Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос


17 ноября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о том, что же известно о женщинах в космонавтике Китая

В ноябре космонавты национальной орбитальной станции КНР совершили выход в открытый космос, при этом сеанс внешнекорабельных работ длился более шести часов. Из трех членов экипажа вне корабля действовали его капитан Чжай Чжиган и тайконавт Ван Япин. Примечательно здесь то, что Ван — женщина, а об отборе китайских космонавтов известно немного.

Китайские женщины

Китайский космос по-прежнему малоизвестная территория. О чем-то в Поднебесной рассказывают остальному миру охотнее, что-то так и остается тайной за семью печатями. Как проводится отбор претендентов для полета в космос, сколько заявок подается и что служит основной причиной для отсева — в эти вопросы практически не посвящают широкую публику. Даже имена китайских космонавтов чаще всего мы узнаем постфактум — когда они находятся в космосе или уже закончили свой полет и вернулись на Землю.

Однако менее чем из 15 китайских космонавтов известно уже о двух женщинах. Это первая женщина-космонавт Китая, космонавт четвертого класса, космонавт-герой Лю Ян и вторая женщина-космонавт Ван Япин. Причем мало какая страна может похвастаться таким соотношением женщин и мужчин в отряде и среди летавших в космос.

Россия и СССР за время покорения космоса человеком отправили туда 125 космонавтов, среди них — всего четыре женщины: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова. Это менее чем одна женщина-космонавт на 30 мужчин. В настоящее время в российском отряде космонавтов тоже всего одна женщина — Анна Кикина, предполагается, что она полетит в космос уже в 2022 году. Отдельно стоит сказать и о недавнем полете "киноэкипажа" на съемки фильма "Вызов". Анну Пересильд можно смело считать пятой женщиной от нашей страны (наследницы Советов) в космосе, но она — не космонавт, а лишь "участница космического полета".

У США ситуация с астронавтками лучше — в космосе работали свыше 50 женщин среди более чем 400 астронавтов. Соотношение —  примерно один к восьми.

Отдельно стоит сказать и о Канаде: из десяти канадцев, побывавших в космосе, — две женщины. Показатель уже лучше, чем в Китае.

Пожалуй, все шансы серьезно опередить Китай (да и остальные страны) по гендерному равенству в космосе есть только у Объединенных Арабских Эмиратов. Там сейчас из четырех членов отряда космонавтов — одна женщина, а в космосе пока был только один Хазаа аль-Мансури.

Лю и Ван

Лю Ян родилась 6 октября 1978 года в Чжэнчжоу провинции Хэнань и попала в отряд космонавтов, как и многие, через авиационное училище в городе Чанчунь, окончив его в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов военно-транспортной авиации. В Китае изначально женщины могли учиться только на пилотов военно-транспортной авиации, и лишь около десяти лет назад появилась возможность стать пилотом истребителя. Лю Ян имеет серьезный опыт полетов, дослужилась до заместителя командира эскадрильи, в багаже — 1 680 часов налета.

Про подготовку к полету в космос известно также немного — подала заявление на вступление в отряд космонавтов и прошла все тестирования и испытания. На скамейке запасных она просидела очень недолго — вошла в отряд в мае 2010 года и через два года, в июне 2012-го, уже совершила первый полет в составе экипажа "Шэньчжоу-9" в качестве оператора спускаемого модуля и ответственного за научную часть экспедиции. Лю Ян стала 56-й женщиной-космонавтом в мире (большая часть астронавток числится за США). Как писали китайские медиа, она замужем — это одно из обязательных условий попадания в отряд космонавтов для женщин: считается, что дамы в браке психологически более подготовлены для такой работы. 

Ван Япин на два года младше своей предшественницы — 1980 года рождения, а дорога в отряд космонавтов — словно под копирку: также в 1997 году поступила в Высшее военное авиационное училище в городе Чанчунь, которое окончила с отличием в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов той же самой военно-транспортной авиации. Тоже служила летчиком и добралась до звания заместителя командира эскадрильи. Прошла точно такой же отбор в 2009 году и стала одной из первых женщин в отряде космонавтов Китая.

Впоследствии СМИ КНР сообщали, что она была дублером Лю Ян в экипаже "Шэньчжоу-9". В 2013 году Ван Япин была назначена в основной экипаж "Шэньчжоу-10" лаборантом-исследователем, став второй женщиной-космонавтом в Китае. После успешного полета в июне 2013 года она получила звание полковника, позже ей было присвоено почетное звание "Космонавт-герой".  

Ван Япин продолжила работать в отряде космонавтов и спустя восемь лет отправилась в космос еще раз, теперь — в полугодовой полет на китайскую национальную орбитальную станцию.

Кстати, сколько всего женщин в отряде КНР, до сих пор неизвестно.

И вновь об авиации

На самом деле возможность работать наравне с мужчинами на сложнейших и ответственных участках поддерживается в Китае и в других профессиях. Уже сейчас в армии КНР служит несколько выпусков летчиц-истребителей. Более того, хорошо известно как минимум об одной девушке-летчице пилотажной группы истребителей J-10 Юй Сюй. К сожалению, информация о ней появилась в западной прессе только после ее гибели.

Старший лейтенант Юй Сюй начала свою службу в 2005 году, поступив в летное училище. Через четыре года учебы она стала одной из 16 первых летчиц-истребителей Военно-воздушных сил Китая.

В 2016 году Юй Сюй участвовала в показательных выступлениях пилотажной группы "1 августа", в том числе и на праздновании 67-й годовщины основания ВВС Китая, и на выставке AirShow China 2016. К сожалению, в ноябре того же года во время выполнения тренировочного полета в провинции Хэбэй она погибла — ее истребитель Chengdu J-10 потерпел катастрофу. На тот момент ей исполнилось 30 лет.  

В ближайшие годы Китай собирается расширить свою национальную станцию — к ней будут пристыкованы новые модули, увеличена научная программа. Есть вероятность, что станция станет не посещаемой, как сейчас, а постоянно обитаемой — как МКС. Вполне возможно, что тогда мы и услышим о новых китайских космонавтках.




комментарии (0):











Материалы рубрики


De facto
Эксперт: окупаемость нового терминала аэропорта Воронежа составит 5-7 лет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Проект "Звено": как создавали летающий авианосец, объединяя бомбардировщик с истребителями
Анастасия Львова
Ведомости
Минтранс отказался от идеи проверять QR-коды при продаже авиабилетов
Елена Лексина, Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Россия получит авиационное преимущество над ЕС и США
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Лайнер 737 MAX оказался слабым местом авиакорпорации Boeing
Михаил Котов
ТАСС
Грозит ли SpaceX банкротство из-за двигателей Raptor
Максим Талавринов
Известия
Путь разобщения: "Аэрофлот" отменил свыше тысячи рейсов в обход Москвы
Сергей Вальченко
MK.ru
Украине предсказали последствия рассмотрения в ИКАО дела крушения MH17



Дмитрий Барбаш
МИР 24
"Адский" досмотр в Египте: российские туристы жалуются на гигантские очереди в аэропортах
Елена Сахнова, Иван Постевой
Forbes
От "зеленого" винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
В S7 объяснили приказ о введении QR-кодов для членов экипажа
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Только для членов QR-кода
Алексей Стейнерт
Газета.ru
Наследницы "Ночных Ведьм". Кто в России готовит женщин-пилотов для ВКС

ТАСС
Модернизированные МиГ-31 обеспечат безопасность Северного морского пути

Ростех
Лед, птицы и пепел: как испытывают двигатели для самолетов
Александр Тимохин
Взгляд
Судьба единственного российского авианосца зависит от роботов
Тимур Латыпов
Бизнес ONLINE
"Идет война, хотя друг другу улыбаются": что стоит за переменами в "Вертолетах России"
Илья Словесный
Деловой Петербург
Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов
Ольга Коленцова
Известия
Смена "Пирса": зачем на МКС понадобился еще один модуль
Максим Талавринов
Известия
Кнопка разбора: Росавиация связала ошибки пилотов с недостатками кабин самолетов
Александр Саргин
Аргументы Недели
Что распыляют самолеты над нашими городами?

Москва FM
"Аэрофлот" увеличит топливный сбор

ren.tv
Почему в Египте образовались часовые очереди при вылете россиян
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
Длинная рука России

Еврорадио
“Это не санкции, а подарок!”: что будет с "Белавиа", если у неё заберут самолёты
Михаил Котов
ТАСС
Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Вертолетный пролет
Михаил Большаков
Взгляд
Кто станет первым покупателем нового российского истребителя
Иван Ткачёв
РБК
В топ-10 получателей секретного экспорта из России вошли шесть стран НАТО

Ростех
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/16/11/2021/618bdcb59a7947a8e1f12a8f
РБК
Минтранс отказал "Аэрофлоту" в субсидиях на маршруты из Красноярска
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров

Ростех
"Шах и мат": чем удивил новый российский истребитель

Ростех
Пожарная эскадрилья готовится к взлету
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров
Елена Иванова
КоммерсантЪ
Aurus поднимется в небо
Иван Носатов
Москва 24
"Предъявить нечего". За что Евросоюз пытается наказать российскую авиакомпанию
Максим Ходыкин, Наталия Портякова, Максим Талавринов
Известия
Запретный борт: что стоит за сообщениями о санкциях против "Аэрофлота"
Максим Талавринов, Вера Кузьмина
Известия
Летное время: в РФ обсуждают новые наказания за задержки авиарейсов
Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Авиаэксперт рассказал об ответе России на вероятные санкции ЕС против "Аэрофлота"
Евгения Желудкова
Национальная служба новостей
"Россию не облетишь": К чему приведут санкции ЕС против "Аэрофлота"
Валерия Покидова
ФедералПресс
Как санкции против "Аэрофлота" скажутся на перелетах россиян

Business FM
"Аэрофлот" опроверг информацию о причастности к массовой перевозке мигрантов и пригрозил судом в ответ на обвинения
Сергей Гурьянов
Известия
Лечь на крыло: как пандемия подкосила санавиацию
Михаил Прибыловский
NEWS.ru
Достучаться до небес: что стоит за слухом о введении QR-кодов на транспорте
Иван Петров
Известия
Правила посадки: россияне дебоширят на чартерных авиарейсах
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Демпфер пахнет керосином
Марат Кузаев
ТАСС
Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси?

Business FM
"Уральские авиалинии" объяснили задержки рейсов нехваткой работников в аэропортах
Александр Тимохин, Николай Гуляев
Взгляд
Новые беспилотники вернут зрение ВКС России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer