Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос


17 ноября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о том, что же известно о женщинах в космонавтике Китая

В ноябре космонавты национальной орбитальной станции КНР совершили выход в открытый космос, при этом сеанс внешнекорабельных работ длился более шести часов. Из трех членов экипажа вне корабля действовали его капитан Чжай Чжиган и тайконавт Ван Япин. Примечательно здесь то, что Ван — женщина, а об отборе китайских космонавтов известно немного.

Китайские женщины

Китайский космос по-прежнему малоизвестная территория. О чем-то в Поднебесной рассказывают остальному миру охотнее, что-то так и остается тайной за семью печатями. Как проводится отбор претендентов для полета в космос, сколько заявок подается и что служит основной причиной для отсева — в эти вопросы практически не посвящают широкую публику. Даже имена китайских космонавтов чаще всего мы узнаем постфактум — когда они находятся в космосе или уже закончили свой полет и вернулись на Землю.

Однако менее чем из 15 китайских космонавтов известно уже о двух женщинах. Это первая женщина-космонавт Китая, космонавт четвертого класса, космонавт-герой Лю Ян и вторая женщина-космонавт Ван Япин. Причем мало какая страна может похвастаться таким соотношением женщин и мужчин в отряде и среди летавших в космос.

Россия и СССР за время покорения космоса человеком отправили туда 125 космонавтов, среди них — всего четыре женщины: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова. Это менее чем одна женщина-космонавт на 30 мужчин. В настоящее время в российском отряде космонавтов тоже всего одна женщина — Анна Кикина, предполагается, что она полетит в космос уже в 2022 году. Отдельно стоит сказать и о недавнем полете "киноэкипажа" на съемки фильма "Вызов". Анну Пересильд можно смело считать пятой женщиной от нашей страны (наследницы Советов) в космосе, но она — не космонавт, а лишь "участница космического полета".

У США ситуация с астронавтками лучше — в космосе работали свыше 50 женщин среди более чем 400 астронавтов. Соотношение —  примерно один к восьми.

Отдельно стоит сказать и о Канаде: из десяти канадцев, побывавших в космосе, — две женщины. Показатель уже лучше, чем в Китае.

Пожалуй, все шансы серьезно опередить Китай (да и остальные страны) по гендерному равенству в космосе есть только у Объединенных Арабских Эмиратов. Там сейчас из четырех членов отряда космонавтов — одна женщина, а в космосе пока был только один Хазаа аль-Мансури.

Лю и Ван

Лю Ян родилась 6 октября 1978 года в Чжэнчжоу провинции Хэнань и попала в отряд космонавтов, как и многие, через авиационное училище в городе Чанчунь, окончив его в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов военно-транспортной авиации. В Китае изначально женщины могли учиться только на пилотов военно-транспортной авиации, и лишь около десяти лет назад появилась возможность стать пилотом истребителя. Лю Ян имеет серьезный опыт полетов, дослужилась до заместителя командира эскадрильи, в багаже — 1 680 часов налета.

Про подготовку к полету в космос известно также немного — подала заявление на вступление в отряд космонавтов и прошла все тестирования и испытания. На скамейке запасных она просидела очень недолго — вошла в отряд в мае 2010 года и через два года, в июне 2012-го, уже совершила первый полет в составе экипажа "Шэньчжоу-9" в качестве оператора спускаемого модуля и ответственного за научную часть экспедиции. Лю Ян стала 56-й женщиной-космонавтом в мире (большая часть астронавток числится за США). Как писали китайские медиа, она замужем — это одно из обязательных условий попадания в отряд космонавтов для женщин: считается, что дамы в браке психологически более подготовлены для такой работы. 

Ван Япин на два года младше своей предшественницы — 1980 года рождения, а дорога в отряд космонавтов — словно под копирку: также в 1997 году поступила в Высшее военное авиационное училище в городе Чанчунь, которое окончила с отличием в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов той же самой военно-транспортной авиации. Тоже служила летчиком и добралась до звания заместителя командира эскадрильи. Прошла точно такой же отбор в 2009 году и стала одной из первых женщин в отряде космонавтов Китая.

Впоследствии СМИ КНР сообщали, что она была дублером Лю Ян в экипаже "Шэньчжоу-9". В 2013 году Ван Япин была назначена в основной экипаж "Шэньчжоу-10" лаборантом-исследователем, став второй женщиной-космонавтом в Китае. После успешного полета в июне 2013 года она получила звание полковника, позже ей было присвоено почетное звание "Космонавт-герой".  

Ван Япин продолжила работать в отряде космонавтов и спустя восемь лет отправилась в космос еще раз, теперь — в полугодовой полет на китайскую национальную орбитальную станцию.

Кстати, сколько всего женщин в отряде КНР, до сих пор неизвестно.

И вновь об авиации

На самом деле возможность работать наравне с мужчинами на сложнейших и ответственных участках поддерживается в Китае и в других профессиях. Уже сейчас в армии КНР служит несколько выпусков летчиц-истребителей. Более того, хорошо известно как минимум об одной девушке-летчице пилотажной группы истребителей J-10 Юй Сюй. К сожалению, информация о ней появилась в западной прессе только после ее гибели.

Старший лейтенант Юй Сюй начала свою службу в 2005 году, поступив в летное училище. Через четыре года учебы она стала одной из 16 первых летчиц-истребителей Военно-воздушных сил Китая.

В 2016 году Юй Сюй участвовала в показательных выступлениях пилотажной группы "1 августа", в том числе и на праздновании 67-й годовщины основания ВВС Китая, и на выставке AirShow China 2016. К сожалению, в ноябре того же года во время выполнения тренировочного полета в провинции Хэбэй она погибла — ее истребитель Chengdu J-10 потерпел катастрофу. На тот момент ей исполнилось 30 лет.  

В ближайшие годы Китай собирается расширить свою национальную станцию — к ней будут пристыкованы новые модули, увеличена научная программа. Есть вероятность, что станция станет не посещаемой, как сейчас, а постоянно обитаемой — как МКС. Вполне возможно, что тогда мы и услышим о новых китайских космонавтках.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer