Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Грузовая грусть: авиаперевозки обострили мировой транспортный кризис


20 декабря 2021 года Дмитрий Мигунов, Известия


Транспортный кризис в этом году развивается параллельно энергетическому и охватывает в той или иной степени почти всю планету. Нехватка контейнеров и запредельно высокие цены на фрахт грузовых судов взвинтили стоимость перевозок в разы, иногда на порядок. В последние месяцы к этому добавились еще и проблемы с воздушными перевозкам, расценки на которые достигли рекордных отметок. Непосредственная причина — преддверие Рождества, но процесс в целом носит затяжной характер, и нет никаких причин ждать восстановления докризисных цен в будущем. Подробности — в материале «Известий».

Транспортный кризис в этом году развивается параллельно энергетическому и охватывает в той или иной степени почти всю планету. Нехватка контейнеров и запредельно высокие цены на фрахт грузовых судов взвинтили стоимость перевозок в разы, иногда на порядок. В последние месяцы к этому добавились еще и проблемы с воздушными перевозкам, расценки на которые достигли рекордных отметок. Непосредственная причина — преддверие Рождества, но процесс в целом носит затяжной характер, и нет никаких причин ждать восстановления докризисных цен в будущем. Подробности — в материале «Известий».

Почему растет стоимость перевозок

За последние месяцы стоимость грузового фрахта на международных грузовых авиарейсах, соединяющих Китай с одной стороны и Северную Америку и Европу с другой, подскочила почти вдвое. К примеру, стоимость посылки по маршруту Шанхай — аэропорты США достигла $14 за 1 кг против $8 в августе текущего года. Аналогичные поставки из Гонконга в США и Канаду обойдутся в $12, из Гонконга в Европу — $8, а из Франкфурта в Северную Америку — $5,5.

Все эти показатели побили соответствующие рекорды, достигнутые весной 2020 года, когда транспортный кризис из-за эпидемии ударил впервые. Тогда расценки доходили до $12 за 1 кг. Для сравнения, до начала прошлого года тарифы держались вполне стабильно, редко превышая $2 за 1 кг по трансатлантическим маршрутам и $4 за 1 кг по маршрутам Китай — Европа и Китай — Северная Америка.

Сейчас цены взлетели из-за резкого увеличения спроса на небольшие товары перед Рождеством. США, Канада и Западная Европа закупаются подарками к праздникам. Соответственно, электроника, одежда и другие потребительские товары сметаются с прилавков. Впрочем, речь идет не только о потребительской номенклатуре, но и товарах для промышленности, таких как полупроводники и даже автомобильные части.

Как отмечает The Financial Times, ситуация ухудшилась из-за появления нового коронавирусного штамма «Омикрон». Паника привела к тому, что население и организации здравоохранения бросились скупать маски, респираторы и тесты. Многое из этого производится в Китае, откуда тарифы на транспортировку сейчас наиболее высокие.

Рост сезонного спроса совпал еще с одной проблемой: долгое время значительная часть (до половины) грузовых воздушных перевозок обеспечивалась за счет пассажирских лайнеров, которые находили в своих трюмах место для малогабаритных грузов вроде тех же смартфонов или микрочипов. Но сейчас так не получается. Объем пассажирских перевозок не восстановился к докризисному уровню, а оставшийся парк пассажирских авиакомпаний задействован в основном на туристических рейсах: перелетов в деловых целях стало намного меньше. Туристические направления и транспортные потоки совпадают далеко не всегда в отличие от пассажиров-бизнесменов. На какое-то время многие авиакомпании перепрофилировали свои самолеты в грузовые, но после отмены локдаунов туристический голод вернул лайнеры в отрасль пассажирских перевозок.

Наконец, сам глобальный грузовой авиафлот сократился: общая вместительность упала на 13% в сравнении с 2019 годом. В то же время спрос на перевозки вырос на 6%. Таким образом, разрыв между спросом и предложением составил более чем солидные 20% — вполне достаточно, чтобы повысить тарифы кратно.

Рост тарифов затронул весь мир и не обошел Россию: по данным Росстата, в первом полугодии расценки на перевозки воздушным транспортом подскочили в 2,2 раза. Данные по второму полугодию выйдут позже, но нет особых оснований полагать, что с тех пор тарифы существенно сократились.

Почему для перевозок не хватает контейнеров

Все это само по себе было бы не так уж страшно — в конце концов, львиная доля товаров (почти 90%) в мире перевозится по морю. Но в последний год морской транспорт пережил еще более острый кризис. Расценки на фрахт по наиболее оживленным направлениям вроде Шанхай — Роттердам подскочили в 10 раз по сравнению с началом 2020 годом. Средняя стоимость фрахта 40-футового контейнера достигла $11 тыс. за рейс. Ближе к концу года тарифы немного снизились (примерно на 15%), но по-прежнему находятся на показателях в несколько раз выше нормы. Это значительно более серьезный рост цен, чем по подавляющему большинству наименований товаров и услуг, притом что сейчас практически нет отраслей, которые бы не затронула инфляция.

Здесь также сыграли свою роль многие факторы. После восстановления мирового спроса к концу 2020 года Китай, крупнейший экспортер в мире, избавился от всех своих контейнерных запасов, которые начали копиться уже в американских портах. Однако США экспортируют куда меньше товаров, для которых нужны большие контейнеры, а из-за сбоев в работе портов (прежде всего на западном побережье Америки) их возвращение было затруднено вдвойне. В 2021 году на каждые 100 контейнеров, следовавших в США, в обратном направлении поступало только 40. Американская администрация предприняла немалые усилия для расчистки своих портовых мощностей от лишних емкостей, но успехи пока скромные. Всего около 11% существующих в мире контейнеров сейчас застряли в портах, а 600 кораблей стоят на рейде, не имея возможности загрузиться или разгрузиться вовремя.

Кроме того, само производство контейнеров в последние годы снижалось, а в 2020 году из-за пандемии оно и вовсе приостановилось, так как никто не ожидал столь мощного восстановления спроса. Схожая ситуация складывалась и с работой кораблестроительных верфей. Сейчас они на фоне активизации международной торговли работают интенсивнее, но для удовлетворения спроса мирового торгового флота потребуется время. Новый тоннаж, необходимый для этой задачи, в полной мере будет спущен на воду только к 2024 году.

В итоге получается, что авиационные перевозки, которые могли бы расшить узкие места в мировой торговле, с данной задачей справиться не могут, поскольку и сами переживают непростые времена.

Как повлияет кризис перевозок на мировую экономику

Прежде всего дальнейший рост и без того высоких цен. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), рост цен на все виды перевозок приведет к ускорению глобальной инфляции на 1,5%, причем сильнее всего подорожает продукция высокого передела вроде электроники, мебели, электрического оборудования и т. д. Для США эта дополнительная инфляция может составить 1,2%, для Китая — 1,4%.

Кроме того, «пробки» на мировых торговых путях могут обрушить рост промышленного производства. В Европе и США промпроизводство может упасть на 1%, а в Китае — на 0,2%, если стоимость фрахта на торговых судах вырастет еще на 10%.

Вообще, инфляция, вызванная дороговизной перевозок, сильнее ударит по менее обеспеченным слоям населения. В себестоимости дешевой продукции у ритейлеров вес транспортировки намного выше, и многие компании могут просто решить, что перевозить доступные товары им просто невыгодно. Как отмечает Reuters, если дорогой холодильник может подорожать на 6%, то дешевый — на 24%. В условиях, когда промышленные запасы во многих странах и без того находятся на исторически низких уровнях относительно показателей продаж, раскрутке ценовой спирали не мешает совсем ничто.

В конце концов, затруднения с морскими и воздушными перевозками еще сильнее подстегнут государства стимулировать локализацию производства товаров внутри своих стран. Сейчас эти усилия уже разворачиваются США, Китаем, в меньшей степени ЕС, Россией и Индией в отношении продукции некоторых индустрий. По мере того как кризисная ситуация превратится в постоянную норму, такие усилия будут применяться со все большим тщанием все большим списком экономик, что означает новое поражение идеи глобализации.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Артём Кореняко
РБК
«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

Эксперт
«Байкал» идет на взлет
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Ставка на истребители
Владимир Ераносян
Военно-промышленный курьер
«Утята» летят на север
Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Ирина Цырулева
Известия
Пробковый спор: авиаколлапс в Нижнем Новгороде обернулся пятью делами
Ирина Альшаева
Газета.ru
«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»
Дмитрий Петроченко
Forbes
Почему вырос спрос на частные самолеты и как это изменит рынок авиаперевозок




Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Котов
Известия
Степной полк: почему России по-прежнему не обойтись без Байконура
Максим Талавринов, Вероника Кулакова
Известия
Бес опозданий: в России удвоилось число задержанных авиарейсов
Михаил Короткевич
АвиаСоюз
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Вероника Ваганова, Татьяна Леонтьева
Бизнес ONLINE
«После полета на «Победе» хочется отмыться»: как Ирада Аюпова билась с лоукостером
Иван Афанасьев
Вгудок
Авиаперевозки облетели РЖД
Арсений Замостьянов
Известия
Тот, кто делал ракеты: каким был первый главный конструктор космических кораблей
Михаил Котов
ТАСС
Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе
Максим Талавринов
Известия
Не на высоте: авиадиспетчеры сообщили об угрозе безопасности полетов из-за сокращений
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Кинжал» в ножнах: для гиперзвуковых ракет готовят инфраструктуру
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Свободный пилот: Минобороны приняло программу развития ударных дронов
Александр Тимохин
Взгляд
Тысячи беспилотников изменят облик российской армии
Константин Липавский
ПолитРоссия
Первый полностью украинский самолет оказался наполовину состоящим из российских комплектующих
Михаил Кувырко
Взгляд
Крупнейший проект решит хроническую проблему Дальнего Востока
Анастасия Платонова, Мария Перевощикова, Ирина Цырулева, Максим Талавринов, Валерий Кодачигов
Известия
Табло невылета: что происходит в аэропортах из-за беспорядков в Казахстане
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации
Максим Борисов
Газета.ru
«Они нас превзойдут»: китайский спутник назвали кошмаром для США
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Авиа толк: оборону Калининграда усилят морскими «Супер-Сухими»
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Первым делом вертолеты
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
Дмитрий Хоанг
Военно-промышленный курьер
«Барсук» вооружен и опасен
Виталий Виконт
Военно-промышленный курьер
Ты наш шедевральный
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
«Рафали» полетят в Эмираты
Федор Булашов
MK.ru
Эксперт подвел итоги неудачного для российской авиации года: «Человеческие ошибки»
Александр Нерадько
АвиаСоюз
Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли
Ольга Коленцова
Известия
Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир

Business FM
МС-21 с крылом из российских композитов совершил первый полет
Андрей Резчиков
Взгляд
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
Максим Талавринов
Известия
Отлетные цены: авиакомпании могут отказаться от повышения тарифов в 2022 году
Ольга Коленцова
Известия
Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса
Евгений Гайва
Российская Газета
Появилась еще одна причина для роста цен на авиабилеты
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

Business FM
Компания "Ростеха" сообщила о пропаже десяти самолетов
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Ростеха" сообщила о пропаже 10 самолетов спецназначения в Казани
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
«Сабли» против МиГов
Анатолий Журин
Военно-промышленный курьер
Уж не посмотришь свысока
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Американский военпром прибирает к рукам Хельсинки

Интерфакс
Российская авиация заняла сравнительно безопасный эшелон
Артём Кореняко
РБК
Тарифы на обслуживание пассажиров резко вырастут в трех аэропортах
Дмитрий Мигунов
Известия
Грузовая грусть: авиаперевозки обострили мировой транспортный кризис
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Виданное дело: Минобороны показало экспериментальный образец С-70 "Охотник"
Андрей Иванов
ТАСС
"Небо закрывают". Участники полетов — о Договоре по открытому небу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer