Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бомбардировщики застряли в долгах


7 октября 2021 года Олег Мухин, КоммерсантЪ


Как стало известно «Ъ», затянувшаяся реконструкция военного аэродрома Балтимор в Воронеже, где должны базироваться бомбардировщики, привела к образованию долгов военных перед подрядчиками. Генподрядчик ФГУП «Главное военно-строительное управление (ГВСУ) №14» и его правопредшественники (ГВСУ №7 и структуры Спецстроя) проиграли целый ряд разбирательств: крупным иногородним компаниям пришлось взыскивать сотни миллионов рублей и расторгать текущие контракты, а небольшим воронежским — надеяться на оплату уже выполненных. ГВСУ грозят банкротством, но одним из основных кредиторов может стать головное для него Минобороны. Шансы взыскать с ГВСУ долги низки, считают юристы; подрядчики просят разобраться в ситуации бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

Как стало известно «Ъ», затянувшаяся реконструкция военного аэродрома Балтимор в Воронеже, где должны базироваться бомбардировщики, привела к образованию долгов военных перед подрядчиками. Генподрядчик ФГУП «Главное военно-строительное управление (ГВСУ) №14» и его правопредшественники (ГВСУ №7 и структуры Спецстроя) проиграли целый ряд разбирательств: крупным иногородним компаниям пришлось взыскивать сотни миллионов рублей и расторгать текущие контракты, а небольшим воронежским — надеяться на оплату уже выполненных. ГВСУ грозят банкротством, но одним из основных кредиторов может стать головное для него Минобороны. Шансы взыскать с ГВСУ долги низки, считают юристы; подрядчики просят разобраться в ситуации бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

Ряд воронежских компаний обратились в арбитражные суды Воронежской области и Москвы с заявлениями о взыскании задолженности с ГВСУ №7 и ГВСУ №14. Только за последний год таких исков было подано более десятка. ООО «Грузавто-36» отсудило 314 тыс. руб. долга за ремонт грузовика, ООО ТПК «Кайлас» — более 1 млн руб. за поставку товара, ООО «Прайм» — 666 тыс. руб., ООО «Воронежнедра» — 4,4 млн руб., ООО «Ремонтно-строительная компания “Панорама”» — 5 млн руб., ООО «Трансгранит» — 1,2 млн руб., ООО «Дорстрой» — 11 млн руб., ООО «Новые строительные технологии» — 500 тыс. руб. Не во всех разбирательствах указаны работы именно на Балтиморе, но для двух ГВСУ именно этот объект был крупнейшим в Воронежской области.

Компаниям выдавали исполнительные листы, но у ГВСУ №14 числится почти 3,5 тыс. исполнительных производств. Также в отношении ГВСУ поданы заявления о банкротстве — только в августе в арбитражный суд Москвы их поступило более десяти. В числе заявителей — ООО «Воронежская строительно-ремонтная компания» (долг в 800 тыс. руб., исполнительный лист от 2019 года). Одним из крупнейших кредиторов может стать Минобороны (ведомство отсуживало у ГВСУ сотни миллионов рублей по старым договорам), но оно в дело о банкротстве пока не вступило.

По данным «СПАРК-Интерфакс», стоимость чистых активов ГВСУ №14 на конец 2020 года была отрицательной — минус 65 млрд руб. при выручке 9,5 млрд руб. и чистом убытке 15,5 млрд руб.

Реконструкция Балтимора — крупнейший военный «долгострой» в Воронежской области. Публично о ходе его реконструкции сообщалось мало. В июле 2013 года начальник Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина Геннадий Зибров говорил, что аэродром «закроется через несколько недель» и будет открыт в 2015-м. В феврале 2017-го главком ВКС Виктор Бондарев анонсировал открытие в 2018-2019 годах. В декабре 2017 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу уточнил, что аэродром должен быть введен в эксплуатацию в 2018-м. Среди ключевых работ называлась замена двух взлетно-посадочных полос на одну современную. В декабре 2019 года господин Зибров сообщил, что аэродром будет открыт в сентябре-октябре 2020 года. Сейчас военные в кулуарах говорят о возможном открытии объекта в конце 2021 года.

Фактически реконструкция Балтимора началась в 2010 году, до закрытия аэродрома. На объекте сменилось несколько генподрядчиков и крупных субподрядчиков. Это «Ъ» выяснил, изучив около 150 решений и постановлений судов, в которых упоминается Балтимор: споры военных с подрядчиками начались еще на этапе проектирования. В 2010 году Минобороны заключило с АО «Инжтрансстрой» контракт на выполнение проектно-изыскательских работ. Через несколько лет министерство попыталось взыскать с компании 190 млн руб. «неотработанного аванса», но суды выяснили, что проектировщик даже перевыполнил задачу — стоимость работ достигла 358 млн руб. Причем на этом настаивали сами же военные, которые решили укрупнить объект.

В декабре 2011 года министр обороны Анатолий Сердюков утвердил новую схему развития аэродрома, в которой численность бортов увеличивалась на 20%, а также предусматривались новые схемы руления и дополнительное оборудование мест стоянок, следует из документов судов. Это увеличило стоимость разработки документации вдвое, а сроки — почти на два года, до 2013-го.

Первым генподрядчиком на проведение работ за 9,33 млрд руб. стало ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (его правопреемником сейчас является ГВСУ №14). В 2013 году оно договорилось о субподряде с АО «УСК Мост»: эта компания должна была реконструировать аэродром за 9,27 млрд руб. Но оплата работы гражданского подрядчика затянулась. В 2015-м он передал права по субподряду московскому АО «Компания ЭМК-Инжиниринг», взыскав со структуры «Спецстроя» 21 млн руб. процентов за несвоевременно оплаченные работы. Но платить вовремя военные не начали.

Кто задерживал оплату реконструкции Балтимора

Задержки в финансировании гражданских подрядчиков возникали в том числе по вине Минобороны, а не военно-строительных управлений, следует из документов судов. Так, в декабре 2016 года Минобороны заключило с ГВСУ контракт на строительство здания для размещения технических средств обучения авиационного персонала на Балтиморе за 139,3 млн руб. Строительно-монтажные работы по неизвестным причинам должны были завершиться уже через три дня после подписания контракта, но не закончились даже к февралю 2021-го. Минобороны попыталось взыскать 24 млн руб. неустойки за не выполненные в срок работы. В ГВСУ в ответ заявили, что даже выполненные работы Минобороны не оплачивало в срок: в итоге суд взыскал лишь 4,3 млн руб. неустойки.

Зато летом 2021 года суд встал уже на сторону Минобороны: ведомство требовало от генподрядчика 175 млн руб. «неосновательного обогащения» по госконтракту на реконструкцию 2013 года. На тот момент генподрядчик получил от ведомства 4,75 млрд руб., при этом работы на 175 млн руб. не были сданы: эту сумму присудили военному ведомству.

Уже в 2017 году «Компания ЭМК-Инжиниринг» отказалась от выполнения контракта, а в 2018-м суд постановил взыскать в ее пользу с ГВСУ №14 205 млн руб. долга. Претензии к ГВСУ предъявило и Минобороны: в 2017-м ведомство потребовало 2,5 млрд руб. неустойки за затягивание реконструкции, но иск остался без рассмотрения из-за нарушения условий досудебного урегулирования.

В мае 2019 года Минобороны расторгло с ГВСУ первый контракт на реконструкцию от 2013 года: за шесть лет работы были выполнены только на 4,6 млрд руб. Это не помешало Минобороны в том же месяце заключить с ГВСУ №14 новый контракт «на корректировку рабочей документации» и завершение работ. А в 2020-м ведомство подписало договор и с ГВСУ №7 — о выполнении части работ за 1 млрд руб. Они должны были завершиться в декабре 2020 года, но на 15 февраля 2021-го оказались выполнены только на 118,9 млн руб. Контракт с ГВСУ №14 был расторгнут 1 июля 2021 года; о судьбе второго в документах судов не говорится.

В Минобороны в течение двух недель не ответили на запрос «Ъ». Некоторые из крупных субподрядчиков уже заявили свои требования в рамках дела о банкротстве. Небольшие компании в возможность взыскания оплаты в рамках банкротства не верят. Директор ООО «Воронежнедра» Владимир Чернышов рассказал «Ъ», что, несмотря на решения судов о взыскании 4,4 млн руб. за отгруженный грунт, на счета компании «ни поступило ни рубля». «Сколько я ни звонил, ответ один: "Вы в реестре платежей",— пояснил господин Чернышов.— В частном разговоре представитель ГВСУ №7 сообщил, что нам вряд ли удастся взыскать долги, поскольку на момент рассмотрения дела ГВСУ №7 было присоединено к ГВСУ №14, которое впоследствии должно быть обанкрочено».

Воронежский бизнес-омбудсмен Павел Ковалев рассказал «Ъ», что ему поступило два обращения от воронежских предпринимателей, которым ГВСУ не оплатило выполненные работы: «Мы готовим письма Борису Титову и в другие инстанции… Вопрос урегулирования задолженности предприятий военно-промышленного комплекса прорабатывается на высшем государственном уровне».

Ранее в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова сообщали, что объем долгов структур Спецстроя перед подрядчиками составляет минимум 34 млрд руб.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин отмечает, что субподрядчики серьезно рисковали, не интересуясь платежеспособностью военных генподрядчиков: «На момент заключения договора с "Воронежнедрами" ГВСУ №7 было присоединено к ГВСУ №14, которое уже тогда стояло на пороге реального банкротства». По его оценке, с учетом финансового состояния ГВСУ №14 «шансы реально получить деньги по решению суда приравниваются к нулю».




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ольга Коленцова
Известия
Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Грач" "Аллигатору" товарищ: Южный военный округ получит новую технику
Анастасия Львова
Ведомости
Суд посчитал таксу ТКП за оформление авиабилетов законной
Павел Аксенов
BBC News
Черная полоса: в 2021 году в России произошло уже семь крупных авиакатастроф
Алексей Нечаев, Елена Лексина, Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
"Открытое небо" с Европой убьет авиаотрасль Украины
Василий Кучушев
ТАСС
Эволюция Ми-8. Как легендарной "восьмерке" удается идти в ногу со временем
Максим Талавринов
Известия
Внеплановая экономика: авиабилеты стали покупать менее чем за неделю до вылета
Наталья Дмитрак
ТАСС
Уже пять лет в небе. Каковы возможности и перспективы российского беспилотника "Орион"



Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
"Витязь" в армейской шкуре: ЗРК для борьбы с дронами поступят в войска ЮВО

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России

ТАСС
Что известно о крушении самолета L-410 в Татарстане

Клуб регионов
Эксперты: развитие беспилотных технологий в Томской области – важный этап развития логистики и региона
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Женские авиаполки: как советские спортсменки стали "Ночными ведьмами"
Константин Чуприн
Взгляд
Кара небесная
Виталий Орлов
Взгляд
"Гриф" летит на смену "Орлу"
Владимир Волгин
Взгляд
Сверхтяжелое решение Роскосмоса
Олег Мухин
КоммерсантЪ
Бомбардировщики застряли в долгах
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Гиперзвуки "Су": российские военные получат компактную ракету

ТАСС
Что известно об экспедиции МКС-66

ТАСС
История и характеристики ракеты-носителя "Союз-2.1а"

ТАСС
История и характеристики космического корабля "Союз МС"
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Циркон" суров: в России провели испытания гиперзвукового оружия
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Летящей наводкой: российская армия заказала беспилотные огнеметчики

Ростех
Воздушный камуфляж: как и в какие цвета красят самолеты
Артём Кореняко
РБК
Поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в 600 млрд рублей
Максим Талавринов
Известия
Заглушить прибор: самолеты при посадке во Внуково и Пулково сталкиваются с помехами
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Супераллигатор" за миллиард: Минобороны утвердило цену новых вертолетов

ИНОСМИ.РУ
Skytrax (Великобритания): рейтинг лучших авиакомпаний мира - 2021

ТАСС
Эксперты считают, что будущее северного завоза в Арктике связано с дирижаблями и дронами
Максим Талавринов
Известия
И без маски - шоу: "Аэрофлот" обязал экипажи переодеваться в пассажиров
Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Экс-гендиректор оборонного предприятия сел за махинации с юристами
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Росавиация повышает привлекательность регистрации воздушных судов в РФ
Максим Талавринов, Евгения Перцева
Известия
Полетать охота: в РФ предложили отменить госрегулирование в малой авиации
Михаил Котов
Военно-промышленный курьер
Что мешает России отправить человека на Луну
Михаил Котов
ТАСС
Возможно ли сотрудничество: какие взаимные интересы могут быть у SpaceX и Роскосмоса
Игорь Ходаков
Военно-промышленный курьер
Космический вызов Пекина
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Ловкость рук – и никакого "Байкала"
Андрей Бузыкин
Известия
На взлет: эксперты оценили эффект от открытия в Тобольске нового аэропорта

Прайм
Социальные проекты по-новому: зачем СИБУРу аэропорт в Тобольске
Минни Чан (Minnie Chan)
ИНОСМИ.РУ
Китайские военные: НОАК хочет купить у России тяжелые ударные вертолеты Ка-52К (South China Morning Post, Гонконг)
Ирина Альшаева
Газета.Ru
"Китай просит помощи у России после своих неудачных разработок"
Дмитрий Петрович Смирнов, Сергей Викторович Трощенков, Игорь Викторович Пшеничников
Роскосмос
От кареты до ракеты
Кирилл Янков
Известия
Шарик в небе
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Рождение палубной авиации": как разрабатывались самолеты вертикального взлета и посадки
Ольга Коленцова
Известия
А шнек идет: разработан аппарат для исследования спутника Сатурна
Алиса Котова
Национальная служба новостей
Техника ни при чем? Почему разбился ещё один Ан-26

Моменты
Авиакомпании вынуждены работать в убыток, чтобы удержать пассажиров
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
"Соната" для беспилотника
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Куда полетит Dark Eagle
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Пехоте — наводку: беспилотники получат целеуказание от мотострелков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer