Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Курьеров в России заменят новой технологией


1 ноября 2021 года Михаил Кувырко, Взгляд


Правительство резко упрощает правила использования в России беспилотных летательных аппаратов. Это создаст в стране новую систему доставки. В каких случаях и для каких регионов она будет особенно актуальна – и сможет ли заменить столь привычных на российских улицах обычных живых курьеров? Разработанная правительством РФ концепция интеграции беспилотников в единое воздушное пространство страны должна принципиально упростить жизнь их владельцам. Документ предполагает изменение воздушного законодательства, упрощение оформления документов для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), внедрение технической инфраструктуры для беспилотников, цифровых решений для управления их полетами и т. д.

Правительство резко упрощает правила использования в России беспилотных летательных аппаратов. Это создаст в стране новую систему доставки. В каких случаях и для каких регионов она будет особенно актуальна – и сможет ли заменить столь привычных на российских улицах обычных живых курьеров?

Разработанная правительством РФ концепция интеграции беспилотников в единое воздушное пространство страны должна принципиально упростить жизнь их владельцам. Документ предполагает изменение воздушного законодательства, упрощение оформления документов для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), внедрение технической инфраструктуры для беспилотников, цифровых решений для управления их полетами и т. д.

Их уже десятки тысяч

«Наша главная задача в рамках концепции – обеспечить максимально высокий уровень безопасности. Добиться этого необходимо в течение ближайшего десятилетия. Впереди у нас большие и серьезные вызовы. Потребуются совместные усилия разработчиков, производителей, авиакомпаний и государства», – заявил несколько дней назад премьер-министр Михаил Мишустин на правительственном совещании, посвященном развитию беспилотной авиации.

О потенциальном масштабе проникновения дронов в российское небо можно судить по количеству официально зарегистрированных БПЛА. Начиная с 27 сентября 2019 года все беспилотные летательные аппараты гражданского назначения с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов должны ставиться на учет, и только за первые семь месяцев Росавиация зарегистрировала почти 19 тысяч дронов.

Сейчас их определенно стало существенно больше, учитывая стремительно растущую популярность бесконтактных технологий в самых разных сферах. Беспилотники уже используются в сельском хозяйстве, нефтегазовой промышленности и строительстве, хотя наибольший интерес представляет транспортно-логистический сегмент.

Применение БПЛА возможно во всех звеньях логистической цепочки, начиная от обследования и инвентаризации складов и заканчивая доставкой товаров и корреспонденции, констатирует Николай Михайловский, директор ИТ-компании НТР, которая разработала первую автономную систему навигации внутри помещений для беспилотника и в 2017 году испытала ее в московском метро.

Полузакрытое небо

Глобальным пионером беспилотной логистики считается американская компания Amazon – крупнейший интернет-магазин в мире. Первоначально ей пришлось столкнуться с противодействием авиационных властей США. Однако уже в 2016 году в Америке был принят регламент коммерческой доставки дронами, предполагавший, что устройство должен весить не более 25 килограммов, летать со скоростью не более 160 километров в час и использоваться только в светлое время суток.

О том, с какими проблемами сталкивались аналогичные эксперименты в России, свидетельствует нашумевшая в свое время история о том, как компания «Додо Пицца» организовала промо-акцию с доставкой своей продукции с помощью дрона в Сыктывкаре еще в 2014 году. Вскоре после этого появилась информация, что контролирующие органы начали проверку правомерности таких действий и компании грозит штраф за нарушение воздушного пространства.

С тех пор ситуация изменилась – дроны уже вошли, а точнее, влетели в российское правовое поле. В соответствующем разделе на сайте Росавиации сказано, что для выполнения полетов беспилотных воздушных судов (БВС) установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Владелец дрона должен направить в оперативный орган Единой системы организации воздушного движения РФ план полета своего устройства, а также получить разрешение на использование воздушного пространства. Однако детальной системы регулирования пока нет.

«Чтобы программа массового внедрения беспилотников была реализована, необходимо для начала проработать ряд законопроектов. На следующем этапе требуется введение регулирования регистрации беспилотных аппаратов и формирование ограничений на их применение: например, нужно ввести обучение правилам использования воздушного пространства. Далее предстоит решать вопросы по техническим характеристикам и рискам – погодные условия в разных регионах отличаются, существует проблема с «парковками» и хранением БПЛА», – отмечают в пресс-службе инвестиционной компании «Фридом Финанс».

Необходимо проработать и механизмы ответственности за причинение вреда людям, имуществу и грузу в результате потенциальных повреждений, нанесенных дроном или его частями при падении. Также, считает директор по развитию систем управления закупками и цепями поставок компании B2B-Center Андрей Мышкин, должны быть созданы алгоритмы приемки товара от дрона к получателю, поскольку оформить документы привычным способом не получится. Здесь, по мнению эксперта, будут востребованы фото- и видеофиксация передачи груза, протокол внутренней приемки и правила урегулирования претензий.

Ситуация осложняется тем, что технологии беспилотников каждые несколько лет стремительно меняются, поэтому действовать нужно быстро. Но обновление российской нормативной базы ожидается к 2023 году, а полномасштабное включение дронов в общее воздушное пространство – только к 2030 году. За это время может смениться несколько поколений БПЛА.

«Пока нужно получать разрешение на полет за несколько месяцев, ни о какой оперативности не может идти и речи. А поскольку гражданское применение дронов сегодня ограничено, рынок применения этой технологии, по сути, не сформирован. Мы сейчас выходим на рынок ОАЭ и в диалоге с их регулятором понимаем, что он настроен интегрировать дроны в общее воздушное пространство в течение года», – говорит руководитель российского проекта «Дронопорт Hive» Николай Ряшин.

Где не ступала нога курьера

Учитывая все эти сложности, многие логистические операторы пока консервативно подходят к использованию дронов. В основном их применяют крупные интернет-магазины и курьерские службы для доставки грузов «последней мили», то есть от склада до покупателя.

Это связано прежде всего с малой грузоподъемностью дронов, поясняет Андрей Мышкин. Однако, по его мнению, беспилотники потенциально востребованы в логистике благодаря высокой маневренности в сочетании с компактностью. Например, они могут применяться для перевозки небольших грузов (лабораторных проб, образцов, канцелярских товаров, документации, плат и компонентов и т. д.) в тех случаях, где обычный легковой транспорт зачастую перевозит «воздух», то есть работает с минимальной полезной загрузкой.

Еще одна характерная ниша для дронов – перемещение наличных денег. Еще в 2017 году такие эксперименты начал проводить Сбербанк, сообщивший, что во время испытательного полета беспилотник доставил деньги из кассового центра до инкассаторского автомобиля со скоростью около 180 километров в час. Тогда же крупнейший российский банк присоединился к работе Минпромторга РФ по подготовке стратегии развития электронной торговли, предполагавшей, что до 2025 года интернет-магазины смогут освоить доставку товаров с помощью БПЛА.

«Дроны конкурентоспособны для доставки чего-то критически важного, срочного, безотлагательного – например, лекарств и анализов.

Также стоит обратить внимание на экспериментально-правовой режим «Тайга», в котором беспилотники среднего класса смогут осуществлять доставку полезных грузов в отдаленные малонаселенные локации», – отмечает Николай Ряшин. Кроме того, считает он, такая модель доставки особенно привлекательна в густонаселенных городах, однако в них полеты беспилотных курьеров пока не разрешены, а стоимость доставки живым курьером крайне низка.

Так что на сегодняшний день, резюмирует партнер консалтинговой компании Strategy Partners Александр Постников, в обычной доставке экономика БПЛА проигрывает традиционным вариантам: курьерам, почте, операторам экспресс-доставки и т. д. Но даже сейчас, уверен эксперт, дроны будут полезны при доставке грузов в отдаленные районы: цена в таких случаях менее важна – а значит, конкурентоспособна с привычными каналами. Правда, уточняет Постников, такие проекты реализуются под эгидой Минпромторга в специальных закрытых зонах и не могут считаться коммерческими.

Как показывает международная практика, продолжает эксперт, проекты в области беспилотной логистики жизнеспособны в рамках единых систем доставки крупных операторов наподобие того же Amazon – но в перспективе таким оператором может стать и «Почта России». Ее представители, по словам Александра Постникова, считают наиболее востребованным грузоподъемность беспилотника в диапазоне 0,5-1,5 тонны.

Технические решения в этой нише сейчас прорабатываются в Китае, где не только создаются новые беспилотные машины такого типа, но и переводятся в беспилотный режим самолеты малой авиации Y-5 на базе советского «кукурузника» Ан-2. Последние уже поставлены в коммерческую эксплуатацию.

Владельцев дронов действительно больше всего интересует партнерство с большими корпорациями, добавляет Николай Ряшин – помимо почты, это различные курьерские службы, Ozon, Aliexpress и т. д. «Сперва гиганты будут внедрять такие инновации для привлечения внимания, а потом все чаще они будут использоваться в решении повседневных задач», – уверен эксперт.

Тем не менее успешные логистические модели для дронов уже существуют, настаивает Николай Михайловский. По его словам, БПЛА используются не только для доставки грузов в отдаленные районы, но и для проведения других работ, например, для обследований в различных условиях и средах наподобие технических инспекций резервуаров, цехов и даже шахт. Сейчас, добавляет эксперт, в России успешно производится интеграция производителей БПЛА в рамках дорожной карты «Аэронет», а в ближайшие годы будет построена инфраструктура для использования дронов, после чего произойдет интеграция технологий на уровне как компаний, так и законодательства.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer