← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли


28.12.21 17:38 Александр Нерадько, АвиаСоюз


Подготовка кадров для гражданской авиации и, в первую очередь, коммерческих пилотов, является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивой работы авиапредприятий, полного удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в авиаперевозках, включая социально значимые, обеспечения нужд санитарной авиации и поисково-спасательных работ.

Подготовка кадров для гражданской авиации и, в первую очередь, коммерческих пилотов, является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивой работы авиапредприятий, полного удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в авиаперевозках, включая социально значимые, обеспечения нужд санитарной авиации и поисково-спасательных работ.

Сегодня, когда современный мир стремительно меняется, учебные заведения гражданской авиации постоянно обновляются, развиваются и модернизируются. При этом система подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях гражданской авиации имеет надежный фундамент.

Высокая квалификация, компетентность, профессионализм профессорско-преподавательского и летно-инструкторского состава, традиции высокой инженерной культуры – все это основа деятельности учебных заведений гражданской авиации. Дипломы наших отраслевых учебных заведений являются свидетельством глубоких, основательных знаний, надежной путевкой в жизнь.

В настоящее время Федеральному агентству воздушного транспорта, выступающему в роли учредителя, подведомственны три высших учебных заведения гражданской авиации: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петер-бургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Каждое из этих высших учебных заведений представляет собой образовательный комплекс, в который входят в качестве филиалов средние профессиональные учебные заведения (колледжи и училища). 

Исторически сложившееся территориальное расположение учебных заведений гражданской авиации, как в центральном регионе, так и в других регионах страны, рассчитано на удовлетворение потребности предприятий и организаций гражданской авиации в специалистах в масштабе всей России, а не в интересах отдельного региона.

В отрасли сохранена система высшей и средней профессиональной первоначальной подготовки молодых специалистов по основным авиационным специальностям. Учебные заведения ведут подготовку по 32 специальностям и специализациям, 23 из них – специальности, имеющие отраслевую направленность. В учебных заведениях гражданской авиации в настоящее время обучается около 26 тыс. студентов и курсантов. 

Отличительной особенностью приемной кампании в 2021 г. стал существенный рост желающих поступить в учебные заведения гражданской авиации.

Увеличилось количество заявлений от абитуриентов. Впервые приемная кампания проводилась при помощи суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», и абитуриенты в 2021 г. могли подать заявления на поступление в вузы гражданской авиации при помощи Единого портала государственных услуг. В текущем году в подведомственные Росавиации учебные заведения гражданской авиации по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очную форму обучения поступило 2,3 тыс. человек по программам высшего образования и 3,4 тыс. – по программам среднего профессионального образования.

Учебные заведения гражданской авиации имеют свою специфику, принципиально отличающую их от других учебных заведений России. Они нацелены, в первую очередь, на подготовку специалистов эксплуатационной направленности, т. е. тех, кто призваны эксплуатировать авиационную технику, обеспечивать ее исправность и безопасность полетов воздушных судов.

Материально-техническая база высших учебных заведений гражданской авиации и их филиалов среднего профессионального образования включает в себя реальные образцы авиационных двигателей, радиотехнических средств, средств авиационной электросвязи, лаборатории контроля качества горюче-смазочных материалов, самолеты, вертолеты, учебные полигоны и учебные аэродромы, оборудованные средствами управления воздушным движением, радиотехническим и светотехническим оборудованием, объекты ГСМ и средства заправки воздушных судов, парк аэродромных спецмашин для обеспечения полетов воздушных судов, современные дорогостоящие тренажеры и тренажерные комплексы для подготовки пилотов, диспетчеров УВД и инженерно-технических специалистов.

Все циклы обучения в учебных заведениях отрасли соответствуют реальным технологическим процессам деятельности авиакомпаний, органов управления воздушным движением, аэропортов.

В процессе подготовки участвуют категории авиационных специалистов, отсутствующие в других образовательных организациях, такие, как командно-летный, летно-инструкторский, инструкторско-диспетчерский состав, инженерно-технический персонал по обеспечению полетов воздушных судов и подготовке их к полетам. 

На этапе поступления на учебу абитуриенты по ряду специальностей (пилот, диспетчер) проходят профессионально-психологический отбор и специальное медицинское освидетельствование в отраслевых врачебно-летных экспертных комиссиях (ВЛЭК). Поэтому на этапе ВЛЭК происходит значительный отсев абитуриентов, изъявлявших желание получить летную или диспетчерскую профессию.

Обучение по авиационным специальностям проводится в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами.

Учебные заведения гражданской авиации включены в перечень Международной организации гражданской авиации (ИКАО) как учебные заведения, представляющие Российскую Федерацию и осуществляющие подготовку в области воздушного транспорта. Программы по основным авиационным специальностям и направлениям, а также методики обучения реализуются с учетом рекомендаций и требований ИКАО.

Подготовка высококвалифицированных кадров – одна из основных задач кадровой политики Росавиации, направленной на обеспечение безопасности и конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. Качество подготовки авиационных специалистов – важнейший фактор повышения безопасности полетов отечественной гражданской авиации и ее дальнейшего развития. Вопросы подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях отрасли, качества и дальнейшего совершенствования их материально-технической базы находятся на постоянном контроле руководства Росавиации.

Поздравляю ветеранов, всех работников отечественной гражданской авиации,
преподавателей, студентов, курсантов отраслевых учебных заведений, читателей журнала «АвиаСоюз» с Новым 2022 годом!
Здоровья вам, вашим родным и близким, реализации всех планов в профессиональной
деятельности!




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/12/28/32700/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.