Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Шах и мат": чем удивил новый российский истребитель


15 ноября 2021 года Ростех


Главной авиационной сенсацией года стала презентация нового отечественного истребителя Checkmate. Сегодня состоялся зарубежный дебют самолета – Checkmate стал самой яркой премьерой российской экспозиции на Dubai Airshow 2021.

Это первый однодвигательный авиационный комплекс пятого поколения разработки компании «Сухой». Пока все характеристики машины не раскрываются, однако уже сейчас ясно, что самолет может решать широкий спектр задач и способен изменить исход самой сложной «партии». Символично и само название Checkmate – «Шах и мат».

Главная авиационная премьера года

Появление новой боевой машины стало большим сюрпризом для авиационного сообщества – не только мирового, но и российского. Презентация была анонсирована 13 июля, а уже 20 июля на МАКСе во всей красе предстал Checkmate. Причем публике был показан не макет, а прототип, предназначенный для дальнейших испытаний. Представленная машина имела бортовой номер «75», что перекликается с флагманским самолетом 5-го поколения Су-57 и символизирует преемственность технологий и технических решений.

Многие характеристики самолета пока не раскрываются. На презентации, тем не менее, были озвучены некоторые подробности. Уже сейчас можно утверждать, что Checkmate ярко выделяется среди однодвигательных «собратьев» по своим характеристикам. Главный конструктор боевой машины Михаил Стрелец заявил, что у Checkmate самая большая для «легких» однодвигательных самолетов дальность полета и длительность барражирования при поиске цели и ожидании целеуказания, а также самая высокая грузоподъемность. Среди характеристик, озвученных на презентации: скорость – до 1,8 М, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков – не менее 2800 км.

Самолет спроектирован по принципу открытой архитектуры, поэтому при желании заказчика на борт можно установить другое оборудование российского или иностранного производства. Современное информационно-управляющее поле кабины пятого поколения – отдельная гордость разработчиков. Она оборудована широкоформатным сенсорным экраном, который транслирует состояние всех систем, а также предоставляет информацию о маршруте, целях и угрозах. Можно сказать, что «вторым пилотом» Checkmate стал искусственный интеллект. Как рассказал Михаил Стрелец, «в кабину заложена интеллектуальная поддержка экипажа, которая формирует подсказки летчику для наиболее эффективных действий в воздушном бою, в том числе в сложных ситуациях».

Также самолет получил бортовой радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Checkmate может одновременно атаковать до шести воздушных целей и отслеживать до 30.

Checkmate обладает самым вместительным среди самолетов своего класса внутренним отсеком вооружения. Это позволяет применять широкий спектр авиационных средств поражения в малозаметной конфигурации. Помимо классических ракет и бомб, в отсеках возможна установка дополнительных топливных баков, а также других грузов различного назначения. Общий вес боевой нагрузки самолета – до 7400 кг.

Цифровая инженерия и поддержка «Матрешки»

Планируется, что первый полет Checkmate состоится уже в 2023 году. Сроки для проектирования и испытания нового истребителя амбициозные. Существенно ускорить разработку удалось во многом благодаря широкому применению суперкомпьютерных технологий. Checkmate фактически является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами. Уровень развития технологий на сегодняшний день позволяет с высокой точностью моделировать весь жизненный цикл авиационного комплекса – проектирование, испытания, производство и эксплуатацию.

Для обеспечения высокого уровня исправности самолетов парка «Сухой» разработал новую автоматизированную систему логистической поддержки Matreshka. Она позволит отслеживать техническое состояние машины в режиме реального времени. Это даст возможность точно планировать профилактические и ремонтные работы, значительно сокращать стоимость обслуживания и сохранять высокую боевую готовность самолета даже при полетах с большой интенсивностью.

По словам Михаила Стрельца, боевая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально упростить доступ персонала к системам без специального аэродромного оборудования. Кроме того, предполетный контроль самолета больше не требует присутствия человека.

Большие перспективы с прицелом на экспорт

Сегодня на вооружении мировых ВВС находятся более 10,5 тыс. истребителей, из которых порядка 3,5 тыс. – однодвигательные. Спрос на такие машины остается высоким по всему миру. Таким образом, программа разработки легкого истребителя пятого поколения в России позволит предложить заказчикам альтернативу американскому F-35 и новому китайскому J-31.




комментарии (0):











Материалы рубрики


De facto
Эксперт: окупаемость нового терминала аэропорта Воронежа составит 5-7 лет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Проект "Звено": как создавали летающий авианосец, объединяя бомбардировщик с истребителями
Анастасия Львова
Ведомости
Минтранс отказался от идеи проверять QR-коды при продаже авиабилетов
Елена Лексина, Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Россия получит авиационное преимущество над ЕС и США
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Лайнер 737 MAX оказался слабым местом авиакорпорации Boeing
Михаил Котов
ТАСС
Грозит ли SpaceX банкротство из-за двигателей Raptor
Максим Талавринов
Известия
Путь разобщения: "Аэрофлот" отменил свыше тысячи рейсов в обход Москвы
Сергей Вальченко
MK.ru
Украине предсказали последствия рассмотрения в ИКАО дела крушения MH17



Дмитрий Барбаш
МИР 24
"Адский" досмотр в Египте: российские туристы жалуются на гигантские очереди в аэропортах
Елена Сахнова, Иван Постевой
Forbes
От "зеленого" винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
В S7 объяснили приказ о введении QR-кодов для членов экипажа
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Только для членов QR-кода
Алексей Стейнерт
Газета.ru
Наследницы "Ночных Ведьм". Кто в России готовит женщин-пилотов для ВКС

ТАСС
Модернизированные МиГ-31 обеспечат безопасность Северного морского пути

Ростех
Лед, птицы и пепел: как испытывают двигатели для самолетов
Александр Тимохин
Взгляд
Судьба единственного российского авианосца зависит от роботов
Тимур Латыпов
Бизнес ONLINE
"Идет война, хотя друг другу улыбаются": что стоит за переменами в "Вертолетах России"
Илья Словесный
Деловой Петербург
Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов
Ольга Коленцова
Известия
Смена "Пирса": зачем на МКС понадобился еще один модуль
Максим Талавринов
Известия
Кнопка разбора: Росавиация связала ошибки пилотов с недостатками кабин самолетов
Александр Саргин
Аргументы Недели
Что распыляют самолеты над нашими городами?

Москва FM
"Аэрофлот" увеличит топливный сбор

ren.tv
Почему в Египте образовались часовые очереди при вылете россиян
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
Длинная рука России

Еврорадио
“Это не санкции, а подарок!”: что будет с "Белавиа", если у неё заберут самолёты
Михаил Котов
ТАСС
Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Вертолетный пролет
Михаил Большаков
Взгляд
Кто станет первым покупателем нового российского истребителя
Иван Ткачёв
РБК
В топ-10 получателей секретного экспорта из России вошли шесть стран НАТО

Ростех
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/16/11/2021/618bdcb59a7947a8e1f12a8f
РБК
Минтранс отказал "Аэрофлоту" в субсидиях на маршруты из Красноярска
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров

Ростех
"Шах и мат": чем удивил новый российский истребитель

Ростех
Пожарная эскадрилья готовится к взлету
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров
Елена Иванова
КоммерсантЪ
Aurus поднимется в небо
Иван Носатов
Москва 24
"Предъявить нечего". За что Евросоюз пытается наказать российскую авиакомпанию
Максим Ходыкин, Наталия Портякова, Максим Талавринов
Известия
Запретный борт: что стоит за сообщениями о санкциях против "Аэрофлота"
Максим Талавринов, Вера Кузьмина
Известия
Летное время: в РФ обсуждают новые наказания за задержки авиарейсов
Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Авиаэксперт рассказал об ответе России на вероятные санкции ЕС против "Аэрофлота"
Евгения Желудкова
Национальная служба новостей
"Россию не облетишь": К чему приведут санкции ЕС против "Аэрофлота"
Валерия Покидова
ФедералПресс
Как санкции против "Аэрофлота" скажутся на перелетах россиян

Business FM
"Аэрофлот" опроверг информацию о причастности к массовой перевозке мигрантов и пригрозил судом в ответ на обвинения
Сергей Гурьянов
Известия
Лечь на крыло: как пандемия подкосила санавиацию
Михаил Прибыловский
NEWS.ru
Достучаться до небес: что стоит за слухом о введении QR-кодов на транспорте
Иван Петров
Известия
Правила посадки: россияне дебоширят на чартерных авиарейсах
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Демпфер пахнет керосином
Марат Кузаев
ТАСС
Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси?

Business FM
"Уральские авиалинии" объяснили задержки рейсов нехваткой работников в аэропортах
Александр Тимохин, Николай Гуляев
Взгляд
Новые беспилотники вернут зрение ВКС России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer