Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов


24 ноября 2021 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Документ предусматривает необходимость предъявления QR–кода о вакцинации против коронавируса или документа, подтверждающего перенесённую болезнь, для пользования железнодорожным и авиатранспортом. "В случае непредъявления документации перевозчик обязан отказать пассажиру в заключении договора перевозки или в одностороннем порядке расторгнуть договор", — говорится в законопроекте.

До 14 декабря нижняя палата парламента ожидает отзывов и предложений к нему от своих комитетов и комиссий, президента, Совета Федерации и других государственных органов. После этого он будет рассмотрен в первом чтении. Эксперты полагают, что все три чтения документ может пройти уже к Новому году.

Как пояснила вице–премьер Татьяна Голикова, первое время граждане смогут наравне с QR–кодами предъявлять отрицательный ПЦР–тест. После 1 февраля такое право останется только у имеющих медотвод. Пока предполагается, что нормы будут действовать как минимум до июня 2022 года.

Не дожидаясь принятия федеральных мер, закручиванием гаек занялись и региональные власти. Накануне, 23 ноября, ограничения для транспорта локально ввели в Камчатском крае: для поездок на межмуниципальных автобусах и перелётов по местным направлениям необходимо предъявить QR–код, справку о перенесённом ковиде или медотвод. Одновременно заработали комиссии, выдающие справки о наличии антител, которые также принимаются.

Не бейте лежачего

В условиях закрытых границ вырос внутренний авиатрафик: по данным Росавиации, с января по сентябрь этого года объём внутрироссийских авиаперевозок составил 68,1 млн человек — на 21% больше, чем за аналогичный период докоронавирусного 2019–го. На общемировом фоне это хороший показатель. Тем не менее восстановление отрасли ожидается экспертами не ранее 2023–2024 годов, а новые жёсткие меры этому не способствуют.

"Об ограничениях объявлено, когда россияне почти не летают. Октябрь, ноябрь, первая половина декабря — самый “низкий” сезон в авиации. Все работают — никто не путешествует. Авиация в это время традиционно имеет низкие показатели и терпит убытки, — говорит аналитик авиаотрасли, главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. — Если бы об этом объявили в середине лета — это была бы проблема, потому что многие не смогли бы улететь по купленным билетам".

Но, похоже, перевозчики всё–таки заметят удар. По оценкам "ИрАэро", которыми компания поделилась с "ДП", падение трафика в связи с введением QR–кодов достигнет 20–40% от сегодняшнего объёма или даже больше. В министерстве транспорта РФ опасаются, что снижение может достичь 50%.

Аналитики говорят о грядущих потерях авиаотрасли не менее 15 млрд рублей в месяц, не считая ещё около 20 млрд на возврат средств пассажирам. Но апокалиптическими эти прогнозы назвать нельзя. Скорее всего, новые меры не убьют отрасль и не нанесут ей такой ущерб, как последствия первого локдауна, но снижения пассажирооборота и выручки стоит ожидать.
Самые активные с точки зрения перемещения граждане уже и так привились. Соответственно, большинство пассажиров ограничений не заметят. Хотя это всё относится скорее к авиаотрасли. С железнодорожным транспортом всё сложнее.
Пресс–служба РЖД сообщила, что компания выполнит все требования нового законодательства. Как будут решаться такие потенциально проблемные ситуации, как истечение срока сертификата о вакцинации во время следования поезда или проверка QR–кодов у большого количества пассажиров на стоянках по 3–5 минут, в компании не рассказали.

Дело техники

"Аэрофлот" ранее заявлял, что технически готов к внедрению предполагаемых нововведений. "Победа" выступает за QR–коды при регистрации на рейс, но против требования сертификата во время покупки билета.
Официальный представитель Smartavia сообщил "ДП", что в компании считают контроль при покупке билета нецелесообразным и трудноосуществимым. Кроме того, перевозчику потребуется время для организации проверок QR–кодов при регистрации, на данный момент для этого нет технической возможности.

Своих не бросают

16 ноября на форуме "Транспортная неделя 2021" заместитель министра транспорта Кирилл Богданов озвучил, что Минтранс рассматривает вопрос выделения субсидий для авиакомпаний. "Ведомости" со ссылкой на письмо другого замминистра транспорта Игоря Чалика в правительство и министерство финансов рассказали, что Минтранс предлагает потратить 8,09 млрд рублей на компенсацию убытков отрасли в первый месяц введения ограничений — 7,03 млрд рублей авиакомпаниям и 1,06 млрд аэропортам. На запрос "ДП" в Минтрансе не ответили.

Представитель одной из авиакомпаний в разговоре с "ДП" сообщил, что в отрасли есть сомнения, что компенсация вообще будет выделена. По его словам, Минтранс, как обычно, выступает на стороне перевозчиков, но министерство финансов может стать тормозом процесса. Ровно так произошло, например, в 2019 году, когда авиакомпании потеряли деньги из–за отмены рейсов в Грузию.

В новых пандемийных условиях игроки авиаотрасли оказались вынуждены массово кредитоваться в банках. "Авиакомпаниям надо дожить до весны, они продолжают залезать в долги. Помощи со стороны государства недостаточно, чтобы покрыть все убытки, но её достаточно, чтобы банки видели денежный приток. Это своего рода гарантия, что авиакомпания доживёт до весны, когда у неё появятся средства", — считает Роман Гусаров.

Он говорит, что 8 млрд рублей — относительно небольшая сумма. Для сравнения: европейская Air France–KLM в прошлом году получила помощь в размере около 10 млрд евро от Франции и Нидерландов. Тем не менее стоит учитывать, что "спасительные деньги" были предоставлены на гораздо более жёстких условиях, чем в России. У нас подобная помощь является безвозвратной.

Уходят в отказ

Похоже, что очередная попытка чиновников простимулировать вакцинацию граждан, как и предыдущие, может не достичь успехов. По результатам онлайн–опроса 2,7 тыс. человек, проведённого Ассоциацией туроператоров, оказалось, что 75% туристов готовы отказаться от планируемых путешествий, если вместо QR–кода нельзя будет предоставить ПЦР–тест. Более того, только 4% участников намерены вакцинироваться ради отдыха, а 10% опрошенных задумались о переносе отпуска.

При этом прямой связи между финансовым состоянием авиаотрасли и уровнем коллективного иммунитета нет. Основную прибыль перевозчикам приносят международные, а не внутренние рейсы. Относительно небольшая доля россиян, которые имеют загранпаспорта и заинтересованы в заграничных бизнес–поездках или не жалуют отечественные курорты, скорее всего, привьются ради выезда из страны. Но условия для этого возникнут только с признанием Евросоюзом и государствами других частей света "Спутника V", которое пока затягивается.

А как у них?

Похожие ограничительные QR–меры введены и в других странах — Россия тут не уникальна. Во Франции наряду с кафе, барами и ресторанами предъявлять "паспорт вакцинации" нужно в поездах дальнего следования и самолётах, но при покупке билета его не требуют. В Канаде лицам старше 12 лет необходимо быть полностью вакцинированными, чтобы сесть на междугородние поезда или попасть на борт рейса, вылетающего из большинства аэропортов страны. При этом во Франции и Канаде обе дозы вакцины уже получили 71% и 78% населения соответственно. В России же этот показатель вдвое ниже.
 

Уже объявлено, что подобного рода требования будут существовать достаточно долго, но к "высокому" сезону они должны быть сняты. Впрочем, мы должны учитывать и другой фактор. Если эффективность различного рода антиковидных мероприятий окажется высокой и заболеваемость действительно серьёзно пойдёт на спад, то не будет большого смысла сохранять строгие ограничения. В самом начале локдауна, когда в апреле 2020 года пассажиропоток упал примерно в 20 раз, ни одна из российских авиакомпаний не сошла с дистанции и не обанкротилась. В том числе из–за оказанных государством мер поддержки. Хотя, безусловно, гражданская авиация оказалась в долгах. Сложно понять, где предел живучести авиакомпаний, не имея понимания о таких внешних факторах, как меры поддержки со стороны государства, динамика цен на авиационное топливо и так далее. Только по одному фактору — количеству пассажиров — делать выводы невозможно. Если же сравнивать нас с Европой, вопрос не только в абсолютной величине прямой финансовой помощи компаниям. Есть ещё две вещи. Первая — условия, на которых такая помощь выделяется. Условием получения поддержки европейские правительства ставили вхождение или увеличение присутствия в капитале компании. У нас же деньги давали практически "просто так". Во–вторых, соотношение масштаба потерь. Авиаперевозки в России восстановились гораздо быстрее: на внутренних линиях они уже превысили показатели 2019 года — поэтому нужно соизмерять реальные масштабы потерь и реальные масштабы помощи.

Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства "Авиапорт"
 

Введение обязательных QR–кодов должно стать мощным стимулом для населения к вакцинации. Технически Red Wings будет готова к проверке QR–кодов на всех определяемых законопроектом этапах. Однако эта мера несёт для авиационной отрасли определённые риски, главный из них — потенциальное снижение пассажиропотока, которое может составить от 20 до 50%. Кроме того, российские авиакомпании понесут расходы на доработку модулей онлайн–бронирования и онлайн–регистрации, на интеграцию своих систем бронирования с порталом "Госуслуги" (необходимо для проверки QR–кодов при покупке билетов), на оплату услуг аэропортов по проверке QR–кодов на стойках регистрации. Плюс иностранные авиакомпании получат конкурентное преимущество на международных линиях, так как Россия не может обязать их проверять QR–коды для полётов в нашу страну.

Александр Воробьёв
пресс–секретарь авиакомпании Red Wings




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer