Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


РКЦ "Прогресс" отказался от одобренного Путиным "Рысачка"


27 октября 2021 года Инна Сидоркова, Артём Кореняко, РБК


Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб. Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком». Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.


РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») — ведущее российское предприятие ракетно-космической промышленности по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей «Союз-2» и систем дистанционного зондирования Земли. По итогам 2018 года выручка РКЦ «Прогресс» составляла 28 млрд 465 млн руб., следует из базы СПАРК. Предприятие также создает перспективную двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Союз-5», которая сможет выводить на орбиту до 17 т полезной нагрузки. Общий бюджет проекта составляет 1,6 млрд руб. Из них 750 млн руб. в качестве займа выдал Фонд развития промышленности.

Научно-коммерческую фирму «Техноавиа» в 1992 году создал Вячеслав Кондратьев. Он работал в конструкторских бюро А.С. Яковлева и П.О. Сухого, где принимал участие в разработке учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетов Як-50, Як-52, Як-53 и Су-26. В «Техноавиа» Кондратьев создал несколько вариантов легкомоторных самолетов, в частности СМ-92. Основной производственной площадкой для них стал Смоленский авиазавод (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). По итогам 2020 года выручка «Техноавиа» составила 10,2 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн, следует из отчетности компании.

Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб.

Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком».

Ожидалось, что этот самолет заменит «кукурузник» Ан-2 и станет первым российским серийным легким двухмоторным турбовинтовым самолетом.

Почему отказались от проекта

«Мы провели ряд консультаций — в том числе и с разработчиком и владельцем документации [гендиректором «Техноавиа» Вячеславом] Кондратьевым, провели свои внутренние оценки. И в какой-то момент стало понятно, что у нас нет площадей для размещения подобного рода техники. Ввиду того что [производимая РКЦ] ракета «Союз-5» действительно большая и крупногабаритная. Плюс мы все-таки не сбрасываем со счетов проект сверхтяжелого носителя, который когда-то может к нам прийти примерно на эти площади», — рассказал Баранов.

Гендиректор РКЦ «Прогресс» отметил, что, несмотря на то что предприятие изначально и до 1950-х годов было авиационным, последние 60 лет «работает с космической тематикой».

«Мы сейчас сосредоточились на ракетной тематике. И площади, которые мы занимали в сборочном цехе под «Рысачок», теперь будут заняты оборудованием под «Союз-5». Это естественный ход жизни, что-то приходит, что-то уходит», — пояснил Дмитрий Баранов, добавив, что рассчитывает, что в «Прогресс» «придут и другие некоторые ракеты-носители».

Как складывалась судьба «Рысачка»

Дмитрий Баранов рассказал, что всего создано три летных экземпляра «Рысачка». Два из них находятся в Самаре на территорий РКЦ, третий — в подмосковном летно-испытательном центре города Жуковский.

О создании «Рысачка» стало известно в 2007 году, когда Минтранс провел конкурс на создание двухмоторного самолета для учебных заведений гражданской авиации. Конкурс на 740 млн руб. выиграла небольшая конструкторская компания «Техноавиа». Производство решено было организовать на площадке «Прогресса», который получал вознаграждение из суммы, выделенной «Техноавиа».

Первый полет опытного образца состоялся в 2010 году, процесс сертификации начался в конце 2013 года, а серийное производство самолета должно было начаться в 2015 году. По разным данным, одновременно разрабатывались модификации на 10, 16 и 19 пассажиров. За десять лет планировалось выпустить около 320 машин, розничная стоимость каждой оценивалась в 2013 году «Прогрессом» в 100 млн руб.

На самолет установлены чешские двигатели Walter и американская авионика. Но «Прогресс» рассчитывал заменить их на отечественные. Специально под этот проект компания «Салют» («дочка» Объединенной двигателестроительной корпорации, входит в «Ростех») на собственные средства начала работу над двигателем ТВ-500С. Однако затем работы над двигателем прекратились. Предполагалось, что дальность полета «Рысачка» составит 2000 км, крейсерская скорость — 250–400 км/ч. Создатели машины заявляли о возможном контракте с Минобороны, а сам «Рысачок» на авиасалоне МАКС-2013 был раскрашен в камуфляжные цвета.

«В 2015 году проект «Рысачок» был заморожен по рекомендации Федерального космического агентства по разным — экономическим, политическим и где-то даже, может быть, техническим — причинам», — объяснил РБК Дмитрий Баранов. В частности, известно, что одна из причин — нехватка средств и отсутствие поддержки проекта со стороны Минпромторга (выделенных ранее 740 млн на проект не хватило). Как писали «Известия» со ссылкой на занимавшего тогда пост губернатора Самарской области Николая Меркушкина, оставалось «буквально 250–300 млн руб., для того чтобы в ЦАГИ завершить все испытания».

Баранов отказался уточнять полную стоимость проекта, но отметил, что «достаточно много компаний», в том числе и зарубежных, интересовались «Рысачком». «Но проблема в том, что надо было закончить сертификацию самолета, чтобы он получил сертификат летного типа. Этого сделано полностью не было, его невозможно было продать, поэтому коммерческий интерес постепенно угас», — заключил гендиректор РКЦ «Прогресс».

Что говорят создатели «Рысачка»

Проект «Рысачок» закрыли, так как он мог помешать продвижению 19-местного чешского самолета L-410 на российский рынок, заявил РБК Вячеслав Кондратьев, гендиректор компании «Техноавиа», которая владеет конструкторской документацией на проект. «Когда-то было принято решение задавить «Рысачок». Это произошло по инициативе [главы «Роскосмоса» Дмитрия] Рогозина. А Баранов его поддержал», — говорит Кондратьев. По его словам, «Техноавиа» не ставит крест на «Рысачке». «Я пытаюсь достать деньги на продолжение этой программы», — говорит Кондратьев.

По расчетам «Техноавиа», завершение сертификации и создание производства, которое сможет выпускать порядка 50 самолетов в год, обойдется примерно в 2,5 млрд руб. Стоимость одного «Рысачка» оценивается в $3 млн (примерно 208 млн руб.), что вдвое меньше цены L-410.

В «Роскосмосе» не стали комментировать заявления Кондратьева.

В пресс-службе Минпромторга сообщили РБК, что самолет создавался по контракту, заключенному по результатам проведения конкурса между Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации и НКФ «Техноавиа». Контрактом были предусмотрены разработка, изготовление опытных образцов самолета, проведение сертификационных испытаний и получение сертификата типа на самолет «Рысачок» в декабре 2009 года. «До настоящего времени сертификация не завершена. По заключениям экспертов, самолет «Рысачок» в существующем техническом облике непригоден для серийного производства и дальнейшей эксплуатации на местных и региональных авиалиниях», — сообщили в пресс-службе министерства, добавив, что работы по созданию самолета «Рысачок» Минпромторгом России не финансировались.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer