Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гриф" летит на смену "Орлу"


4 октября 2021 Виталий Орлов, Взгляд


Авиация Военно-морского флота Российской Федерации получает на вооружение новейшие авиационные противолодочные ракеты АПР-3МЭ «Гриф». Все ракеты серии АПР позиционировались в качестве одного из самых эффективных средств борьбы с подводными лодками, поскольку в них удалось органично сочетать лучшие боевые качества авиационной ракеты и торпеды. Стартом этого процесса стало обнародованное в мае 2019 года заявление главы АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Игоря Крылова о начале поставок модернизированной АПР-3МЭ «Гриф» в строевые части морской авиации России.

Авиация Военно-морского флота Российской Федерации получает на вооружение новейшие авиационные противолодочные ракеты АПР-3МЭ «Гриф». Все ракеты серии АПР позиционировались в качестве одного из самых эффективных средств борьбы с подводными лодками, поскольку в них удалось органично сочетать лучшие боевые качества авиационной ракеты и торпеды. Стартом этого процесса стало обнародованное в мае 2019 года заявление главы АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Игоря Крылова о начале поставок модернизированной АПР-3МЭ «Гриф» в строевые части морской авиации России.

Убийцы субмарин

Функциональное предназначение новой противолодочной ракеты заключается в уничтожении подводных лодок независимо от их класса. Таким образом, в число потенциальных целей «Грифа» следует включить и новейшие атомные ракетоносцы, отличающиеся низким уровнем шума и оснащенные мощными современными комплексами создания гидроакустических помех. Эта ракета призвана стать полноценной заменой стоящих на вооружении ВМФ РФ АПР-2 «Ястреб».

В настоящее время существует несколько модификаций авиационной противолодочной ракеты.

История разработки новой противолодочной ракеты АПР-3 «Орел» началась в 1969 году, причем ее старт был одновременным со стартом разработки АПР-2 «Ястреб». Ключевой разницей между ними стало использование в «Орле» турбоводометного двигателя, созданного известным советским конструктором Архипом Люлькой, некогда возглавлявшим конструкторское бюро, известное сегодня как ПАО «ОДК-Сатурн».

“Уникальность новой модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф» в первую очередь в том, что это своего рода гибрид, гармонично сочетающий в себе боевые возможности торпеды и авиационной ракеты”
Модернизированная противолодочная ракета АПР-3МЭ «Гриф» стала логичным и уникальным продолжением модельного ряда советских и российских АПР – АПР-1 «Кондор», АПР-2 «Ястреб» и АПР-3 «Орел».

В чем уникальность новой модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф»? В первую очередь в том, что это своего рода гибрид, гармонично сочетающий в себе боевые возможности торпеды и авиационной ракеты.

Достаточным условием для эффективного боевого применения модернизированной противолодочной ракеты является даже приблизительное определение местонахождения цели, после чего происходят ее сброс с противолодочного самолета или вертолета и самостоятельный поиск подводной лодки в соответствии с предварительно заданными координатами. Точное наведение на цель производится при помощи акустической головки самонаведения, а подрыв – боевой частью в обычном снаряжении (контактный или дистанционный).

АПР-3МЭ «Гриф» оснащена турбоводометной силовой установкой на твердом смесевом топливе, позволяющем ей настигать подводную лодку, идущую со скоростью до 43 узлов (порядка 80 км/ч) на глубине до восьмисот метров. Волнение моря до шести баллов включительно не является препятствием для боевого применения новой авиационной противолодочной ракеты.

Справедливости ради следует отметить, что похожие характеристики имеет и достаточно давно выпускающийся серийный прототип модернизированной версии – ракеты АПР-3 «Орел». В чем же разница? Она есть и довольно существенная. АПР-3МЭ «Гриф» оснащена улучшенной головкой самонаведения, обладающей более высокими показателями чувствительности и помехозащищенности. Значительно возросла дальность захвата малошумных целей – 2,5 километра против 1,5–2 у АПР-3 «Орел». Претерпели изменения в меньшую сторону и массогабаритные характеристики ракеты: вес снизился с 525 до 470 килограммов, а длина – с 3685 до 3250 миллиметров.

Конструктивное исполнение

Авиационная противолодочная ракета «Гриф» состоит из нескольких ключевых модулей:

  • приборного (носового). В нем размещены автоматика и акустическая головка самонаведения;
  • боевого, с зарядом взрывчатого вещества и исполнительно-предохранительным механизмом;
  • приборного (центрального);
  • силового (двигательного);
  • приборного (кормового) с рулевыми приводами;
  • торможения, оснащенного стабилизирующе-тормозной парашютной системой.

АПР-3МЭ «Гриф» имеет инерциальную систему управления, в основу которой положена гидроакустическая система самонаведения и гироскопический датчик с тремя степенями свободы. В системе самонаведения использована комбинация метода согласованной фильтрации и амплитудной селекции с корреляционно-фазовым методом обработки данных, что позволяет ракетоторпеде успешно преодолевать средства гидроакустического противодействия.

Вероятность поражения цели достаточно высока – 0,92. Среднеквадратичная ошибка целеуказания не превышает 300–500 метров.

Следует отметить, что все этапы программы испытаний пройдены модернизированной противолодочной ракетой с неизменно положительным результатом. В качестве первого и основного носителя новой АПР-3МЭ «Гриф» был определен модернизированный противолодочный палубный вертолет Ка-27ПЛ, в состав вооружения которого ракета интегрирована в полном объеме. Тем не менее это не единственный носитель, способный эффективно применять новую противолодочную ракету, позиционируемую производителем в качестве высокотехнологичного цифрового изделия. В этой роли могут выступать противолодочный самолет средней дальности Ил-38Н и дальний противолодочный самолет Ту-142М, стоящие сегодня на вооружении морской авиации.

Как это работает

Вертолет (самолет) противолодочной обороны обнаруживает и определяет при помощи гидроакустических буев местоположение подводной лодки, после чего происходит сброс АПР-3МЭ. Скорость вхождения ракеты в воду гасится при помощи стабилизирующе-тормозного парашюта. Им же задается необходимый угол вхождения ракетоторпеды в воду. При достижении противолодочной ракетой глубины двадцать метров происходит сброс защитных элементов с взрывателя и головки самонаведения. В толще воды «Гриф» движется по нисходящей и расширяющейся спиралевидной траектории.

Акустическая головка самонаведения с точностью пеленгации 1,5–2 градуса улавливает звуковые волны, исходящие от подводной лодки. На глубинах менее двухсот метров поиск осуществляется с выключенным силовым агрегатом, что обеспечивает бесшумность процесса, а следовательно, и невидимость ракеты для сонаров цели.

На глубинах более двухсот метров включается турбоводометный двигатель на твердом смесевом топливе. По заверениям разработчика, шум, генерируемый двигателем, не оказывает негативного влияния на работу акустической головки самонаведения. В наведении АПР-3МЭ на цель участвует и инерциальная система управления. Время на поражение цели с момента ее засечки не превышает двух минут. Если цель обнаружить не удается, то после того, как запас топлива будет исчерпан, ракета самоликвидируется.

Убедительным подтверждением уникальности технических и эксплуатационных характеристик модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф» является живая заинтересованность в этом изделии зарубежных партнеров АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», в структуру которого входит АО «ГНПП «Регион». Кстати, генеральный директор КТРВ Борис Обносов, говоря об АПР-3МЭ «Гриф», охарактеризовал ее в качестве полностью отечественного изделия, не нуждающегося в использовании импортных комплектующих.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer