Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


РКЦ "Прогресс" отказался от одобренного Путиным "Рысачка"


27 октября 2021 года Инна Сидоркова, Артём Кореняко, РБК


Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб. Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком». Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.


РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») — ведущее российское предприятие ракетно-космической промышленности по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей «Союз-2» и систем дистанционного зондирования Земли. По итогам 2018 года выручка РКЦ «Прогресс» составляла 28 млрд 465 млн руб., следует из базы СПАРК. Предприятие также создает перспективную двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Союз-5», которая сможет выводить на орбиту до 17 т полезной нагрузки. Общий бюджет проекта составляет 1,6 млрд руб. Из них 750 млн руб. в качестве займа выдал Фонд развития промышленности.

Научно-коммерческую фирму «Техноавиа» в 1992 году создал Вячеслав Кондратьев. Он работал в конструкторских бюро А.С. Яковлева и П.О. Сухого, где принимал участие в разработке учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетов Як-50, Як-52, Як-53 и Су-26. В «Техноавиа» Кондратьев создал несколько вариантов легкомоторных самолетов, в частности СМ-92. Основной производственной площадкой для них стал Смоленский авиазавод (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). По итогам 2020 года выручка «Техноавиа» составила 10,2 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн, следует из отчетности компании.

Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб.

Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком».

Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.

Почему отказались от проекта

«Мы провели ряд консультаций — в том числе и с разработчиком и владельцем документации [гендиректором «Техноавиа» Вячеславом] Кондратьевым, провели свои внутренние оценки. И в какой-то момент стало понятно, что у нас нет площадей для размещения подобного рода техники. Ввиду того что [производимая РКЦ] ракета «Союз-5» действительно большая и крупногабаритная. Плюс мы все-таки не сбрасываем со счетов проект сверхтяжелого носителя, который когда-то может к нам прийти примерно на эти площади», — рассказал Баранов.

Гендиректор РКЦ «Прогресс» отметил, что, несмотря на то что предприятие изначально и до 1950-х годов было авиационным, последние 60 лет «работает с космической тематикой».

«Мы сейчас сосредоточились на ракетной тематике. И площади, которые мы занимали в сборочном цехе под «Рысачок», теперь будут заняты оборудованием под «Союз-5». Это естественный ход жизни, что-то приходит, что-то уходит», — пояснил Дмитрий Баранов, добавив, что рассчитывает, что в «Прогресс» «придут и другие некоторые ракеты-носители».

Как складывалась судьба «Рысачка»

Дмитрий Баранов рассказал, что всего создано три летных экземпляра «Рысачка». Два из них находятся в Самаре на территорий РКЦ, третий — в подмосковном летно-испытательном центре города Жуковский.

О создании «Рысачка» стало известно в 2007 году, когда Минтранс провел конкурс на создание двухмоторного самолета для учебных заведений гражданской авиации. Конкурс на 740 млн руб. выиграла небольшая конструкторская компания «Техноавиа». Производство решено было организовать на площадке «Прогресса», который получал вознаграждение из суммы, выделенной «Техноавиа».

Первый полет опытного образца состоялся в 2010 году, процесс сертификации начался в конце 2013 года, а серийное производство самолета должно было начаться в 2015 году. По разным данным, одновременно разрабатывались модификации на 10, 16 и 19 пассажиров. За десять лет планировалось выпустить около 320 машин, розничная стоимость каждой оценивалась в 2013 году «Прогрессом» в 100 млн руб.

На самолет установлены чешские двигатели Walter и американская авионика. Но «Прогресс» рассчитывал заменить их на отечественные. Специально под этот проект компания «Салют» («дочка» Объединенной двигателестроительной корпорации, входит в «Ростех») на собственные средства начала работу над двигателем ТВ-500С. Однако затем работы над двигателем прекратились. Предполагалось, что дальность полета «Рысачка» составит 2000 км, крейсерская скорость — 250–400 км/ч. Создатели машины заявляли о возможном контракте с Минобороны, а сам «Рысачок» на авиасалоне МАКС-2013 был раскрашен в камуфляжные цвета.

«В 2015 году проект «Рысачок» был заморожен по рекомендации Федерального космического агентства по разным — экономическим, политическим и где-то даже, может быть, техническим — причинам», — объяснил РБК Дмитрий Баранов. В частности, известно, что одна из причин — нехватка средств и отсутствие поддержки проекта со стороны Минпромторга (выделенных ранее 740 млн на проект не хватило). Как писали «Известия» со ссылкой на занимавшего тогда пост губернатора Самарской области Николая Меркушкина, оставалось «буквально 250–300 млн руб., для того чтобы в ЦАГИ завершить все испытания».

Баранов отказался уточнять полную стоимость проекта, но отметил, что «достаточно много компаний», в том числе и зарубежных, интересовались «Рысачком». «Но проблема в том, что надо было закончить сертификацию самолета, чтобы он получил сертификат летного типа. Этого сделано полностью не было, его невозможно было продать, поэтому коммерческий интерес постепенно угас», — заключил гендиректор РКЦ «Прогресс».

Что говорят создатели «Рысачка»

Проект «Рысачок» закрыли, так как он мог помешать продвижению 19-местного чешского самолета L-410 на российский рынок, заявил РБК Вячеслав Кондратьев, гендиректор компании «Техноавиа», которая владеет конструкторской документацией на проект. «Когда-то было принято решение задавить «Рысачок». Это произошло по инициативе [главы «Роскосмоса» Дмитрия] Рогозина. А Баранов его поддержал», — говорит Кондратьев. По его словам, «Техноавиа» не ставит крест на «Рысачке». «Я пытаюсь достать деньги на продолжение этой программы», — говорит Кондратьев.

По расчетам «Техноавиа», завершение сертификации и создание производства, которое сможет выпускать порядка 50 самолетов в год, обойдется примерно в 2,5 млрд руб. Стоимость одного «Рысачка» оценивается в $3 млн (примерно 208 млн руб.), что вдвое меньше цены L-410.

В «Роскосмосе» не стали комментировать заявления Кондратьева.

В пресс-службе Минпромторга сообщили РБК, что самолет создавался по контракту, заключенному по результатам проведения конкурса между Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации и НКФ «Техноавиа». Контрактом были предусмотрены разработка, изготовление опытных образцов самолета, проведение сертификационных испытаний и получение сертификата типа на самолет «Рысачок» в декабре 2009 года. «До настоящего времени сертификация не завершена. По заключениям экспертов, самолет «Рысачок» в существующем техническом облике непригоден для серийного производства и дальнейшей эксплуатации на местных и региональных авиалиниях», — сообщили в пресс-службе министерства, добавив, что работы по созданию самолета «Рысачок» Минпромторгом России не финансировались.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer