Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир


28 декабря 2021 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые предложили свое решение проблемы космического мусора. Ученые создают спутник, который сможет увести крупногабаритные отходы типа последних ступеней ракет с высоты наиболее используемых орбит. Предполагается, что устройство либо направит мусор на высоту более 3–5 тыс. км от Земли, либо столкнет его ниже, чтобы он сгорел в атмосфере. С помощью такого аппарата можно было бы расчищать траектории движения МКС, находящейся на высоте 350 км, и спутников на геостационарной орбите. В ближайшие годы ситуация с космическими отходами может стать критической и решать проблему действительно нужно, подчеркнули эксперты. По их словам, значительно повредить ту же МКС и более мелкие аппараты может даже небольшой мусор размером с теннисный мяч.

Российские ученые предложили свое решение проблемы космического мусора. Ученые создают спутник, который сможет увести крупногабаритные отходы типа последних ступеней ракет с высоты наиболее используемых орбит. Предполагается, что устройство либо направит мусор на высоту более 3–5 тыс. км от Земли, либо столкнет его ниже, чтобы он сгорел в атмосфере. С помощью такого аппарата можно было бы расчищать траектории движения МКС, находящейся на высоте 350 км, и спутников на геостационарной орбите. В ближайшие годы ситуация с космическими отходами может стать критической и решать проблему действительно нужно, подчеркнули эксперты. По их словам, значительно повредить ту же МКС и более мелкие аппараты может даже небольшой мусор размером с теннисный мяч.

На подхвате

В Омском государственном техническом университете создают особый спутник, который сможет увести крупногабаритный космический мусор с высоты наиболее используемых орбит до 2 тыс. км. Согласно задумке, устройство будет или выталкивать отходы на высоту более 3–5 тыс. км от Земли, или сбивать их ниже, чтобы они сгорели в атмосфере.

Ученые ориентируются на работу с более или менее крупными объектами — это, например, разгонные блоки и фрагменты спутников после взрыва или столкновений. Размер объектов, с которыми сможет справиться проектируемый аппарат, составит до 2–3 м в диаметре и до 5 м высотой.

Для захвата космического мусора спутник будет оснащен роботом-манипулятором. Также разработчики думают о применении сети — такой вариант уже отрабатывают японские специалисты для некоторых военных дронов.

— Есть два варианта очистки орбиты от опасного мусора. Согласно первому, буксир будет уводить обломки далеко от Земли — на расстояние 5–6 тыс. км. Там еще нет и в ближайшее время не появится никаких нужных людям искусственных объектов, — рассказал «Известиям» профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение» Омского государственного технического университета Валерий Трушляков. — Второй вариант заключается в том, что аппарат будет сталкивать обломки вниз, где они сгорят в атмосфере. Выбор будет зависеть от размера самого мусора и возможностей аппарата.

Сейчас в космосе находится почти около 34 тыс. частиц размером более 10 см. Конечно, все их последовательно убирать смысла не имеет, зато можно, по крайней мере, избавиться от представляющих угрозу для МКС обломков или важных объектов на геостационарной орбите.

Спутник-мусорщик будет размером около метра в диаметре. Запускать его на орбиту предполагается с помощью ракеты-носителя «Ангара», сообщили авторы проекта. Однако бороздить просторы космоса спутник будет с помощью собственного двигателя, основой топлива будет служить перекись водорода.

Ученые намерены обеспечить аппарат искусственным интеллектом, чтобы он смог действовать самостоятельно. Однако должна сохраняться и возможность управлять им извне, чтобы эти два режима можно было чередовать в зависимости от выполняемой задачи.

— Например, захватывать объекты спутник в идеале должен в автономном режиме, как сейчас стыкуются корабли с МКС, — считает Валерий Трушляков. — Сейчас уже существует каталог потенциально опасных объектов, и после запуска буксира можно будет начинать работать по этому списку.

Мелочь — не мелочь

Крупный мусор представляет опасность для космических объектов, и разбираться с ним необходимо начать в ближайшее время, оценил актуальность разработки член Совета РАН по космосу, генеральный директор «СР климатическая мониторинговая система» (входит в Success Rockets) Валентин Уваров. Так, последнее сообщение об угрозе столкновения МКС с космическими отходами поступало в ноябре. Тогда экипаж укрылся в кораблях «Союз» и Crew Dragon, но ЧП в итоге не произошло. В других ситуациях такого рода приходилось менять орбиту МКС, чтобы избегать столкновений. Главный конструктор Системы контроля космического пространства Виталий Горючкин ранее заявлял, что в ближайшие 10 лет ситуация с космическим мусором может стать критической.

— Отправлять его на орбиту захоронения или направлять так, чтобы он сгорал в атмосфере, — задумка прекрасная. Однако вероятность столкновения крупных объектов, таких как верхние ступени ракеты спутниками или МКС, которая может сделать маневр уклонения, не так велика. В то время как даже небольшой мусор, размером с теннисный мяч, может причинить значительный вред космическим аппаратам. Поэтому возникает закономерный вопрос: кто купит этот аппарат? Если же целью этого уборщика мусора будет работа по очистке мусора на основе коллективного договора от мыслящих стран, то тогда это будет жизнеспособный бизнес, — прокомментировал Валентин Уваров.

В мире есть и другие проекты по борьбе с космическим мусором. Например, основатель SpaceX Илон Маск летом сообщал, что компания сможет решить проблему при помощи оборудования корабля Starship. Суть решения заключалась в том, что ракета должна была «пережевывать» космический мусор при помощи дверей головного обтекателя.

— Прорабатывается несколько технических подходов по очистке околоземного космического пространства, — добавил член-корреспондент РАН, научный руководитель Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете РАН по космосу, профессор Борис Шустов. — Один из них — это буксиры, и их как раз рационально применять для крупных аппаратов. Хотелось бы заметить: выводить объект с низкой околоземной орбиты на высокую орбиту захоронения довольно накладно, энергетически выгоднее снижать высоту орбиты, чтобы объект сгорел в атмосфере.

Сейчас проект российских ученых находится на стадии включения в Федеральную космическую программу. По словам разработчиков, при выделении нужных средств готовый к запуску на орбиту прототип можно будет создать в течение четырех лет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer