Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Союз" в тропиках. Как работает российский космический комплекс во Французской Гвиане


21 октября 2021 года Екатерина Москвич, ТАСС


​​​​​21 октября исполняется десять лет с момента первого пуска ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане: в 2011 году российская ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo. С того момента ежегодно с космодрома Куру осуществляется до четырех пусков российских ракет. Гвианский космический центр находится на побережье Атлантического океана. Его расположение около экватора обеспечивает 40-процентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками с космодрома Байконур. Оператором пусков с космодрома Куру выступает европейский поставщик пусковых услуг Arianespace. С российской стороны головным контрактным интегратором в проекте выступает АО "Главкосмос" (входит в Роскосмос), обеспечивая на всех стадиях взаимодействие с компанией Arianespace, эксплуатантом космодрома в Куру. Комплекс запуска "Союз" является собственностью Европейского космического агентства, запуск осуществляется под ответственностью французских государственных органов. О том, как возникла идея создать стартовый стол под ракету "Союз-СТ" во Французской Гвиане, с какими сложностями при этом пришлось столкнуться, о существующих контрактах и возможности осуществлять пилотируемые пуски в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Руслан Мухамеджанов.

​​​​​21 октября исполняется десять лет с момента первого пуска ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане: в 2011 году российская ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo. С того момента ежегодно с космодрома Куру осуществляется до четырех пусков российских ракет.

Гвианский космический центр находится на побережье Атлантического океана. Его расположение около экватора обеспечивает 40-процентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками с космодрома Байконур. Оператором пусков с космодрома Куру выступает европейский поставщик пусковых услуг Arianespace. С российской стороны головным контрактным интегратором в проекте выступает АО "Главкосмос" (входит в Роскосмос), обеспечивая на всех стадиях взаимодействие с компанией Arianespace, эксплуатантом космодрома в Куру. Комплекс запуска "Союз" является собственностью Европейского космического агентства, запуск осуществляется под ответственностью французских государственных органов.

О том, как возникла идея создать стартовый стол под ракету "Союз-СТ" во Французской Гвиане, с какими сложностями при этом пришлось столкнуться, о существующих контрактах и возможности осуществлять пилотируемые пуски в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Руслан Мухамеджанов.

Принцип "двух ключей"

Идея создания проекта развивалась в несколько этапов. "Понимание необходимости амбициозного коммерческого космического проекта было продиктовано, с одной стороны, завершением работ по модернизации ракеты-носителя "Союз" и созданием на ее основе новой, более эффективной ракеты "Союз-2", с другой стороны — ростом потребностей мирового космического рынка", — сообщил Мухамеджанов.

В начале 2000-х годов в рамках сотрудничества по линии российско-французского предприятия "Старсем" шла активная работа по запускам иностранных аппаратов с помощью "Союза" с космодрома Байконур. Параллельно специалисты российских космических предприятий с австралийской компанией "Азиатско-Тихоокеанский космический центр" рассматривали возможность создания стартового комплекса на острове Рождества в Индийском океане. Оттуда планировалось запускать одну из модификаций ракеты "Союз" — "Аврору". По словам гендиректора ЦЭНКИ, прекращение программы запусков европейского носителя "Ариан-4" также повлияло на начало переговоров между Россией и Францией по сотрудничеству в данной области.

В 2002 году было подготовлено Межправительственное соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре. "В 2003 году после проведения большого количества переговоров, рабочих совещаний и рекогносцировки на месте будущего стартового комплекса соглашение было подписано правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики", — напомнил глава ЦЭНКИ.

Одним из условий сотрудничества, отметил Мухамеджанов, было соблюдение всех европейских стандартов и норм при проектировании и строительстве. Поэтому документация была гармонизирована, а специалисты по строительству и монтажу оборудования из РФ прошли сертификацию по европейским стандартам. "На комплексе был применен принцип "двух ключей" — все операции обе стороны могли производить только согласованно", — подчеркнул Мухамеджанов.

Постоянное наблюдение

На стартовом комплексе "Союз" во Французской Гвиане постоянно находятся восемь-десять человек, которые составляют группу мониторинга. В основном это сотрудники ЦЭНКИ и Ракетно-космического центра "Прогресс". "В их задачи входит ежедневный мониторинг технического состояния оборудования стартового комплекса и находящихся на хранении ракет-носителей. Специалисты сменяют друг друга по вахтовому методу", — пояснил гендиректор ЦЭНКИ.

Технологическое обслуживание проводится в соответствии с графиком, согласованным с Arianespace. Топливо, ракеты и разгонные блоки доставляются морским транспортом в специальных контейнерах, которые не допускают плесканий и попаданий излишней влаги.

В период пусковой кампании на космодроме во Французской Гвиане находятся около 300–330 российских специалистов.

След Куру на Восточном

Во Французской Гвиане российским специалистам пришлось столкнуться с погодными проблемами. С одной стороны, это сильные порывы ветра, из-за которых приходилось переносить старт ракеты (например, в ноябре 2020 года). "Речь идет не о привычном для нас ветре, а о таком ветре, который с изменением высоты слоями меняет свое направление и скорость", — пояснил директор ЦЭНКИ. Европейская сторона использует программную модель, которая оценивает риск при развитии худшего сценария, рассматривая вероятность падения обломков разрушенного изделия (не только "Союза-СТ", но и других ракет) на населенные пункты по трассе полета. Еще одной проблемой являются ливни.

"Ливни могут идти без перерыва по несколько дней, поэтому на стартовом комплексе "Cоюз" в Гвианском космическом центре для общей сборки и предстартового обслуживания ракеты космического назначения была применена мобильная башня обслуживания, не имевшая на тот момент аналогов на российских космодромах", - Руслан Мухамеджанов, генеральный директор ЦЭНКИ.

Опыт использования такого сооружения оказался успешным, и позже он был внедрен на новом российском космодроме Восточный.

За время сотрудничества, отметил гендиректор ЦЭНКИ, российская и французская стороны многому научились друг у друга. "Нам удалось на совместной практике апробировать методы современного менеджмента и уже на своих космодромах внедрить эти современные методы с адаптацией к нашим практическим традициям", — добавил он.

Предстоящие пуски

За время существования со стартового комплекса "Союз" в Гвианском космическом центре было осуществлено 25 пусков. В этом году запланирован один пуск. Предполагается, что ракета-носитель "Союз-СТ" выведет на орбиту космические аппараты европейской навигационной системы Galileo. "Пуск запланирован на 30 ноября 2021 года (по московскому времени — 1 декабря)", — отметил Мухамеджанов.

В следующем году первая пусковая кампания запланирована на январь. "В 2022 году планируется три запуска, первый из которых ожидается 6 января", — добавил он.

При этом, по словам гендиректора ЦЭНКИ, ведется работа по новым контрактам на выведение полезной нагрузки ракетами "Союз" с космодрома Куру. "На 2023 год заключены контракты еще на два пуска", — рассказал Мухамеджанов.

Пилотируемый старт

В июне генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время пресс-конференции сообщил журналистам, что с французскими коллегами обсуждается возможность в рамках большого лунного проекта трансформировать стартовый комплекс "Союз-2", который находится в Гвианском космическом центре, под пилотируемые программы, в том числе для запуска кораблей в направлении китайской станции.

В рамках продолжения сотрудничества, по словам Мухамеджанова, российская и французская стороны сейчас рассматривают два варианта.

"Роскосмос, Европейское космическое агентство и Национальный центр космических исследований Франции прорабатывают возможности дальнейшего развития комплекса запуска "Союз", в том числе за счет осуществления запусков космических аппаратов российского производства, а также реализации пилотируемых полетов на перспективные космические станции в рамках программ международного сотрудничества", - Руслан Мухамеджанов. генеральный директор ЦЭНКИ.

При этом официальных заявлений по этим вопросам от европейских партнеров пока не поступало, отметил Мухамеджанов. Если Россия и Франция договорятся об осуществлении пилотируемых пусков или выведении российских спутников, стартовому комплексу потребуется доработка.

"В частности, понадобится доработка мобильной башни обслуживания, так как сейчас конструкция башни не предполагает размещение ракеты космического назначения с системой аварийного спасения. Кроме того, необходимо создание монтажно-испытательного комплекса подготовки космических аппаратов, а также создание инфраструктуры для размещения и предполетной подготовки космонавтов и астронавтов к полету на орбиту", — объяснил гендиректор ЦЭНКИ.

Изначально стартовый комплекс "Союз" во Французской Гвиане был рассчитан на 15 лет, или 50 запусков, так как российские специалисты не знали, как морской тропический климат будет воздействовать на технологическое оборудование. "Тем не менее десятилетний опыт эксплуатации показывает, что комплекс находится в очень хорошем состоянии и имеется достаточный ресурс технологического оборудования для продолжения его эксплуатации в течение многих лет в будущем", — заключил Мухамеджанов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer