← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Грачи" не прилетели


19 октября 2021 года Александр Бартош, Взгляд


В гибридной войне против России и ее союзников наряду с комплексом подрывных мероприятий в административно-политической, идеологической, финансово-экономической сферах планируется осуществлять комбинированное применение вооруженных сил и иррегулярных формирований. Замысел операций предусматривает создание обстановки неопределенности, захват инициативы и лишение противника возможностей маневра силами и средствами. В этих целях используются как традиционные, так и асимметричные средства.

В гибридной войне против России и ее союзников наряду с комплексом подрывных мероприятий в административно-политической, идеологической, финансово-экономической сферах планируется осуществлять комбинированное применение вооруженных сил и иррегулярных формирований. Замысел операций предусматривает создание обстановки неопределенности, захват инициативы и лишение противника возможностей маневра силами и средствами. В этих целях используются как традиционные, так и асимметричные средства.

О трансформации военных конфликтов

Военная сила в операциях средней интенсивности в ответ на гибридную агрессию применяется против незначительных сил подготовленного в военном отношении противника, хорошо мотивированного, обладающего высокой боеспособностью, но ограниченного в силах и средствах. В конфликтах низкой интенсивности войска, как правило, сдерживают противника своим присутствием, но находятся в высокой степени готовности к применению оружия для защиты себя, населения и объектов от внезапных нападений противника.

По всему периметру границ России и внутри страны существует реальная опасность развязывания конфликтов с участием негосударственных вооруженных формирований в целях организации подрывной деятельности и манипулирования населением за счет проведения активных мероприятий информационно-пропагандистской направленности с переходом к силовым акциям (действиям партизанских отрядов мятежников, проведения терактов и т. п.). На перенос усилий в серую зону и использование сил специальных операций в военных конфликтах будущего делается акцент во «Временных указаниях по стратегии национальной безопасности» президента США Джо Байдена.

Трансформация военных конфликтов предъявляет особые требования к военной стратегии и тактике войск, в том числе и к воздушному компоненту гибридной войны.

Центральная Азия как серая зона гибридной войны

С хаотизацией и неопределенностью обстановки в Афганистане весьма напряженная ситуация сложилась на границах государств Центральной Азии, в связи с чем командование ОДКБ предпринимает энергичные меры по парированию гибридной агрессии.

В Душанбе 16 сентября прошло заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одной из центральных тем переговоров стала деятельность, связанная с ситуацией в Афганистане. По итогам встречи подписано 14 документов. Среди них план оснащения совместных сил быстрого реагирования современным вооружением, решение о составе воинских контингентов и формировании сил специального назначения коллективных сил оперативного реагирования.

Политики и военные обсудили источники гибридных угроз национальной и международной безопасности в Центральной Азии, в числе которых:

  • деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в странах региона, России и Китае;
  • создание и деятельность независимых вооруженных формирований;
  • распространение и транспортировка наркотиков, рост влияния наркомафии;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
  • социально-политическая нестабильность в странах региона;
  • наличие вблизи границ очагов военных конфликтов;
  • распространение влияния международных террористических организаций на государства Центральной Азии, Россию и Китай;
  • усиление позиций религиозного экстремизма.

Характер и интенсивность угроз предполагают участие коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, антитеррористического центра ОДКБ в Бишкеке и региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте в конфликтах средней и низкой интенсивности на театре.

Необходимость координации этих и других сил и средств обусловлена фактическим превращением всего Центрально-Азиатского региона в серую зону, служащую плацдармом гибридной агрессии против России, Китая и ряда других стран.

С 29 сентября по 2 октября на базе Центра кризисного реагирования ОДКБ прошла совместная деловая игра Секретариата ОДКБ, Объединенного штаба ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств – членов организации с целью выработки предложений по применению сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ для нормализации обстановки в Центрально-Азиатском регионе.

С учетом протяженности границ, труднопроходимой местности, вероятным использованием противником тактики партизанской войны, просачивания отдельных групп террористов и нелегальной миграции очевидна важная роль, которая должна отводиться воздушному компоненту для решения задач антипартизанской борьбы. Подобные серые зоны как театры гибридной войны созданы в Закавказье, на западных и арктических границах России и на Дальнем Востоке.

Аргументы в пользу легких ударных самолетов

Практика войн и современных военных конфликтов средней и низкой интенсивности вынуждает задуматься о включении в состав авиационного компонента легких штурмовиков, разведывательных и военно-транспортных самолетов с турбовинтовыми двигателями, что связано с рядом факторов.

Во-первых, в условиях гибридной войны авиационные средства (самолеты, вертолеты и БЛА) представляют собой гибкое средство оперативного реагирования на быстро меняющиеся боевые ситуации на ТВД, в пределах которого действуют диверсионно-разведывательные группы, иррегулярные формирования и отдельные террористы.

Во-вторых, использование воздушных средств для разведки, решения задач точного наведения, нанесения ударов по противнику позволяет собирать и отправлять в реальном масштабе времени полноформатную видеоинформацию войскам.

По опыту ВВС США, чрезвычайно высокие темпы операций с 2001 года отрицательно сказались на современных реактивных самолетах, особенно на типах F-15E и F-16. Один год работы техники в Юго-Западной Азии означает реальную деградацию на пять – семь лет. Проще говоря, парк реактивных самолетов изнашивается слишком быстро.

И наконец, война во Вьетнаме и более современные примеры применения авиации в боевых действиях в Афганистане, Йемене доказали, что легкие штурмовики с турбовинтовыми или поршневыми двигателями лучше показали себя при решении целого ряда задач, связанных с обнаружением малоразмерных целей и их уничтожением бортовым оружием.

В этом контексте неприспособленность современных скоростных самолетов для решения задач антипартизанской войны стала очевидной для Пентагона в ходе первых же операций во Вьетнаме. Она выражается в массе причин, среди которых и слишком высокая скорость сваливания, и плохой обзор из кабины, и иногда недостаточное количество пилонов для подвески оружия. В связи с этим в 1964 году во Вьетнам были посланы «Воздушные коммандос», оснащенные изношенными самолетами времен войны в Корее: поршневыми бомбардировщиками В-26 Invader, переделанными в ударные самолеты поршневыми учебными «спарками» Т-28 Trojan, и транспортными C-47, запущенными в производство еще до Второй мировой. С хранения были получены и пущены в дело «Скайрейдеры».

Ныне в США готовятся испытания нескольких легких штурмовиков в рамках проекта под названием «Легкий штурмовик для специальных операций» (Light Attack Support for Special Operations – LASSO). Для легкого штурмовика и БЛА ведется разработка ряда небольших высокоточных боеприпасов, например ракета с лазерным наведением Advanced Precision Kill Weapon System (APKWS) II.

ВВС намерены также оценить уже существующие несколько типов легких штурмовиков как американского, так и иностранного производства: A-29 Super Tucano, Air Tractor OA-802.

Для нанесения ударов по экстремистским целям в качестве альтернативы можно использовать модификации уже готовых к серийному производству, разработанных в рамках программы LAAR (Light Attack Armed Reconnaissance Aircraft – легкий ударный разведывательный самолет), легких штурмовиков AT-6 Wolverine (учебно-боевой легкий штурмовик от американского производителя гражданских и военных самолетов Beechcraft). Или A-29 Super Tucano (легкий турбовинтовой штурмовик, созданный бразильской компанией Embraer в партнерстве с американской компанией Sierra Nevada Corporation). Летный час последней из этих двух моделей составляет около тысячи долларов США, в то время как час полета F-22 Raptor обходится примерно в 70 тысяч долларов, F-16 – в 20 тысяч.

ВВС США регулярно задействовали самые современные истребители, такие как F15 (всепогодный истребитель 4-го поколения), F16 (многофункциональный легкий истребитель 4-го поколения) и F22 (многоцелевой истребитель 5-го поколения) в военных операциях против движения «Талибан» и ИГ (запрещены в РФ). В США используется примерно 5400 взлетно-посадочных полос и площадок для 200 тысяч самолетов авиации общего назначения и только 580 аэродромов для самолетов рейсовой авиации. Количество частных пилотов – около 220 тысяч, а это горячий резерв для всех видов авиации США, который не требует госбюджетных средств.

«Грач» – спаситель российской авиапромышленности

На отечественном рынке авиации общего назначения (АОН) сегодня присутствуют в основном воздушные суда старого поколения, например несколько сотен исправных самолетов Ан-2. В таком же положении и парк вертолетов Ми-2, Ка-26. Новое поколение отечественных летательных аппаратов разработано и представлено: это И-1Л «Леший», Ил-103, М-101 «Гжель», Че-22 «Корвет», Бе-103, Л-6, Ми-34 или Ка-226. Однако выпущены они малыми сериями и эксплуатируются как единичные экземпляры. Из-за дорогостоящей процедуры барьер сертификации смогли преодолеть лишь Ан-3, «Гжель», Ми-34С, «Аккорд», И-1L, Ил-103, МАИ-890, СМ-92Т, которые подготовлены к серийному выпуску. Но и они куплены или взяты в лизинг в небольших количествах. О военном их использовании речи не было и нет.

На этом фоне более оптимистично выглядят возможности применения для гражданских и военных целей многоцелевого турбовинтового самолета «Грач» Т-101 конструкции Е. П. Грунина. Сразу оговорюсь, речь не идет о промышленном производстве самолета, история которого уходит корнями в СССР. Но многие решения, найденные Евгением Груниным – учеником прославленного физика и авиаконструктора Роберта Бартини, и сегодня должны быть использованы при создании линейки самолетов АОН, в том числе и военного предназначения. Речь, в частности, идет о разработанном Груниным двухдвигательном самолете Т-108, обладающем высокой преемственностью по каркасу, системам и производственной оснастке с самолетом Т-101.

В России на рынке АОН в течение долгого времени остается незаполненной ниша воздушного транспортного средства, приспособленного для перевозок 9–16 пассажиров или груза до 1,5 тонны на дальность до 1200 километров. В классе самолетов этого типа особое место занимают многоцелевой самолет Т-101 «Грач» и ряд его модификаций, в число которых входят самолет с двумя двигателями, самолет с носовой стойкой шасси, гидросамолет, а также самолет Т-201 с новым фюзеляжем и отечественным ТВД мощностью 1400 лошадиных сил.

Достаточно сказать, что еще несколько десятилетий назад самолет «Грач» рассматривался в качестве полноценной замены Ан-2, государство планировало приобрести многие тысячи таких машин. Благодаря своим уникальным характеристикам самолет подобной конфигурации и сегодня остается востребованным. «Грач» способен взлетать с необорудованных площадок, выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях над местностью, лишенной ориентиров. Такие качества ему обеспечивают современный турбовинтовой двигатель, хорошая механизация крыла, авионика, включая метеолокатор, системы GPS, ГЛОНАСС и инструментальная система посадки. Грузовой отсек позволяет размещение различных, в том числе негабаритных грузов, дополнительной аппаратуры и оружия. Самолет может оснащаться колесным, лыжным или поплавковым шасси. Несомненное достоинство «Грача» – исключительная экономичность двигателя. Стоимость керосина для отечественного ТВД-10Б в два раза дешевле авиационного бензина, а на Севере – в четыре раза. Ми-8, например, расходует тысячу литров топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на четыре часа.

Время больших решений в малой авиации

Интересы военных и гражданских пользователей АОН совпадают. В рабочем досье главного конструктора самолета Грунина имеются десятки заявок от наших геологов, нефтяников, газовиков, фермеров, пожарных, пограничников и десантников, работников МЧС, деловой авиации. «Грач» был представлен на сборах руководящего состава ВДВ, на нем выполнены полеты с летным составом ВДВ и совершены парашютные прыжки. Правительство Якутии выделяло отдельной строкой в бюджете республики средства на приобретение этого самолета.

Возможности машины позволяют использовать ее для контроля границ, что в свое время привлекло внимание директора ФПС РФ генерала армии Андрея Николаева, который летал на «Граче» и планировал его приобретение для пограничников. Содействие проекту самолета оказывал президент РСПП Аркадий Вольский, который рассматривал АОН как локомотив развития высокотехнологичных областей промышленности. Сегодня особенно привлекательно выглядит такая идея применительно к планам ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, строительства там новых городов и промышленных центров. Сибирь может стать центром инновационного развития малой авиации России и определить будущее страны на многие годы вперед в сфере высоких технологий.

Россия, как известно, располагает весьма существенным интеллектуальным капиталом. В то же время доля нашей страны на мировом рынке наукоемкой продукции крайне мала – всего 0,3–0,5 процента, в то время как США – 36 процентов, Японии – 30 процентов, Германии – 17 процентов. Согласно предварительным оценкам экспертов к 2030 году объем мировых рынков наукоемкой продукции должен составить около 10–12 триллионов долларов США.

Считается, что только три – пять процентов отечественной продукции способны конкурировать на внешнем рынке. Причина, на наш взгляд, заключается в неумении выгодно продавать свой самый дорогой товар – знания, воплощенные в современных технологиях. Сказанное в полной мере относится и к рынку самолетов общего назначения. В США, например, ежегодный объем налоговых сборов в этой сфере составляет около четырех миллиардов долларов, а годовой оборот по рынку малой авиации – около 50 миллиардов, число рабочих мест, задействованных в авиационной отрасли, – более полумиллиона и это при 200 тысячах частных летательных аппаратов.

В пользу живучести и перспективности многих найденных Груниным конструкторских решений говорит и недавнее появление легкого однодвигательного многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», как две капли воды похожего на Т-101 «Грач».

Заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский налетал на «Граче» около 150 часов и предсказал самолету большое будущее. Статические испытания и полеты подтвердили все заложенные конструкторами характеристики самолета и обоснованность прогнозов по его использованию.

В развитии АОН пора переходить от слов к делу. К этому подталкивает и скорбный список катастроф ветхих Ан-2, L-410.

Специфика гибридной войны и борьбы в серых зонах настоятельно требует разработки и принятия на вооружение ВС РФ легких турбовинтовых штурмовиков и военно-транспортных самолетов вместимостью до 16 человек. Необходимо тщательно изучить опыт применения авиации в конфликтах в Афганистане, Сирии, Грузии и других горячих точках и определиться с требованиями к характеристикам самолетов. Перспективный самолет следует оснастить звеньями глобальной системы позиционирования, боеприпасами с лазерным наведением и бортовой аппаратурой, способной детально сканировать местность, оружием для действий по наземным и воздушным целям (вертолеты, БЛА).

Важны инфраструктурная и кадровая проблемы. Государству следует всерьез заняться развитием АОН, что повысит транспортную доступность районов Сибири и Дальнего Востока, создаст кадровый резерв для всех видов авиации, который не требует госбюджетных средств.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/10/19/32542/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.