдена. И, очевидно, судьба истребителя надолго останется в подвешенном состоянии.

Врожденные дефекты

По словам военного эксперта Алексея Леонкова, технические неисправности преследуют самолет-"невидимку" с самого начала эксплуатации. F-35 так спешили принять на вооружение на смену F-22 Raptor, что не считали денег, а на все огрехи проекта попросту закрывали глаза, уверен Леонков.

"Последний доклад исследовательской группы Пентагона выявил 871 недостаток, — отмечает он в беседе с РИА Новости. — Их разделили на группы и подгруппы: те, что могут угрожать жизни пилота, и не слишком критичные. Это проблемы, связанные и с покрытием, и кислородным обеспечением, с нашлемной системой управления, с программным оснащением и многие другие".

В частности, после несколько полетов выяснилось, что на сверхзвуковой скорости повреждается покрытие некоторых частей фюзеляжа. Устранить этот дефект оказалось невозможно, поэтому новейшим сверхзвуковым истребителям разрешили летать только на дозвуковых скоростях. Еще один серьезный изъян — сильные и неожиданные скачки давления в кабине, которые не только вызывают болевые ощущения, но и приводят к баротравмам.

Зачастую после выполнения некоторых маневров в воздухе пилоты теряют управление и не могут полностью контролировать самолет по тангажу, крену и курсу. А двигатели палубной версии в жаркую погоду не обеспечивают необходимую тягу для взлета и посадки.

Леонков напомнил, что F-35 — не единственная сырая разработка для американской армии. Например, у Пентагона было много проблем с боевой машиной пехоты M2 Bradley, танками Abrams, винтовкой M-16.

"В США действуют определенные лоббистские структуры, которые всеми способами желают заработать, — объясняет эксперт. — Они не учитывают, что в процессе создания сложной военной техники могут возникать различного рода неисправности, которые приходится устранять во время опытной эксплуатации".

Постоянные клиенты

Тем не менее F-35 довольно успешно расходится по всему миру. В американские ВВС и союзные армии пристроили уже порядка 600 машин.

Один из последних контрактов заключили Объединенные Арабские Эмираты, куда США продадут около полусотни F-35. Другой крупный клиент — Израиль, где заявили, что хотят расширить парк истребителей до трех эскадрилий.

"Тридцать пятые" летают в Великобритании, Норвегии, Южной Корее, Японии, Италии, Сингапуре. Всего же США планируют построить более трех тысяч машин.

По словам военного эксперта аналитического клуба "Валдай" Артема Куреева, вне зависимости от недочетов F-35, высокой стоимости машины и обслуживания партнерам США по Североатлантическому альянсу придется ее закупать и дальше.

"Трамп, неоднократно заявлявший о завышенной стоимости F-35 и требовавший снизить либо цену, либо закупки для Вооруженных сил США, сам при этом проводил политику "экспорта безопасности", — отметил Куреев. — То есть пытался создать систему, в которой младшие партнеры по альянсу больше тратят на оборону, сами обеспечивают инфраструктуру для войск США в их странах и закупают американское вооружение. По сути, это такой государственный лоббизм".

При Джо Байдене ситуация с продвижением "тридцать пятого" вряд ли изменится. А заявления о недостатках машины никогда не перевесят политическую поддержку Вашингтоном своих оружейников, добавляет Куреев.

"Думаю, Байден не откажется от весьма выгодной для США политики в сфере обороны союзников, — пояснил эксперт. — F-35 будут дорабатывать, модифицировать, но поставки партнерам США продолжатся. Тот же Израиль согласился на закупки, оговорив частичную замену электронной начинки и вооружений".

Стоимость программы истребителя F-35 — рекордная, приближается к триллиону долларов. Причем значительная часть средств уходит на обслуживание "невидимок". Так, в прошлом году Пентагон пообещал заплатить компании Lockheed Martin 1,9 миллиарда долларов за техническое сопровождение.

Один самолет обходится покупателям примерно в 90 миллионов долларов. Палубные версии стоят около 120 миллионов. И это цена "голой" машины. За вооружение заказчики доплачивают отдельно. Так, например, вышло с Польшей, заказавшей у американцев 32 истребителя на 4,6 миллиарда долларов. Помимо затрат на дорогостоящие боеприпасы, полякам также потребуется с нуля и за свой счет построить инфраструктуру. Эту сделку внутри страны многие до сих пор считают очень сомнительной.

"Невидимки" охотно покупают, хотя они не успели толком проявить себя в реальной боевой обстановке. В мае 2018-го, когда разным странам уже поставили около трехсот самолетов, F-35 ВВС Израиля атаковали цели в Сирии, чуть позже истребители F-35B морской пехоты США нанесли удары по позициям боевиков в Афганистане. Многие эксперты назвали эти боевые вылеты показательными PR-акциями Пентагона.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"



Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года
Андрей Фролов
Известия
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
Александр Тимохин
Взгляд
Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ту-2: как в "шарашке" создавали один из лучших бомбардировщиков Второй мировой
Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России
Яна Штурма
Газета.ru
Закрыть границы: как страны изолируются от новых штаммов SARS-CoV-2

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer