Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гиперзвуки "Су": российские военные получат компактную ракету


7 октября 2021 года Антон Лавров, Алексей Рамм, Известия


В России создается еще одна система гиперзвукового оружия. Она реализуется в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Личинка-МД». Сейчас изделие на этапе отработки макета, оно еще не вышло на летные испытания. Новая ракета предназначена для оснащения истребителей-«невидимок» Су-57. Предположительно, она будет летать со скоростями в пять и более раз быстрее звука и станет практически неуязвимой для современных систем противовоздушной и противоракетной обороны. По мнению экспертов, главной целью для ракеты станут морские объекты вероятного противника. В перспективе боеприпас заменит в арсенале российских ВС легендарную сверхзвуковую противокорабельную ракету Х-31.

В России создается еще одна система гиперзвукового оружия. Она реализуется в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Личинка-МД». Сейчас изделие на этапе отработки макета, оно еще не вышло на летные испытания. Новая ракета предназначена для оснащения истребителей-«невидимок» Су-57. Предположительно, она будет летать со скоростями в пять и более раз быстрее звука и станет практически неуязвимой для современных систем противовоздушной и противоракетной обороны. По мнению экспертов, главной целью для ракеты станут морские объекты вероятного противника. В перспективе боеприпас заменит в арсенале российских ВС легендарную сверхзвуковую противокорабельную ракету Х-31.

«Личинка-МД»

Согласно документам, которые есть в распоряжении «Известий», второй этап опытно-конструкторской работы «Личинка-МД» стартовал в 2019 году.

Головным разработчиком по этой теме является АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В качестве двигателя в ракете используется так называемое изделие 70. Его разрабатывает тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», специализирующееся на энергоустановках для сверхскоростных ракет.

«Изделие 70» — это прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). В качестве силовой установки он уже используется во многих российских гиперзвуковых системах вооружения, в том числе комплексе «Гремлин». В настоящее время «изделие 70» проходит огневые испытания.

Источники «Известий» в оборонном ведомстве подтвердили, что для вооружения Су-57 разрабатывается гиперзвуковой боеприпас. Сейчас он находится на этапе наземных отработок и полетов с массогабаритными макетами. Ракета будет помещаться во внутренние отсеки российского истребителя-невидимки.

«Известия» уже писали, что в России одновременно разрабатывают несколько проектов гиперзвуковых ракет для оснащения не только тяжелых ракетоносцев дальней авиации, но и более легких самолетов.

— Можно предположить, что «Личинка-МД» — это замена противокорабельным боеприпасам для оперативно-тактической авиации, — заметил военный эксперт Дмитрий Корнев. — Это должна быть гиперзвуковая ракета, вероятно, с дальностью действия в несколько сот километров.

Две буквы в названии ракеты «МД», скорее всего, указывают на боеприпас малой дальности. Ракеты ближнего боя класса «воздух-воздух» от этого же производителя имели аналогичное буквенное обозначение. Но «малой» ее можно будет считать только по сравнению с другими гиперзвуковыми образцами, летящими на 1000 и более километров, отметил эксперт.

— Скорее всего, новая разработка придет на смену семейству противокорабельных сверхзвуковых ракет Х-31, которые были созданы в 1980-х годах. Россия окружена морями и без современного оружия класса «воздух-поверхность» обойтись нашей стране нельзя, — заключил Дмитрий Корнев.

О разработке перспективной противокорабельной ракеты для Су-57 еще в 2019 году сообщил замминистра обороны Алексей Криворучко. Работа над ключевым компонентом — активной головкой самонаведения — шла в Уральском проектно-конструкторском бюро «Деталь», которое входит в КТРВ.

О том, что в России ведется разработка высокоскоростной противокорабельной ракеты нового поколения заявил в этом году на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге и гендиректор КТРВ Борис Обносов. По его словам, помехозащищенный «умный» боеприпас пополнит линейку авиационного вооружения компании.

Гиперзвук — в воздух

В середине сентября вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что Россия впервые за всё время вырвалась вперед в области создания гиперзвукового оружия. Он подчеркнул, что сейчас у нашей страны имеется серьезное преимущество над ведущими западными государствами и его будут стараться сохранить.

Сейчас на вооружении состоит только одна гиперзвуковая ракета воздушного базирования — «Кинжал». Эскадрилья самолетов МиГ-31К с ними заступила на опытно-боевое дежурство в конце 2017 года в Южном военном округе. Известно еще о нескольких проектах подобных вооружений.

Так, в 2013 году бывший в то время тогда главкомом ВВС генерал-полковник Александр Зелин раскрыл некоторые подробности создания облегченных гиперзвуковых ракет. По его словам, такой боеприпас весит около 1600 кг и достигает скорости в 6 Махов.

В 2012 году стартовала опытно-конструкторская работа по созданию другой гиперзвуковой ракеты с ПВРД — новинка получила название «Гремлин». Этот боеприпас предназначен для вооружения оперативно-тактической авиации, в том числе бомбардировщиков Су-34. Небольшие размеры и вес должны позволить подвесить несколько ракет на каждый самолет.

Ранее Александр Зелин сообщал, что помимо небольших гиперзвуковых управляемых ракет в разработке находится и значительно более тяжелая модель для дальней авиации, которая может развивать скорость до 12 Махов. Новинка, работы по которой стартовали в 2016 году, получила название «Острота». В качестве силовой установки в этой ракете используется более мощный прямоточный двигатель, известный под обозначением «изделие 71».

Помимо авиационных носителей гиперзвуковые боеприпасы в России разрабатываются для флота и РВСН.

Догонный курс

Два года назад министр обороны США Марк Эспер признал отставание Соединенных Штатов от России в гиперзвуковом оружии и призвал вкладывать «каждый доллар» в разработки, чтобы сократить разрыв. Были инициированы около десятка новых проектов создания таких ракет авиационного, морского и наземного базирования.

В этом году в конце сентября Пентагон сообщил о первом успешном тесте собственной авиационной гиперзвуковой ракеты, способной достигать скорости 5 Махов. Прототип, разработанный агентством перспективных исследований DARPA совместно с корпорациями Raytheon и Northrop Grumman, стал только демонстрацией технологий и не будет принят на вооружение. Но будущие модели боеприпасов будут создавать с использованием полученных наработок.

Летом начались испытания и первых прототипов боевой ракеты AGM-183A ARRW, предназначенной для стратегических бомбардировщиков B-52. Ни один из двух анонсированных заранее тестов успехом не завершился. В августе гиперзвуковой боеприпас отделился от самолета-носителя, но его прямоточный реактивный двигатель не сумел стартовать. Тем не менее в США не сомневаются в итоговом успехе и уже создают серийное производство для его выпуска.

Собственные проекты гиперзвуковых ракет, помимо ВВС, есть также у флота и армии США. Их планируется в ближайшие годы разместить как на морских носителях, так и на наземных пусковых установках.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет




НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Авиабезопасность вызвала вопросы
Анастасия Львова, Евгения Перцева
Известия
Дело пошлин: магазины duty free откроются для вылетающих в ЕАЭС к августу
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейсы могут задержаться: санкции подкосили российскую авиацию

Известия
Авиаэксперт оценил преимущества самолета SSJ100 в условиях импортозамещения
настасия Львова
Известия
Арабская "дочь": российская авиакомпания хочет создать СП с Etihad
Артём Кореняко
РБК
ICAO заявила о "существенных опасениях" в сфере авиабезопасности России
Алексей Чеботарёв
Аргументы и Факты
Возвращение "тушки". Когда взлетит и куда долетит "новый старый" Ту-214?
Яна Загоровская
КоммерсантЪ
Авиация делает замену
Евдокия Мельник
Forbes
Санкции и закрытые аэропорты: как изменятся цены на поездки по России этим летом

Известия
Авиаэксперты сравнили характеристики Ту-214 и Boeing
Анастасия Львова
Известия
Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Business FM
СМИ: авиакомпания Royal Flight находится на грани закрытия
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
"Дочка" - к матери: лоукостер "Победа" может полностью уйти из Внуково
Ульяна Миненкова, Станислав Корягин
КоммерсантЪ
Багаж приказал долго лететь
Игорь Афанасьев,
Роскосмос
Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли

Роскосмос
Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров
Александр Братерский
Finam.ru
Иранский сценарий. Первым делом самолеты

Ростех
Во все лопатки: новые технологии изготовления лопаток авиадвигателей
Анастасия Львова
Известия
Нотный проезд: музыканты попросили скидку на авиаперевозку инструментов

РЕН ТВ
Авиаэксперт Гусаров заявил о колоссальном преимуществе "сети" из Су-57

Известия
Эксперт назвал возможные причины приостановки Boeing выпуска самолетов 737 MAX
Дарья Савенкова, Арина Литова
Ведомости
S7 решил заморозить проект лоукостера Citrus
Никита Тихонов
АвиаСоюз
О роли сертификационных центров в обеспечении безопасности авиационной техники
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие российские аэропорты увеличили прибыль в 5,5 раза
Елена Сухорукова
РБК
Аэропорт Шереметьево назвал стоимость туроператора "Библио-Глобус"

Радио 1
Без шокера и дубинки. Названы оптимальные способы противостоять авиадебоширам
Анастасия Львова
Известия
Судов на вас нет: в России предложили ограничить число Airbus и Boeing

Роскосмос
Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ
Николай Ивашов, Екатерина Кобиц
Эксперт
ОАК сосредотачивается
Софья Смирнова
Известия
Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей

Москва FM
Стюардессы получат спецсредства для борьбы с авиадебоширами

Business FM
Самолет "Аэрофлота" арестован на Шри-Ланке по требованию лизингодателя
Наталья Крапивина
Ammiac
Россияне через несколько лет пересядут на российские авиалайнеры нового поколения
Алина Чупанова, Мария Алексеева
КО
Авиация ждет большого передела

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer