Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в 600 млрд рублей


4 октября 2021 года Артём Кореняко, РБК


Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли, обошлись федеральному бюджету в 2020 году в 591 млрд руб. Это следует из отчета Счетной палаты по госпрограмме «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 2018–2024 годы. Такие меры поддержки были направлены на стабилизацию компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и применялись к компаниям автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.


Как еще власти поддержали авиакомпании

В 2020 году российские власти также поддержали авиакомпании через субсидии, компенсацию расходов и допэмиссию.

80,035 млрд руб. привлек «Аэрофлот» за счет дополнительной эмиссии акций, в которой помимо правительства принимали участие и другие инвесторы. После этого доля Росимущества в компании выросла с 51,17% до 57,34%.
20,953 млрд руб. авиакомпании получили в качестве частичной компенсации из-за падения пассажиропотока. С такой инициативой в апреле 2020 года выступил президент Владимир Путин. «Данная мера государственной поддержки была направлена на продолжение бесперебойной деятельности авиационных предприятий и сохранение специалистов авиационного персонала», — отмечал руководитель Росавиации Александр Нерадько.
9,07 млрд руб. было выделено для выполнения субсидируемых межрегиональных рейсов в обход Москвы. В рамках этой программы 23 авиакомпании выполнили 49,4 тыс. рейсов и перевезли более 2 млн пассажиров.
6,34 млрд руб. получили 13 авиакомпаний, выполнявших субсидируемые рейсы в Крым, Калининград и на Дальний Восток. Перевезено почти 754 тыс. человек.
1,78 млрд руб. были перечислены в пользу пяти компаний на компенсацию части их затрат на уплату лизинговых платежей за региональные самолеты.
575,6 млн руб. получили 12 авиакомпаний за вывоз свыше 312 тыс. человек более чем 550 рейсами из-за рубежа.
210,3 млн руб. получил «Аэрофлот» на возмещение недополученных доходов от перевозки 82 тыс. пассажиров по спецтарифу между Калининградом и Москвой.
В 2020-м перевозчики также продолжали получать субсидии на выполнение местных, региональных и санитарных рейсов.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли, обошлись федеральному бюджету в 2020 году в 591 млрд руб. Это следует из отчета Счетной палаты по госпрограмме «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 2018–2024 годы. Такие меры поддержки были направлены на стабилизацию компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и применялись к компаниям автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Для сравнения, по итогам 2019 года объем налоговых льгот составил почти 207 млрд руб., говорит представитель Счетной палаты, ссылаясь на доклад Минфина о ходе реализации и эффективности госпрограмм. То есть господдержка транспортной отрасли в 2020 году выросла почти втрое. Сама Счетная палата ранее не проводила анализ мер поддержки по госпрограмме.

Какие налоги недополучил бюджет

577 млрд руб. из 591 млрд руб., о которых указывает Счетная палата, относятся к поддержке воздушного транспорта. Основные льготы пришлись на следующие виды налогообложения:

  • 462 млрд руб. — из-за применения льготных ставок НДС для авиакомпаний, для которых он был снижен с 20% до 10%, а в некоторых случаях даже до 0%.
  • 115 млрд руб. — из-за освобождения от налогов и ввозных пошлин воздушных судов, двигателей и запчастей к ним.
  • Более 13 млрд руб. не получил бюджет в 2020 году из-за льготной ставки НДС (в размере 0%) для услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Такая мера действует с 2015 года и рассчитана до 1 января 2030 года.
  • Еще почти 2 млрд руб. составили потери из-за введенной в 2020 году ставки налога на имущество в размере 1,6% для железнодорожных путей общего пользования, впервые принятых на учет.

Гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак отмечает, что меры немонетарной поддержки воздушного транспорта в виде освобождения от уплаты НДС, ввозной таможенной пошлины и других инструментов применялись и до пандемии COVID-19. Так, власти еще с 2014 года стали снижать НДС для авиакомпаний. Тогда они обнулили этот налог на авиаперевозки в Крым. С 2015 года пониженная ставка НДС в размере 10% применяется к внутренним рейсам через аэропорты Москвы — по данным отчета Счетной палаты, только по таким рейсам объем налоговых льгот в 2020 году составил более 393 млрд руб.

С 2018 года действует нулевая ставка на полеты в Крым, Калининград и на Дальний Восток, даже если рейс выполняется через московский авиаузел. С 2019 года НДС снижен до 0% на перелеты между регионами в обход Москвы и области. НДС не взимается и на международных авиаперевозках пассажиров и багажа, говорили ранее РБК в пресс-службе Минфина.

Но в пресс-службе Счетной палаты отметили, что ряд налоговых льгот, касающихся авиакомпаний, появился только в 2020 году. Например, тогда были установлены нулевые ставки НДС при реализации и передаче в лизинг воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре. От налогообложения был также освобожден ввоз самолетов в Россию. Совокупные выпадающие доходы по этим льготам составили более 9 млрд руб. в прошлом году.

Как считали объемы господдержки

Расчет налоговых льгот и выпадающих доходов бюджета осуществляется Минфином с учетом объема собранных налогов, ситуации в экономике и зарубежного опыта, а также данных Минтранса (объемы перевозок), рассказали в пресс-службе Счетной палаты.

Эксперты поставили под сомнение расчеты госаудитора. Доход от внутренних рейсов в 2020 году составил менее 500 млрд руб., отмечает Александр Фридлянд, директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. По его оценкам, даже если НДС для всех внутрироссийских рейсов составлял 10%, то потери бюджета составили менее 50 млрд руб. Показатель этих налоговых льгот получен из официальных материалов, представленных Минтрансом, парирует представитель Счетной палаты.

Реальную господдержку воздушного транспорта в 2020 году ведущий эксперта центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко оценивает примерно в 300 млрд руб. Но он оговаривается, что это вопрос методики подсчета. РБК направил запрос в пресс-службы Минтранса, шести крупнейших авиакомпаний и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Насколько необходимой была такая господдержка

На фоне ограничений на перемещение людей из-за пандемии COVID-19 суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. Пассажиропоток всей гражданской авиации упал на 46%, до 69 млн человек.

Предприятия транспортной отрасли до сих пор не вышли на допандемийный уровень, поэтому оценка эффективности принимаемых мер господдержки представляется преждевременной, отметили в пресс-службе Счетной палаты.

По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, если бы не было налоговых льгот, авиарынок мог недосчитаться нескольких игроков, а ситуация в отрасли могла быть совсем драматической. «При меньшей поддержке мы могли увидеть банкротства в отрасли», — соглашается аналитик по транспорту «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. «При большей — отрасль смогла бы уменьшить убытки, но тогда меньше бы средств получили другие адресаты госпомощи», — говорит она.

На фоне снижения конкуренции выросли бы цены на билеты, добавляет Пантелеев. По его словам, предоставленные льготы стали главным фактором стабильной работы отрасли авиаперевозок.

Наличие льгот помогает сохранять доступность авиаперевозок для населения, указывает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. «В случае отмены льгот вероятно повышение потребительских цен, что может негативно отразиться на трафике и устойчивости отрасли», — говорит она.

В январе—августе 2021 года российские авиакомпании перевезли 71,2 млн человек, что на 62% больше, чем за аналогичный период 2020 года, но 17% меньше, чем в 2019 году. В августе 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км, была равна 5,88 тыс. руб., по данным Росстата. Это на 1,6% и 2,4% больше, чем в августе 2019 и 2020 года соответственно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer