Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда полетят иранские беспилотники


26 октября 2021 года Владимир Ераносян, Взгляд


Несмотря на постоянные заявления шиитских Ирана и Азербайджана в вечной дружбе, клятв во взаимном признании целостности границ и нерушимости подходов к территориальным разногласиям, Тегеран и Баку смотрят друг на друга все с большим недоверием. Это стало особенно очевидно, когда в ходе выигранной Азербайджаном второй карабахской войны военная кооперация Баку и Анкары достигла апогея и проходила под девизом «Два государства – одна нация».

Несмотря на постоянные заявления шиитских Ирана и Азербайджана в вечной дружбе, клятв во взаимном признании целостности границ и нерушимости подходов к территориальным разногласиям, Тегеран и Баку смотрят друг на друга все с большим недоверием. Это стало особенно очевидно, когда в ходе выигранной Азербайджаном второй карабахской войны военная кооперация Баку и Анкары достигла апогея и проходила под девизом «Два государства – одна нация».

Недвусмысленные заявления министра иностранных дел Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна на совместной пресс-конференции по итогам переговоров в Москве с Сергеем Лавровым касались в том числе обеспокоенности Ирана ситуацией в Закавказье. Намек на то, что Турция предпринимает попытки перекроить геополитическую карту на Кавказе, прозвучал вместе с обычной для иранцев негативной риторикой в отношении Израиля.

Совместные маневры «Нерушимое братство», проводимые Азербайджаном и Турцией у иранской границы с 21 сентября, прямо названы провокационными. Иран в ответ стягивает к границе свои войска. Предчувствие скорого обострения конфликта не кажется кликушеством еще и потому, что в эскалации напряженности в регионе заинтересованы Вашингтон, Лондон и Тель-Авив.

В преддверии встречи советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана с главой Совбеза Израиля Эялем Хулатой из уст авторитетных экспертов звучат аргументированные предположения о том, что Иран от обладания ядерной бомбой отделяет несколько месяцев.

Большая региональная склока с помощью тюркских прокси помогла бы решить проблему Вашингтона чужими руками и развалить Иран в том числе изнутри, подогревая сепаратистские настроения внутри исламской республики. В этом смысле Баку и Анкара используются, что называется, втемную.

Пантюркистские амбиции Турции пестуются и приветствуются, Азербайджану же в этой большой игре выдали вторую скрипку в виде уверенности в неуязвимости и победоносности модернизированных и хорошо экипированных подразделений спецназа Азербайджана. Оснащение его армии самым современным оружием и беспилотными летательными аппаратами, произведенными по лицензиям Израиля, выдается за гарантию победы в случае горячей фазы любого конфликта.

Длинная рука дрона

Баку активно покупает у Тель-Авива беспилотники HAROP, Sky Striker и Hermes, тактические ракеты класса «земля-земля» большой дальности LORA, комплексы ПВО «Барак-8», «Железный купол» и другие виды оружия.

Фактически укрепляя Баку, Тель-Авив выстраивает тюркскую фронду по отношению к враждебному Ирану, граничащему с Азербайджаном. В этом смысле Израиль и США имеют общую цель, рассматривая азербайджанскую территорию как возможный плацдарм для войны с Тегераном.

“Стравить персов с азербайджанцами – заветная мечта зарубежных эмиссаров. И в дестабилизации Ирана этнический фактор является миной замедленного действия”

Заявления азербайджанского лидера Ильхама Алиева о том, что страна не предоставит свои аэродромы и военные базы для военных группировок, угрожающих Ирану, в Корпусе стражей исламской революции уже не воспринимаются всерьез, ведь турецкие военные, противостоящие в Сирии в том числе подразделениям КСИР, находятся в Азербайджане на постоянной основе.

После недавних интервью президента Азербайджана, где тот блестяще оперировал тактико-техническими данными израильских и турецких БЛА, Иран отвечает использованием своих ударных беспилотников Shahed-191 в ответных маневрах. Этим Тегеран показывает, что не считает стоящие на вооружении армии Азербайджана турецкие ударные оперативно-тактические БЛА «Байрактар ТБ2» с радиусом управления с наземной станции 150 километров и израильские дроны-камикадзе «Хароп» с дальностью полета 1000 километров технологическим перевесом.

Иранский дрон «Шахед 191» имеет максимальную дальность полета 1500 километров и способен подниматься на высоту около восьми тысяч метров. Его скорость (350 километров в час) намного превышает крейсерскую скорость турецкого «Байрактара», разгоняющегося лишь до 222 километров в час. А по воздушному потолку и полезной боевой нагрузке они сопоставимы.

Иранские беспилотники так же, как и турецкие, проверены в боевых действиях в Сирии. Так что Иран тоже обладает технологиями проведения операций с дронами (Swarm), кроме того, именно Корпус стражей исламской революции первым в мире применил на практике этот метод ведения боя.

Понятно, что в Москве глава МИДа Ирана Абдоллахиян не пытался заручиться поддержкой России в случае крупной провокации или стычки Ирана и Азербайджана. Свои проблемы Тегеран привык решать самостоятельно. Но мнение России, которая помогла запустить процедуру вступления ИРИ в престижную Шанхайскую организацию сотрудничества, интересует иранские власти не случайно.

Уповая на Москву

Россия для Тегерана не просто лоббист, но и влиятельный игрок в Закавказье, который способен остановить безумие и предостеречь Баку от двух непоправимых ошибок – предоставления своей территории третьим странам для нанесения удара по ядерным объектам Ирана и организации баз, где могут готовить боевиков-сепаратистов.

Что касается прямой военной угрозы со стороны Баку и Анкары, то Тегеран рассматривает ее гипотетически, полагаясь на КСИР и свои вооруженные силы. При этом интересны заявления некоторых иранских политиков, которые связывают обострение ситуации в регионе с растущими аппетитами Турции после ухода военного контингента США из Афганистана.

К примеру, иранский политик Махмуд Ахмади Бегаш, член парламентской комиссии по национальной безопасности, считает действия Турции и Азербайджана авантюрой, предлагая вернуть Нахичевань и Нагорный Карабах в Иран в качестве своей материковой части.

Усиление турецкого влияния на Южном Кавказе для Ирана – красная черта. Появление так называемого Зангезурского коридора не только цементирует спайку Баку и Анкары, но и лишает иранцев транзитных грузов. Так что здесь завязана и экономика.

Турция получает сухопутный проход к Каспийскому морю и к тюркоязычным среднеазиатским республикам в обход Ирана. Вытеснение Тегерана идет целенаправленно и координируется Анкарой с подачи Лондона. Вот почему ИРИ ведет взвешенную сбалансированную политику в отношении карабахской проблемы и полагается на общие подходы с Москвой в ее урегулировании.

Мина замедленного действия

Азербайджанский сепаратизм в Иране – вовсе не жупел, который Штаты, Израиль и традиционно сильная в регионе английская резидентура MI-6 могут использовать в запугивании режима аятолл. Стравить персов с азербайджанцами – заветная мечта зарубежных эмиссаров. И в дестабилизации Ирана этнический фактор является миной замедленного действия. При определенных обстоятельствах спровоцировать протесты в практически азербайджанских мегаполисах Ардебиле и Тебризе для зарубежных резидентур труда не составит.

Наводнение Азербайджана оружием, в том числе стрелковым, подливает масла в огонь. На фоне живущего под санкциями Ирана, внутренней политики ограничения ряда свобод, включая религиозные запреты, для многих этнических азербайджанцев Баку является «вольным городом».

Турецкие прокси из Идлиба в любую секунду могут очутиться и на севере Ирана при определенной поддержке местных сепаратистов, которые не прочь объявить иранский Азербайджан независимым государством с перспективой объединения с Турцией и Азербайджаном.

Кстати, в начале 90-х годов необходимость объединения южного и северного Азербайджана была включена в политическую программу Народного фронта Азербайджана, лидером которого являлся тогдашний президент Азербайджана пантюркист Абульфаз Эльчибей.

Немало прецедентов сепаратистских азербайджанских анклавов помнит и история. Например, провозглашение при участии СССР Демократической Республики Азербайджан со столицей в Тебризе, просуществовавшей непродолжительное время – с ноября 1945-го по ноябрь 1946-го в северном Иране.

Нужно также учесть, что амбиции Тебриза как столицы государства Сефевидов и Ардебиля, где захоронен шейх Сефи ад-Дин, основатель династии Сефевидов, правившей всем Ираном, простираются далеко за пределы земель, населенных тюрками.

Часть азербайджанской националистической верхушки считает себя ущемленной в распределении власти между этническими группами в Иране, несмотря на то, что даже в КСИР военачальники азербайджанского происхождения составляют весомый процент. Все это аргументы, с которыми сегодня нельзя не считаться.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Статистика в пролете

Ростех
Возвращение на Луну
Анатолий Глянцев
Forbes
Реванш на орбите: что значит для Boeing успешный полет "Звездного лайнера"
Алексей Заквасин, Максим Лобанов
RT
"Эффективно управлять потоками энергии": как продвигается разработка российского авиационного гибрида
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Паритет сел по-турецки
Николай Топоров, Василий Шапкин
АвиаСоюз
Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе



Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке
Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer