Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Длинная рука России


15 ноября 2021 года Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


Большинство из нас уже привыкли к тому, что СМИ коллективного Запада научились озвучивать тайные замыслы российского президента и его ближайшего окружения. Именно к таким «сенсационным сообщениям» можно отнести информацию, основанную на данных Английского королевского объединенного института оборонных исследований и недавно появившуюся на страницах французского издания Marseille News. По версии эксперта в сфере ВВС Джастина Бронка, Российская Федерация «приступила к подготовке патрулирования ракетоносцами дальней авиации неба над акваторией Мексиканского залива».

Причинами такого «беспрецедентного решения Москвы» эксперт считает перманентные «маневры сил Североатлантического альянса у российских границ и провокации со стороны Украины на территории Донбасса».

Далее Джастин Бронк заявляет: «Когда его предположения приобретут статус свершившегося факта, это станет «недвусмысленным сигналом для политического и военного руководства Соединенных Штатов Америки об иссякнувшем терпении Москвы в отношении натовских провокаций вблизи своих границ. И это способно поставить мировое сообщество в ситуацию, аналогичную Карибскому кризису 1962 года».

Не вдаваясь в подробности относительно реальности такого сценария развертывания событий, отметим, что оценка западного эксперта достаточно объективна. По крайней мере по уровню военно-политической опасности для сохранения мира на планете. Однако необходимо понимать, что подобное «патрулирование» Мексиканского залива российскими стратегическими бомбардировщиками следует рассматривать в качестве технически сложной и дорогостоящей военной операции. На ее подготовку необходимо затратить колоссальное количество сил, времени, топлива и, естественно, денег.

Тем не менее разработка и реализация стратегических планов являются прерогативой политического и военного руководства России, а для нас информация в Marseille News – прекрасный повод напомнить читателю об одном из главных героев этой публикации – дальнем сверхзвуковом бомбардировщике-ракетоносце Ту-22М, вернее, одной из его последних модификаций Ту-22М3 (Ту-22М3М) – Backfire по классификации НАТО.

«Встречный огонь» России

Хорошо, что помним о Backfire не только мы, но и наши заклятые заокеанские «партнеры». Совсем недавно в популярном американском консервативном журнале The National Interest опубликован материал о пагубности недооценки руководителями ВМС США «древнего русского бомбардировщика Ту-22М3», естественно, с неприемлемыми для экспертной информации, но ставшими традиционными для американских журналистов ляпами. Одним из них стало определение возраста российского самолета – почти пятьдесят лет. В действительности даже первая серийная модификация этого самолета – Ту-22М2 – на крыло встала лишь в мае 1973 года, а официальное принятие этого самолета на вооружение советских ВВС состоялось в августе 1976 года.

Что же касается появившегося в результате следующей, причем весьма радикальной модернизации и эксплуатирующегося сегодня в составе дальней авиации ВВС Российской Федерации «Изделия 45-03», то на вооружение он поступил в 1989-м, то есть тридцать два года назад. Для сравнения: американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress летает в ВВС США начиная с 1955 года – 66 лет. Это к вопросу о «летающих древностях».

“Использование принципиально новой элементной базы в бортовом радиоэлектронном оборудовании значительно расширяет номенклатуру применяемого Ту-22М3М вооружения, включая и современное высокоточное оружие”

Однако вернемся к Ту-22М3, которых сегодня в составе командования дальней авиации ВКС Российской Федерации более шести десятков. В ближайших планах – их глубокая модернизация до уровня Ту-22М3М.

Стартом продолжающейся до сих пор военной карьеры этого стратегического бомбардировщика стало решение Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР, принятое в январе 1974 года. В соответствии с ним предлагалось провести глубокую модернизацию существующих Ту-22М2, включая установку новых двухконтурных, трехкаскадных турбореактивных силовых агрегатов НК-25, отличающихся повышенной мощностью и экономичностью, электронной системы управления ЭСУД-25 и радиолокационных систем прицельного комплекса. Дальнейшее конструктивное развитие модернизированного самолета, целью которого стало улучшение аэродинамических, технических и эксплуатационных характеристик, было регламентировано постановлением СМ СССР от 26.06.1974 года № 534-187.

Новая модификация, названная Ту-22М3, получила воздухозаборники измененной конструкции. Расположение под углом к фюзеляжу сделало их частью несущей конструкции самолета, что разгрузило крыло и уменьшило динамическое сопротивление на малых скоростях, позитивно сказавшись на летных характеристиках.

Компоновочно-конструктивная схема обновленного дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 позволяет определить его как цельнометаллический низкоплан с двумя расположенными в задней части фюзеляжа ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с режимом «форсаж»). Самолет имеет стреловидное хвостовое оперение, а крыло может изменять угол отклонения в полете. В конструкции Ту-22М3 наряду со сплавами алюминия и титана, высоко- и жаропрочными сталями широко использованы неметаллические конструкционные материалы.

И швец, и жнец

Ту-22М3, максимальная боевая нагрузка которого составляет 24 тонны (оптимальная ровно вдвое меньше), способен развивать скорость до 2300 километров в час (примерно 1,86 М) и преодолевать расстояние семь тысяч километров. Его основное предназначение – ведение боевых действий в оперативной зоне как сухопутных, так и морских ТВД. В качестве основных целей Ту-22М3 рассматриваются подвижные и неподвижные, площадные и радиолокационно-контрастные, видимые и невидимые объекты. Самолет готов днем и ночью в простых метеоусловиях выполнять комплекс боевых задач, включающих:

  • нанесение ракетных ударов в диапазоне высот от тысячи метров до практического потолка по радиолокационно видимым и невидимым целям на дальностях до трехсот километров (в отношении площадных целей показатель дальности пуска возрастает вдвое);
  • ведение радиолокационной, тепловой, оптической, радиационной и других видов разведки;
  • выполнение прицельного бомбометания неуправляемыми авиационными боеприпасами с высот от двухсот метров до практического потолка.

В качестве основного вооружения Ту-22М3 используются сверхзвуковые крылатые ПКР Х-22 «Буря», максимальные показатели скорости и дальности полета которой составляют 370 километров в час и 480 километров соответственно. До недавнего времени в арсенал ракетоносца входили аэробаллистические твердотопливные ракеты Х-15, снятые сегодня с вооружения по причине окончания сроков хранения двигателей.

Многие информационные источники, особенно тяготеющие к художественным образам, называют Ту-22М3 «убийцей авианосцев», что как минимум некорректно. Авианосец не разгуливает по морским просторам в одиночестве, а заявлять о том, что один даже до зубов вооруженный Ту-22М3 способен уничтожить авианосную ударную группу, непрофессионально. Эффективная работа при уничтожении АУГ предполагает несколько тактических схем действия группы таких ракетоносцев, до авиаполка включительно. Это может быть как фронтальный массированный удар с одного направления, так и волнообразные атаки отдельными группами с применением самолетов – постановщиков помех и сверхзвуковых противорадиолокационных ракет Х-22МП.

Красив, вооружен и опасен

А теперь поговорим о модификации Ту-22М3М, принятой на вооружение ВКС России в июле 2014 года. Она характеризуется обновленными средствами связи и улучшенной авионикой, но наиболее революционные изменения претерпело БРЭО. Модернизированный Ту-22М3М получил специализированную цифровую вычислительную подсистему СВП-24-22, разработанную и производимую ЗАО «Гефест и Т» в подмосковном Жуковском. Ее уникальность не только в способности наведения самолета на цель с возможностью перенацеливания в процессе полета, но и в способности обеспечить групповую атаку объекта самолетами Ту-22М3М с нескольких направлений. Использование принципиально новой элементной базы в бортовом радиоэлектронном оборудовании значительно расширяет номенклатуру применяемого вооружения, включая и современное высокоточное оружие. Кроме того, глубокая модернизация решает еще одну достаточно важную для современной авиации проблему – обязательное выполнение капремонта в сочетании с продлением эксплуатационного ресурса авиационной техники до сорока лет.

Самым броским при визуальном анализе модифицированного бомбардировщика конструктивным изменением является возвращение штанги топливоприемника для дозаправки в полете. Это устройство присутствовало на ранних модификациях Ту-22М и было удалено при исполнении Договора ОСВ-2 от 18 июня 1979 года. Возможность дозаправки топливом в разы увеличит боевой радиус полета бомбардировщика, который сегодня не превышает 2–2,5 тысячи километров.

На этом отличия не заканчиваются. Вместо кормовой артиллерийской установки ГШ-23Л смонтирован обтекатель с радиоэлектронным оборудованием. Такая трансформация олицетворяет изменение концепции самообороны стратегического бомбардировщика, предусматривающей замену оружия на эффективные средства радиолокационного противодействия.

Как уже отмечалось, самые революционные изменения на Ту-22М3 претерпела именно авионика. Производителем заявлена замена порядка 80 процентов систем. Новые приборы включены в системы связи, навигации и управления вооружением. Мало того, БРЭО Ту-22М3М в определенной степени унифицирован радиоэлектронным оборудованием перспективного стратегического бомбардировщика Ту-160М2, что упрощает их совместное боевое применение.

Уже упомянутая система СВП-24-22 «Гефест» обеспечивает эффективную обработку поступающей на борт информации и выдачу данных на применение неуправляемого вооружения.

Модернизированный Ту-22М3М сохранит абсолютную совместимость с арсеналом вооружений базовой версии, остающихся в эксплуатации. Следовательно, основной ракетой стратега останется Х-22 или ее модернизированный вариант. Есть информация о возможном применении стратегических крылатых ракет Х-555 и радиолокационно-малозаметных ракет класса «воздух-поверхность» Х-101 (Х-102 с термоядерной БЧ). Непроверенные источники сообщают о способности Ту-22М3М нести гиперзвуковые ракеты 9-А-7660 «Кинжал». Очевидно, что столь широкая номенклатура используемого модернизированной версией стратегического бомбардировщика-ракетоносца вооружения существенно расширяет перечень решаемых боевых задач и увеличивает эффективность его боевого применения.

Он еще послужит России

В соответствии с информацией из источников в оборонном ведомстве России глубокой модернизации подлежит половина из состоящих на вооружении ВКС РФ шестидесяти бортов Ту-22М3. Некоторые специалисты считают, что равное число стратегических бомбардировщиков конфигурации Ту-22М3 и модернизированных Ту-22М3М должно повысить боеспособность командования дальней авиации России, но, на наш взгляд, оно достаточно спорно. Освоенная летным составом и проверенная в действии платформа Ту-22М3 в сочетании с новейшими образцами радиоэлектронного оборудования и вооружения – оптимальное решение обеспечения российских ВВС современной авиатехникой без гигантских затрат на создание новых самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer