Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов


24 ноября 2021 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Документ предусматривает необходимость предъявления QR–кода о вакцинации против коронавируса или документа, подтверждающего перенесённую болезнь, для пользования железнодорожным и авиатранспортом. "В случае непредъявления документации перевозчик обязан отказать пассажиру в заключении договора перевозки или в одностороннем порядке расторгнуть договор", — говорится в законопроекте.

До 14 декабря нижняя палата парламента ожидает отзывов и предложений к нему от своих комитетов и комиссий, президента, Совета Федерации и других государственных органов. После этого он будет рассмотрен в первом чтении. Эксперты полагают, что все три чтения документ может пройти уже к Новому году.

Как пояснила вице–премьер Татьяна Голикова, первое время граждане смогут наравне с QR–кодами предъявлять отрицательный ПЦР–тест. После 1 февраля такое право останется только у имеющих медотвод. Пока предполагается, что нормы будут действовать как минимум до июня 2022 года.

Не дожидаясь принятия федеральных мер, закручиванием гаек занялись и региональные власти. Накануне, 23 ноября, ограничения для транспорта локально ввели в Камчатском крае: для поездок на межмуниципальных автобусах и перелётов по местным направлениям необходимо предъявить QR–код, справку о перенесённом ковиде или медотвод. Одновременно заработали комиссии, выдающие справки о наличии антител, которые также принимаются.

Не бейте лежачего

В условиях закрытых границ вырос внутренний авиатрафик: по данным Росавиации, с января по сентябрь этого года объём внутрироссийских авиаперевозок составил 68,1 млн человек — на 21% больше, чем за аналогичный период докоронавирусного 2019–го. На общемировом фоне это хороший показатель. Тем не менее восстановление отрасли ожидается экспертами не ранее 2023–2024 годов, а новые жёсткие меры этому не способствуют.

"Об ограничениях объявлено, когда россияне почти не летают. Октябрь, ноябрь, первая половина декабря — самый “низкий” сезон в авиации. Все работают — никто не путешествует. Авиация в это время традиционно имеет низкие показатели и терпит убытки, — говорит аналитик авиаотрасли, главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. — Если бы об этом объявили в середине лета — это была бы проблема, потому что многие не смогли бы улететь по купленным билетам".

Но, похоже, перевозчики всё–таки заметят удар. По оценкам "ИрАэро", которыми компания поделилась с "ДП", падение трафика в связи с введением QR–кодов достигнет 20–40% от сегодняшнего объёма или даже больше. В министерстве транспорта РФ опасаются, что снижение может достичь 50%.

Аналитики говорят о грядущих потерях авиаотрасли не менее 15 млрд рублей в месяц, не считая ещё около 20 млрд на возврат средств пассажирам. Но апокалиптическими эти прогнозы назвать нельзя. Скорее всего, новые меры не убьют отрасль и не нанесут ей такой ущерб, как последствия первого локдауна, но снижения пассажирооборота и выручки стоит ожидать.
Самые активные с точки зрения перемещения граждане уже и так привились. Соответственно, большинство пассажиров ограничений не заметят. Хотя это всё относится скорее к авиаотрасли. С железнодорожным транспортом всё сложнее.
Пресс–служба РЖД сообщила, что компания выполнит все требования нового законодательства. Как будут решаться такие потенциально проблемные ситуации, как истечение срока сертификата о вакцинации во время следования поезда или проверка QR–кодов у большого количества пассажиров на стоянках по 3–5 минут, в компании не рассказали.

Дело техники

"Аэрофлот" ранее заявлял, что технически готов к внедрению предполагаемых нововведений. "Победа" выступает за QR–коды при регистрации на рейс, но против требования сертификата во время покупки билета.
Официальный представитель Smartavia сообщил "ДП", что в компании считают контроль при покупке билета нецелесообразным и трудноосуществимым. Кроме того, перевозчику потребуется время для организации проверок QR–кодов при регистрации, на данный момент для этого нет технической возможности.

Своих не бросают

16 ноября на форуме "Транспортная неделя 2021" заместитель министра транспорта Кирилл Богданов озвучил, что Минтранс рассматривает вопрос выделения субсидий для авиакомпаний. "Ведомости" со ссылкой на письмо другого замминистра транспорта Игоря Чалика в правительство и министерство финансов рассказали, что Минтранс предлагает потратить 8,09 млрд рублей на компенсацию убытков отрасли в первый месяц введения ограничений — 7,03 млрд рублей авиакомпаниям и 1,06 млрд аэропортам. На запрос "ДП" в Минтрансе не ответили.

Представитель одной из авиакомпаний в разговоре с "ДП" сообщил, что в отрасли есть сомнения, что компенсация вообще будет выделена. По его словам, Минтранс, как обычно, выступает на стороне перевозчиков, но министерство финансов может стать тормозом процесса. Ровно так произошло, например, в 2019 году, когда авиакомпании потеряли деньги из–за отмены рейсов в Грузию.

В новых пандемийных условиях игроки авиаотрасли оказались вынуждены массово кредитоваться в банках. "Авиакомпаниям надо дожить до весны, они продолжают залезать в долги. Помощи со стороны государства недостаточно, чтобы покрыть все убытки, но её достаточно, чтобы банки видели денежный приток. Это своего рода гарантия, что авиакомпания доживёт до весны, когда у неё появятся средства", — считает Роман Гусаров.

Он говорит, что 8 млрд рублей — относительно небольшая сумма. Для сравнения: европейская Air France–KLM в прошлом году получила помощь в размере около 10 млрд евро от Франции и Нидерландов. Тем не менее стоит учитывать, что "спасительные деньги" были предоставлены на гораздо более жёстких условиях, чем в России. У нас подобная помощь является безвозвратной.

Уходят в отказ

Похоже, что очередная попытка чиновников простимулировать вакцинацию граждан, как и предыдущие, может не достичь успехов. По результатам онлайн–опроса 2,7 тыс. человек, проведённого Ассоциацией туроператоров, оказалось, что 75% туристов готовы отказаться от планируемых путешествий, если вместо QR–кода нельзя будет предоставить ПЦР–тест. Более того, только 4% участников намерены вакцинироваться ради отдыха, а 10% опрошенных задумались о переносе отпуска.

При этом прямой связи между финансовым состоянием авиаотрасли и уровнем коллективного иммунитета нет. Основную прибыль перевозчикам приносят международные, а не внутренние рейсы. Относительно небольшая доля россиян, которые имеют загранпаспорта и заинтересованы в заграничных бизнес–поездках или не жалуют отечественные курорты, скорее всего, привьются ради выезда из страны. Но условия для этого возникнут только с признанием Евросоюзом и государствами других частей света "Спутника V", которое пока затягивается.

А как у них?

Похожие ограничительные QR–меры введены и в других странах — Россия тут не уникальна. Во Франции наряду с кафе, барами и ресторанами предъявлять "паспорт вакцинации" нужно в поездах дальнего следования и самолётах, но при покупке билета его не требуют. В Канаде лицам старше 12 лет необходимо быть полностью вакцинированными, чтобы сесть на междугородние поезда или попасть на борт рейса, вылетающего из большинства аэропортов страны. При этом во Франции и Канаде обе дозы вакцины уже получили 71% и 78% населения соответственно. В России же этот показатель вдвое ниже.
 

Уже объявлено, что подобного рода требования будут существовать достаточно долго, но к "высокому" сезону они должны быть сняты. Впрочем, мы должны учитывать и другой фактор. Если эффективность различного рода антиковидных мероприятий окажется высокой и заболеваемость действительно серьёзно пойдёт на спад, то не будет большого смысла сохранять строгие ограничения. В самом начале локдауна, когда в апреле 2020 года пассажиропоток упал примерно в 20 раз, ни одна из российских авиакомпаний не сошла с дистанции и не обанкротилась. В том числе из–за оказанных государством мер поддержки. Хотя, безусловно, гражданская авиация оказалась в долгах. Сложно понять, где предел живучести авиакомпаний, не имея понимания о таких внешних факторах, как меры поддержки со стороны государства, динамика цен на авиационное топливо и так далее. Только по одному фактору — количеству пассажиров — делать выводы невозможно. Если же сравнивать нас с Европой, вопрос не только в абсолютной величине прямой финансовой помощи компаниям. Есть ещё две вещи. Первая — условия, на которых такая помощь выделяется. Условием получения поддержки европейские правительства ставили вхождение или увеличение присутствия в капитале компании. У нас же деньги давали практически "просто так". Во–вторых, соотношение масштаба потерь. Авиаперевозки в России восстановились гораздо быстрее: на внутренних линиях они уже превысили показатели 2019 года — поэтому нужно соизмерять реальные масштабы потерь и реальные масштабы помощи.

Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства "Авиапорт"
 

Введение обязательных QR–кодов должно стать мощным стимулом для населения к вакцинации. Технически Red Wings будет готова к проверке QR–кодов на всех определяемых законопроектом этапах. Однако эта мера несёт для авиационной отрасли определённые риски, главный из них — потенциальное снижение пассажиропотока, которое может составить от 20 до 50%. Кроме того, российские авиакомпании понесут расходы на доработку модулей онлайн–бронирования и онлайн–регистрации, на интеграцию своих систем бронирования с порталом "Госуслуги" (необходимо для проверки QR–кодов при покупке билетов), на оплату услуг аэропортов по проверке QR–кодов на стойках регистрации. Плюс иностранные авиакомпании получат конкурентное преимущество на международных линиях, так как Россия не может обязать их проверять QR–коды для полётов в нашу страну.

Александр Воробьёв
пресс–секретарь авиакомпании Red Wings




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer