Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Союз на небесах


3 ноября 2021 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Предложение Минска ответить на потенциальное отключение страны от глобальной системы авиаданных созданием единой авиаадминистрации для Белоруссии и России, по мнению участников отрасли, не приведет к желаемому результату. На его реализацию может уйти десятилетие, при этом в профильных ведомствах эта идея даже не обсуждается, сообщают источники «Ъ». И главный вопрос — готовность Москвы к такому маневру.

Предложение Минска ответить на потенциальное отключение страны от глобальной системы авиаданных созданием единой авиаадминистрации для Белоруссии и России, по мнению участников отрасли, не приведет к желаемому результату. На его реализацию может уйти десятилетие, при этом в профильных ведомствах эта идея даже не обсуждается, сообщают источники «Ъ». И главный вопрос — готовность Москвы к такому маневру.

Заявления белорусских авиавластей о возможном объединении авиарегуляторов России и Белоруссии на фоне угрозы подпадания Минска под европейские санкции выглядят преждевременными для российского авиаблока, говорят опрошенные «Ъ» эксперты и источники в профильных ведомствах.

О предложении создать объединенную авиаадминистрацию в Евразийском экономическом союзе или Союзном государстве сегодня на пресс-конференции в Минске заявил директор департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артем Сикорский. Появление такого органа он назвал актуальным в свете «коллективного ответа на авиационный экстремизм, который исходит от наших западных партнеров». 12 ноября Международная организация гражданской авиации, по данным ТАСС, может рассмотреть итоговое решение по инциденту с посадкой самолета Ryanair в Минске (см. «Ъ» от 24 мая).

Как заявил господин Сикорский, на белорусском госпредприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» готовятся к потенциальному отключению от глобальной системы авиаданных.

По словам представителя Минтранса Белоруссии, новая объединенная авиаструктура по аналогии с Европейским агентством по безопасности полетов должна стать «регулятором как по вопросам авиационной безопасности, так и по допуску на рынок и созданию равных условий для всех авиаперевозчиков» (цитата по «Интерфаксу»).

Идея объединения организации воздушного пространства с российской стороной не обсуждалась последние несколько лет, говорят несколько источников «Ъ» в отрасли. По их словам, проект создания международной аэронавигационной системы «Восток» (МАС) был окончательно заморожен к 2019 году. Он обсуждался около 15 лет и предполагал создание межгосударственной навигационной системы РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Оснащением должны были заниматься структуры концерна «Алмаз—Антей».

«Проект остался на бумаге, и подвижек по нему нет: в Минтрансе и Росавиации этот вопрос не поднимался с 2019 года»,— говорит еще один источник в отрасли.

По словам источника, знакомого с подготовкой проекта МАС «Восток», основной сложностью стал вопрос софинансирования проекта его участниками: «История дорогостоящая — одни РФ и Беларусь не стали и не станут ее финансировать, но договориться с другими странами в 2016 году не смогли. После пандемии это представляется еще более маловероятным». Кроме того, существует ряд политических и технических сложностей, говорит он, «и задача их устранить в последние годы даже не ставилась».

Минтранс и Росавиация на вопросы «Ъ» не ответили. В Госкорпорации по организации воздушного движения отказались от комментариев.

С правовой точки зрения объединенное авиарегулирование двух стран может быть продиктовано и обосновано логикой создания Союзного государства, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Однако, по его словам, процесс может затянуться на десятилетия и расчет белорусских авиавластей быстро обойти санкции путем интеграции с РФ вряд ли реалистичен.

При этом мировая практика — обратная: вопросами регулирования, как правило, занимаются национальные органы, и Европейское агентство по безопасности полетов скорее остается исключением из правил. «В Европе движение по объединению регуляторов идет не первое десятилетие, и существование программы SESAR, которая настроена на объединение европейского неба, не отменяет полномочий авиарегуляторов в других странах»,— подчеркивает он.

Господин Борисов считает совершенно очевидным, что никто всерьез не будет рассматривать перспективы отказа от полетов над Россией.

«Здесь надо понять, готова ли будет Россия принять риски, связанные с процессом интеграции, а также провести колоссальную работу по созданию нового наднационального органа и определению того, какие именно полномочия будут ему делегированы»,— полагает он.

В белорусском Минтрансе также допускают, что в случае запрета на лизинг самолетов иностранного производства для «Белавиа» перевозчик «перейдет на использование российских самолетов». На данный момент в ЕС идет обсуждение введения санкций только в отношении заключения новых договоров или запрета на продолжение действующих контрактов.

Руководители Ассоциации внешнеполитических исследований — о настоящем и будущем союза России и Белоруссии
Как отмечает источник «Ъ» в российской лизинговой компании, в частности, Ирландия активно выступает за первый вариант, поскольку полное ограничение на действующие отношения c Белоруссией может нанести существенный ущерб финансовым интересам ирландских лизингодателей.

У российских лизинговых компаний есть теоретическая возможность поставить «Белавиа» SSJ 100 и самолеты иностранного производства взамен существующего флота, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его оценке, единовременной поставки быть не может, однако полная компенсация парка вряд ли потребуется. «Традиционной моделью “Белавиа” была связь между Россией и Европой,— говорит он.— Сейчас Запад закрыт для перевозчика, и потребность в воздушных судах значительно скорректирована».

По словам господина Пантелеева, для восстановления половины флота «Белавиа» за счет российских поставок достаточно нескольких лет, но о «действительных потребностях авиакомпании пока говорить рано».

При этом он подчеркнул, что в случае, если решение об авиаинтеграции будет принято и анонсировано на уровне президента РФ, реализация возможна в «достаточно быстрые сроки».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer