Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса


24 декабря 2021 года Ольга Коленцова, Известия


2021 год оказался богатым на события для российского космоса. Впервые за 11 лет были запущены два модуля для МКС — «Наука» и «Причал». Кроме того, в 2021-м на станцию полетели космические туристы на российском корабле «Союз МС-21». И, наконец, впервые за всю историю на МКС провели съемки художественного фильма. «Известия» подводят итоги поистине выдающегося года в истории российского космоса, а также вместе с экспертами строят предположения о том, что грядет в 2022-м.

2021 год оказался богатым на события для российского космоса. Впервые за 11 лет были запущены два модуля для МКС — «Наука» и «Причал». Кроме того, в 2021-м на станцию полетели космические туристы на российском корабле «Союз МС-21». И, наконец, впервые за всю историю на МКС провели съемки художественного фильма. «Известия» подводят итоги поистине выдающегося года в истории российского космоса, а также вместе с экспертами строят предположения о том, что грядет в 2022-м.

Взять по модулю

В 2021 году были запущены два новых модуля для Международной космической станции — «Наука» и «Причал».

«Наука» успешно пристыковалась к МКС 29 июля. Это жилой модуль массой более 20 т, длиной около 13 м и более 4 м в максимальном диаметре. Внутри предусмотрено 14 рабочих мест для космонавтов. 6 кв. м внутреннего пространства отдано под научное оборудование и почти 5 кв. м — под хранение грузов.

Модуль планировали отправить еще в 2007 году, но из-за технических проблем запуск неоднократно переносили. Изначально это был дублер запущенного модуля «Заря». Хотя «Наука» ждала своего часа 14 лет, это не должно сказаться на работе модуля, считают специалисты.

— По сути, 14 лет на Земле оставался только корпус модуля, а для него это нестрашно, — пояснил старший научный сотрудник кафедры прикладной механики МФТИ Иван Завьялов. — Самый опасный момент для корпуса — выведение на орбиту. В этот момент он испытывает большие нагрузки. По сравнению с этим нагрузки при нахождении в невесомости небольшие — разве что термические. Радиация более страшна для приборов, чем для корпуса. Оборудование же на модуле новое, поэтому с ним проблем быть не должно.

«Причал» тоже ждал своего часа не один год. Его эскизный проект был утвержден в 2011-м, в течение 2014-го были проведены заводские контрольные испытания, и семь лет модуль находился на хранении. В 2021 году работы над «Причалом» снова перешли в активную стадию.

Модуль благополучно пристыковался к МКС через двое суток после старта, вечером 26 ноября. Прежде корабль с «Причалом» сделал 34 витка вокруг Земли.

Этот модуль разработали и произвели в РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Там сказали «Известиям», что «Причал» нужен для продолжения наращивания станции с помощью новых модулей. Всего на нем шесть портов, пять из которых предназначены для стыковки кораблей «Союз» и «Прогресс», а также новых модулей, а один — для его соединения с модулем «Наука».

Решение запускать новые модули для отрабатывающей последние годы на орбите МКС может показаться опрометчивым. Однако эксперты утверждают, что это гораздо лучше, чем если модули «тихо погибнут» на Земле. Тем более, что есть теоретическая возможность отсоединить модули от МКС и прикрепить их на новое место.

Снова на МКС

Под конец 2021 года состоялось еще одно важное для российского космоса событие. Впервые за 12 лет двое космических туристов полетели на МКС на российском корабле «Союз». На борту были японский миллиардер Юсаку Маэдзава, его помощник Йозо Хирано и российский космонавт Александр Мисуркин. Полет совместно организовали компания-оператор космического туризма Space Adventures и «Роскосмос».

Предыдущий полет такого рода состоялся в октябре 2009-го.

— Космические туристы начали посещать МКС в начале 2000-х годов, когда у России были свободные места на пилотируемых кораблях, летающих к станции, — напомнил член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Производственные мощности позволяли отправлять по три-четыре «Союза» в год, что превышало потребности в запусках как с российской, так и с американской стороны. Однако когда программа NASA «Спейс Шаттл» завершилась, свободных мест на пилотируемых кораблях уже не осталось. Сейчас ситуация снова поменялась. К МКС стали летать Crew Dragon компании SpaceX. Поэтому свободные места на «Союзах» появляются вновь.

По оценкам экспертов, стоимость полета на космическом корабле «Союз» на МКС составляет около $50 млн.

В «Роскосмосе» «Известиям» сообщили, что госкорпорация открыта к сотрудничеству со Space Adventures по совместному предоставлению услуг коммерческих полетов на МКС. Сейчас идут переговоры с компанией о следующем таком полете, сказали в госкорпорации. В Space Adventures информацию подтвердили. Так что в ближайшее время можно ждать вестей о новых путешествиях на МКС.

Более того, на горизонте 50 лет для космических туристов может появиться отдельный большой модуль или даже целая станция. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин летом уже предложил создать на российской орбитальной станции, которая придет на смену МКС, туристический модуль. По оценкам экспертов, его появление могли бы окупить 25 туристов за шесть лет.

Дмитрий Рогозин сообщал журналистам, что попросил пересмотреть производство транспортных кораблей в пользу пилотируемых. К 2024 году планируется изготовить два «Союза» для туристов, рассказал глава госкорпорации.

Принять «Вызов»

Нельзя не упомянуть еще об одном проекте — съемке художественного фильма на МКС. Для этого на станцию отправились актриса Юлия Персильд и режиссер Клим Шипенко. Такой проект ранее никто не реализовывал ни в российской, ни зарубежной космонавтике. Некоторые критиковали идею, однако с технической точки зрения миссия завершилась благополучно. С точки зрения искусства проект можно будет оценить только после выхода фильма.

Первый в мире киноэкипаж отправился с Байконура к МКС на корабле «Союз МС-19» 5 октября. Стыковка прошла не без происшествий, но все закончилось благополучно.

Утром 17 октября актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко вернулись на Землю с МКС, где они снимали материалы для фильма «Вызов». Полет прошел успешно, никаких последствий для здоровья киноэкипажа отмечено не было.

Вероятно, это станет самым дорогим кино в истории России на сегодняшний момент, сказал «Известиям» член-корреспондент Российской академии космонавтики (РАК) Андрей Ионин. Две трети корабля (то есть два места в экипаже из трех) обошлись примерно в 4,5 млрд рублей. На съемки самого кино уйдет еще около 800 млн. Стоит учесть еще затраты на подготовку к полету Юлии Пересильд и Клима Шипенко, а также деньги на фильм в целом.

Три задачи

В конце года принято не только подводить итоги, но и планировать следующий. Роскосмосу стоит определить некий стратегический вектор развития и не просто сохранить свои позиции, но и обеспечить развитие технологий и обороноспособности благодаря космосу, уверен Андрей Ионин.

— Я бы предложил работать в трех направлениях. Первое — обеспечить развитие цифровой экономики в РФ. Для этого нам необходима система спутников, обеспечивающая суверенный интернет для всей территории страны, — отметил эксперт. — Вторая задача — развитие проекта ядерного буксира. Если его реализовать, это будет настоящий технологический прорыв, и Россия сможет занимать достойное место во многих космических проектах.

И третье: космос должен стать тем местом, где разные страны, у которых не сложились отношения на Земле, смогут начать «договариваться», заключил Александр Ионин.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?

Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"



Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer