Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Циркон" суров: в России провели испытания гиперзвукового оружия


5 октября 2021 года Антон Лавров, Алексей Рамм, Известия


Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Министерство обороны РФ провело масштабные испытания гиперзвукового оружия. С разницей в несколько часов из акватории Белого моря были запущены две гиперзвуковые ракеты 3М22 «Циркон». Впервые стартовой площадкой для этих изделий стала подводная лодка: их запустили с борта субмарины «Северодвинск». Причем один из пусков был выполнен из-под воды. До конца года будет принято решение о сроках принятия ракеты на вооружение, а также о начале первых серийных поставок этих изделий в войска. 3М22 может поражать морские и наземные цели на дальности свыше 1000 км. Эксперты отмечают, что защититься существующими системами ПВО и ПРО от такого оружия невозможно.

Двойной удар

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, проведенные испытания подтвердили заданные параметры изделия. В настоящее время «Циркон» находится в высокой степени готовности. Утром в понедельник, 4 октября, Минобороны распространило видео ночного пуска гиперзвуковой ракеты «Циркон» с подводной лодки «Северодвинск», идущей в надводном положении. Позже в тот же день представители ведомства заявили о втором успешном испытании. В этот раз боеприпас был выпущен из подводного положения с глубины 40 м.

О том, что испытания «Цирконов» находятся в завершающей стадии, в мае этого года заявил президент России Владимир Путин. По словам министра обороны Сергея Шойгу, их окончание запланировано до конца 2021 года. В августе Минобороны подписало контракт с НПО машиностроения на производство первой партии серийных боеприпасов. Реализовать его планируется к 2025 году. При этом количество заказанных ракет не раскрывается.

«Известия» уже писали, что «Цирконами» штатно будут оснащать подводные лодки проекта 885М начиная с пятого корпуса, получившего название «Пермь». Эта субмарина заложена на заводе в 2016 году, но пока не спущена на воду.

До сегодняшнего дня эти ракеты запускали только с надводных кораблей — фрегатов проекта 22350, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев.

— Первый пуск с подводной лодки говорит о том, что «Циркон» становится по-настоящему унифицированной гиперзвуковой ракетой, которая может применяться как кораблями, так и субмаринами, — отметил он. — В перспективе можно ждать и сухопутных вариантов этого боеприпаса, но пока их основной заказчик — ВМФ.

Дмитрий Корнев добавил, что для «Циркона» используются такие же универсальные установки вертикального пуска, как и для ракет «Калибр» или «Оникс», которые уже есть на многих кораблях и подводных лодках. В перспективе это позволит насытить флот гиперзвуковым оружием. При нынешнем уровне развития систем противовоздушной обороны уничтожить «Цирконы» крайне сложно. Эта ракета не только летит с огромной скоростью на относительно небольшой высоте, но и может маневрировать.

— По таким боеприпасам очень сложно даже прицелиться. А попасть по приближающемуся «Циркону» ракетой ПВО будет практически невозможно. Вероятность поражения такой цели — на уровне случайности, — заключил эксперт.

Неотразимая разработка

По данным Минобороны, «Цирконы» летят на дальность свыше 1000 км. Их скорость достигает 9 Мах, что в девять раз быстрее скорости звука. Современные системы противовоздушной и противоракетной обороны во всём мире не проектировались для борьбы с такими скоростными целями. При этом ракета унифицирована. Сейчас для поражения наземных и морских целей в пусковые установки кораблей приходится загружать разные типы ракет. Новый гиперзвуковой боеприпас универсален — его можно применять по любым объектам.

Научно-исследовательская работа по созданию «Циркона» стартовала в 2009 году. В 2015-м начались опытно-конструкторские работы по завершению разработки и созданию предсерийных образцов. Летные испытания ракет с надводного корабля начались в прошлом году. Для первых тестов использовался фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». В военном ведомстве отмечают, что первые в истории испытания гиперзвуковой крылатой ракеты боевого корабля прошли 6 октября 2020 года. С расстояния 450 км в Баренцевом море она поразила надводную цель.

Всего за осень 2020-го фрегат успел трижды отстреляться перспективным боеприпасом. В этом году «Цирконы» с фрегата применялись не только поодиночке, но и — впервые — залпом из не менее чем двух ракет.

Помимо фрегатов проекта 22350 и «Ясеней», в роли перспективных носителей «Цирконов» назывались модернизированные атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — после завершения его ремонта и переоборудования.

Подводные носители

Октябрьские тесты выполнили со специально доработанной атомной подводной лодки «Северодвинск». Это головная субмарина проекта 885 «Ясень». Следующие восемь подлодок строятся уже по улучшенному и измененному проекту 885М «Ясень-М». Для половины из них такие ракеты сразу же станут штатным оснащением.

«Ясени» относят к универсальным подводным лодкам. Подводные крейсеры несут не только торпедное вооружение, но и вертикальные пусковые шахты для крылатых ракет. В них можно разместить «Калибры» для ударов по наземным целям, противокорабельные сверхзвуковые «Ониксы» или новейшие гиперзвуковые «Цирконы».

Всего сейчас заказано девять единиц. Две лодки проекта 885/885М уже находятся в строю в составе Северного флота России. Еще две спущены на воду и проходят достройку на плаву. Пять остальных находятся в цехах на разных этапах строительства.

Российские арсеналы пополняются гиперзвуковым оружием не только морского базирования. Уже поставлены на вооружение «Кинжалы» для самолетов МиГ-31. Ведутся разработки еще нескольких моделей подобных боеприпасов для дальней и оперативно-тактической авиации. В РВСН заступил на боевое дежурство первый полк межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ с гиперзвуковыми планирующими блоками «Авангард».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer