Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Сабли» против МиГов


20 декабря 2021 года Александр Храмчихин, Военно-промышленный курьер


Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. Если достичь этого невозможно, США от войны откажутся, если только кто-то не нападет на них, но, как говорится, это вряд ли. Соответственно авиация – их все.

Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. Если достичь этого невозможно, США от войны откажутся, если только кто-то не нападет на них, но, как говорится, это вряд ли. Соответственно авиация – их все.

За годы Второй мировой войны все компоненты ВС США получили свыше 150 тысяч только боевых самолетов. Вторая мировая органично перетекла в холодную войну, а авиация постепенно становилась реактивной. Уже в начале 50-х бывшие союзники сошлись в корейской войне, где их ВВС были смесью уходящих поршневых самолетов с новейшими реактивными машинами. В истребительной авиации янки и их союзниками широко использовался поршневой Р-51 «Мустанг» (потеряно только американцами 477 машин), а также палубный F4 «Корсар» (555 потерянных). Но основой истребительной авиации уже стали реактивные машины, которые пока еще были дозвуковыми, несли только пулеметно-пушечное вооружение и не имели бортовой РЛС.

“Первым серийным реактивным истребителем стал F-80 «Шутинг Стар». Именно он оказался участником первого в истории боя реактивных истребителей 1 ноября 1950 года, когда F-80 пал жертвой гораздо более совершенного советского МиГ-15”

Первым серийным реактивным истребителем стал F-80 «Шутинг Стар». Именно он оказался участником первого в истории боя реактивных истребителей 1 ноября 1950 года, когда F-80 пал жертвой гораздо более совершенного советского МиГ-15. Из 1732 выпущенных F-80 в Корее было потеряно как минимум 298. На основе этого самолета позже был создан учебный Т-33. Гораздо активнее участвовал в корейской войне F-84 «Тандерджет», но и он существенно уступал МиГу-15 (потеряно как минимум 234 машины, сбито от 3 до 8 МиГов). На равных с «пятнадцатым» воевал лишь ставший одним из самых знаменитых американских истребителей F-86 Sabre («Сабля»), коих было произведено почти 10 тысяч (включая лицензионные), при этом в небе Кореи их потеряно по меньшей мере 275. В составе ВВС Пакистана «Сейбры» вполне успешно участвовали в боях против авиации Индии не только в 1965 году, но и в 1971-м, причем в последней из этих войн «Сабле» удалось сбить даже индийский МиГ-21 (потери самих «Сейбров» в этих войнах составили как минимум 15 и 28 машин соответственно). Впрочем, к этому времени F-86 уже могли нести ракеты «воздух-воздух» с инфракрасным наведением AIM-9 «Сайдвиндер» ранних модификаций. В составе ВВС Боливии «Сейбры» дослужили до 1994 года.

В 50–60-е в истребительной авиации США имело место доминирование «сотой серии». При этом окончательно оформилась концепция тактического истребителя (истребителя-бомбардировщика), который может одинаково успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям.

Первым американским сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком стал F-100 «Супер Сейбр», выпущенный в количестве около 2,3 тысячи единиц. Во вьетнамской войне «сотки» участвовали в качестве ударных самолетов, было потеряно около 250 машин этого типа. ВВС Турции потеряли восемь «Супер Сейбров» во время интервенции на Кипр в 1974 году. F-101 «Вуду» создавали как перехватчик, но чаще использовали для разведки. Именно в таком качестве он применялся во Вьетнаме, где потеряно около 40 машин. Перехватчиков F-102 «Дельта Даггер» выпустили тысячу единиц. Во Вьетнаме американцы потеряли 11 таких машин (как минимум один из них был сбит истребителем МиГ-21), еще двух лишились турки над Кипром. На основе F-102 был создан перехватчик F-106 «Дельта Дарт», который в ограниченном количестве использовался в ПВО США до конца 80-х (ни в каких войнах не участвовал).

Наиболее известными представителями «сотой серии» стали F-104 и F-105. Перехватчик F-104 «Старфайтер» (выпущено около 2,6 тысячи) имел весьма короткое крыло, что обеспечило ему прекрасные скоростные и высотные характеристики, но очень плохую маневренность. Это привело к высочайшей аварийности. Во Вьетнаме США потеряли 13 «Старфайтеров», Турция на Кипре – один, Пакистан в двух войнах с Индией – от 5 до 11 машин, но это не шло ни в какое сравнение с эксплуатационными потерями, за которые самолет заслужил прозвище «летающий гроб». Так, ВВС Германии лишились 292 F-104 из 916 имевшихся, ВВС Канады – 110 из 235, ВВС Италии – 138 из 359. При этом в Италии «Старфайтер» состоял на вооружении до 2004 года и даже принял формальное участие в агрессии против Югославии. F-105 «Тандерчиф», принятый на вооружение в 1957 году, считался чрезвычайно перспективным самолетом и предназначался для прорыва ПВО и нанесения ядерных ударов по территории стран Варшавского договора. Однако «кладбищем» «Тандерчифа» стал Вьетнам, где было потеряно 395 из 833 выпущенных самолетов этого типа. В 1984-м последние F-105 были списаны.

В целом «сотая серия» стала не самой удачной страницей в истории американской авиации. Гораздо больше ее прославили истребители-бомбардировщики F-4 «Фантом», который на многие годы стал почти синонимом понятия «американский боевой самолет», и F-5, который создавался специально как простой в эксплуатации самолет для экспорта в развивающиеся страны.

F-4 было выпущено почти 5,2 тысячи единиц. Модификации В, J, N, S использовались в палубном варианте, С, D, E, F, G – в наземном (самолет F-4G «Уайлд Уилз» был создан специально для подавления ЗРК, F-4F – вариант F-4Е для немецких ВВС). Кроме того, модификации F-4К/М проектировали для ВВС Великобритании. «Фантомы» несли совершенную для своего времени бортовую РЛС и имели очень мощное вооружение. В варианте истребителя F-4, как правило, нес четыре «Сайдвиндера» и четыре ракеты «воздух-воздух» средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением AIM-7 «Спарроу». В ударном варианте его оснащали обычными авиабомбами, а также различными ракетами «воздух-поверхность»: противорадиолокационными «Шрайками» и более совершенными AGM-78 «Стандарт ARM» (дальность – 90 километров, повышенная помехоустойчивость), ракетами AGM-65 «Мейверик» (дальность полета – до 30 километров, различные типы БЧ и системы наведения в зависимости от модификации). F-4 был по-настоящему серьезным противником для истребителей ВВС ДРВ, данные соотношения их потерь расходятся очень сильно. «Фантомы» были сильнее вооружением, авионикой, превосходили в максимальной скорости, но уступали МиГам в маневренности. Общая убыль F-4 всех модификаций по различным причинам во Вьетнаме достигла огромного значения – 761 самолет. Гораздо эффективнее применяли в бою свои «Фантомы» ВВС Израиля, что, впрочем, во многом объяснялось слабостью противника. Собственные потери в ходе «войны на истощение» составили до 10 F-4, в ходе Октябрьской войны – 43, в Ливане в 1982-м – один. ВВС Ирана чрезвычайно активно использовали свои «Фантомы» в войне против Ирака, при этом потери были до 80 машин. В Иране и Турции «Фантомы» до сих пор остаются на вооружении. Также они еще пока числятся в боевом составе ВВС Греции, Японии, Республики Корея. В США в строю их нет с начала 90-х, на хранении осталось не более 200 F-4.

ТТХ F-5 (было выпущено более 2,4 тысячи машин этого типа) были искусственно занижены по отношению именно к F-4. ВВС США крайне ограниченно использовали его над Южным Вьетнамом в качестве ударного самолета, затем в небольшом количестве F-5 имитировали советские МиГ-21 в эскадрильях «Агрессор» (в авиации морской пехоты США применяются в таком качестве до сих пор). Подавляющее большинство F-5, как и планировалось изначально, ушло на экспорт. В частности, более 200 получили ВВС Южного Вьетнама, из них около 90 в 1975 году стали трофеями коммунистов. Испытания нескольких этих машин в СССР показали, что F-5Е в маневренности значительно превосходил МиГ-21. Таким образом, американское командование совершило серьезную ошибку, используя в качестве основного истребителя F-4, а не F-5. Это подтвердилось во время войны между Сомали и Эфиопией, в ходе которых эфиопские F-5 без потерь сбили не менее шести сомалийских МиГов. Иранские ВВС очень активно использовали F-5 в войне против Ирака (потеряно до 70 машин), до 16 F-5 потеряли ВВС Марокко в ходе войны в Западной Сахаре. По крайней мере несколько сотен самолетов этого типа до сих пор находятся в строю в ряде стран.

Всего США потеряли во Вьетнаме от 3,7 до 4,2 тысячи самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer