Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом


23 декабря 2021 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


Дмитрий Хазанов — о работе над "изделием 70" и об испытаниях самого большого самолета в мире с крылом изменяемой стреловидности

23 декабря в нашей стране ежегодно празднуют День дальней авиации. Примечательно, что именно в этот день 40 лет назад начались полноценные испытания стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 "Белый лебедь" (по терминологии НАТО — "Блек-джек"). Правда, первый вылет продолжительностью 27 минут состоялся пятью днями раньше, но тогда на самолете выполнили лишь скоростную пробежку и полет по кругу. До сих пор Ту-160 остается уникальным самолетом, который способен на сверхзвуковых скоростях перемещать огромную полезную нагрузку: взлетный вес — 275 т, максимальная скорость машины достигает 2 230 км/ч, боевая нагрузка доходит до 45 т.  

Наш ответ "Лансеру"

В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то время как США сделали ставку на стратегическую авиацию. Соответственно, у нас была разработана мощная система ракетно-ядерного сдерживания, но в стратегической авиации мы отставали, имея в своем распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, вряд ли способные преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО. 

Параллельно в Министерстве обороны оценивали перспективы развития отечественной дальней авиации на ближайшие 25 лет. Рассматривались возможные варианты будущих самолетов: на традиционном топливе, а также на жидких криогенных компонентах (природный газ, кислород, водород), включая двухкомпонентное топливо на керосине и кислороде.

В 1967 году Совет министров СССР постановил: необходимо и нашим авиационным КБ начать работы над новым многоцелевым стратегическим межконтинентальным самолетом, не уступающим американскому четырехмоторному стратегическому бомбардировщику будущего B-1 Lancer. Они стартовали в следующем же году на конкурсной основе — через четыре года комиссия рассмотрела представленные проекты, подготовленные под началом соответственно Павла Сухого, Владимира Мясищева и Андрея Туполева.

Первоначально комиссия отметила проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС по своей универсальности, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полета. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию столь сложных сверхзвуковых самолетов, как Ту-22М, разработку стратегического самолета-носителя поручили туполевцам. Они уже научились решать проблемы обеспечения безопасного сверхзвукового полета тяжелых самолетов в ходе производства пассажирского Ту-144, а также умели проектировать конструкции с большим ресурсом, обеспечивать надежную теплозащиту планера самолета и пр.

Концепция и вытекающие из нее тактико-технические требования к самолету определили его облик (схему и компоновку), а их дальнейшая реализация проводилась на основе имеющегося научно-технического задела и практического опыта проектирования тяжелых самолетов в туполевском ОКБ. Можно смело сказать, что общая идеология Ту-160 сложилась из трех совершенно разных самолетов: Ту-95, Ту-22М и Ту-144. От каждого из них он взял соответствующие свойства, которые в результате и определили облик ракетоносца и всей этой новой ударной стратегической авиационной системы
Владимир Ригмант
Историк, начальник музея ОКБ им. А.Н. Туполева

Трудный путь к успеху

Отлично представляя все трудности, связанные с созданием принципиально новой сверхскоростной машины, ведущий ученый в области механики полета и прикладной аэродинамики Георгий Бюшгенс выдвинул радикальное предложение — отказаться от "сто шестидесятого", а именно от изменяемой геометрии крыла, и остановиться на более традиционной "платформе", памятуя, что только с четвертой попытки удалось из Ту-22 получить именно то, что полностью устроило военных (Ту-22М2 и Ту-22М3). Он полагал, что столь сложный проект СССР не нужен, а достаточно дозвуковых бомбардировщиков.

Так, бомбардировщик Ту-22 серийно строился на протяжении всех 1960-х годов. Для повышения летных характеристик, прежде всего скорости и дальности полета, на него установили крыло изменяемой стреловидности, а также более мощные и экономичные двигатели конструкции Николая Кузнецова. Ту-22М2, а затем и Ту-22М3 фактически являлись совершенно другими самолетами относительно предшественника. Однако необходимых тактико-технических характеристик долго не удавалось достигнуть. Например, при сбросе тяжелых бомб над полигоном при открытии бомболюков скорости резко падали. В результате модернизация в ОКБ им. А.Н. Туполева велась четыре с половиной года начиная с 1974 года. 

Но в этот раз у нас времени на попытки не было — американский В-1 уже летал (первый опытный самолет вылетел в 1974 году). К счастью, Ту-160 приняли с первого раза.

Напряженная работа сблизила военных и конструкторов. Наиболее яркой фигурой среди разработчиков был талантливый инженер Валентин Близнюк, внесший значительный вклад в разработку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. С первых шагов по созданию Ту-160 он, занимая должность главного конструктора проекта и заместителя генерального конструктора Московского машиностроительного завода (ММЗ) "Опыт", вникал во все детали — не только осуществляя общее руководство проектом, но и непосредственно ведя разработку аэродинамической схемы самолета, его силовой установки.

 В 1972 году был создан аванпроект будущего летательного аппарата, затем был проработан эскизно-технический проект, который комиссия одобрила в 1976 году.

Моторостроительное ОКБ под руководством Николая Кузнецова в 1977 году специально для данного самолета разработало двухконтурный и трехвальный двигатель типа НК-32 с тягой 20 т. Тогда же макет машины, получившей обозначение "изделие 70", утвердили, и на ММЗ "Опыт" приступили к сборке трех опытных машин.

"Сто шестидесятый" стал самым большим самолетом в мире с крылом изменяемой стреловидности. Имея ряд сходств с американским В-1, он все же обладал своими особенностями: широкое использование титана¸ применение электродистанционной системы управления и использование руля направления, выполненного в виде поворотного "гребня", что улучшило обтекание в зоне сочленения крыла. Многие технические решения и технологические процессы Ту-160 можно без преувеличения считать уникальными.

При проектировании и постройке самолета участвовало около 800 организаций и предприятий отечественного ВПК, к работе было подключено несколько авиазаводов. Так, крылья и мотогондолы делали в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве. Основной объем работ, включая изготовление титанового центроплана, выполняли в Казани, местный авиазавод назначили головным по выпуску Ту-160. Так, при подготовке к серийному производству пришлось провести значительную реконструкцию некоторых корпусов. Например, были установлены автоматические линии по сварке из титана силовых элементов (подобных не имелось ни в одной стране). Огромный вклад в создание "изделия 70" внесли Летно-исследовательский институт МАП, Национальный институт авиационных технологий, Всесоюзный институт авиационных материалов; объединения "Труд", "Радуга", "Электроавтоматика" и другие отраслевые институты и предприятия.

На испытаниях

Честь поднять опытный самолет в воздух предоставили Борису Веремею — он работал в ОКБ А.Н. Туполева с 1965 года и успел испытать Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-22, Ту-154, а также несколько летающих лабораторий на их основе. Через пять лет Веремей установил 22 авиационных рекорда высоты, скорости и грузоподъемности на Ту-160, чем подтвердил высокий класс машины (на сегодняшний день установлено уже 46 рекордов).

Как во время испытательных полетов, так и впоследствии все, что было связано со "сто шестидесятым", выполнялось с соблюдением чрезвычайных мер предосторожности и секретности: для допуска на аэродром выдавались специальные пропуска, перемещение супербомбардировщика по летному полю осуществлялось только по ночам, при пролете над подмосковным Раменским американских спутников-шпионов жизнь на аэродроме замирала, самолет прятали в ангар. 

Войсковые испытания самолета, которые начали еще до того, как завершились госиспытания, было решено проводить на базе строевой части 184-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка, дислоцированного в Прилуках (130 км восточнее Киева), который имел опыт эксплуатации более ранних "туполевых". Взлетно-посадочную полосу аэродрома пришлось удлинить до 3 тыс. м. 12 мая 1987 года состоялся первый вылет с аэродрома экипажа испытателей, а 1 июня поднялся уже строевой экипаж. К концу года в полку имелось десять Ту-160.

Человек уникальной судьбы

С 1984 по 1991 год серийно выпустили 27 Ту-160. Символично, что машинам присваивают имена выдающихся людей, внесших вклад в развитие этой модели и дальней авиации в целом. В строю находятся ракетоносцы "Василий Решетников", "Андрей Туполев", "Николай Кузнецов", "Валентин Близнюк", "Борис Веремей"…

23 декабря, в отмечаемый ныне День дальней авиации ВВС РФ, в 1919 году родился советский военный летчик и военачальник, Герой Советского Союза Василий Решетников, прошедший путь от младшего лейтенанта до генерал-полковника авиации, заместителя главкома ВВС СССР.

Когда министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев и главнокомандующий ВВС главный маршал авиации Павел Кутахов начали обсуждения подготовки создания стратегического самолета будущего, то именно Василия Решетникова назначили председателем комиссии по рассмотрению аванпроектов будущего Ту-160.

К началу Великой Отечественной войны младший лейтенант Решетников служил в запасном полку и готовил пополнение для ВВС. На фронт ему удалось попасть в декабре 1941 года, где он выполнил 307 боевых вылетов на самолете Ил-4.

К концу войны грудь Решетникова украшали "Золотая Звезда" и пять боевых орденов. После Победы летчик продолжил службу и окончил Военно-воздушную академию в Монино, затем Высшую военную академию Генерального штаба им. К.Е. Ворошилова. При этом он не прекращал тренировочных полетов — весной 1959 года вместе со штурманом генералом Виктором Тарановым они установили неофициальный мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, проведя за штурвалом 21 час 15 минут и преодолев 17 150 км.

К моменту обсуждения проекта Ту-160 Василий Решетников накопил огромный практический опыт и имел солидную теоретическую подготовку.

Я со своей "командой", переросшей в макетную, а затем и в госкомиссию по созданию Ту-160, помногу и часто работал в КБ. Почти каждое утро уточнялась весовая сводка: проклятый вес — сначала единицами, а потом, объединяясь в десятки тонн, полз, как температура у обреченного больного, а смежники, во всяком случае большинство из них, создавшие бортовую "начинку" и системы вооружения, не стыдясь и не каясь, вправляли в самолетные объемы свой фирменный отяжелевший конгломерат вчерашнего дня. И нет преград им, поскольку нет и конкурентов. Скользя и балансируя, как над бездной, ЦАГИ спасал первоначальные расчеты, считал и пересчитывал аэродинамические характеристики, выдавая очередные рекомендации, но они под тяжестью нарастающего веса снова рушились
Василий Решетников

"Что было — то было. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь"

Даже в преклонном возрасте Василий Решетников еще долгое время демонстрировал прекрасные навыки и знание летного дела. Так, осенью 2004 года, незадолго до своего 85-летия, на авиашоу "Легенды авиации" в Монино он поднял в воздух и управлял американским бомбардировщиком Б-25 Mitchell.

Ранее же выпущенные "сто шестидесятые" сегодня проходят программу модернизации; с 2001 года было возобновлено их строительство, как Ту-160М, их оснастили современной аппаратурой и новым вооружением, в том числе высокоточными крылатыми ракетами нового поколения.

По указанию президента РФ с августа 2007 года было вновь запущено боевое дежурство этих машин.  Думаю, именно подобная нестареющая техника позволяет нам смело смотреть в будущее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer