Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ты наш шедевральный


27 декабря 2021 года Виталий Виконт, Военно-промышленный курьер


Давая характеристику этому самолету, невозможно обойтись без частого употребления двух определений – «первый в мире» и «уникальный». Это первая в мире серийная боевая машина, обладающая сверхманевренностью, и первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. Уникальное соотношение боевой нагрузки и дальности действия позволяет ему успешно решать задачи, недоступные большинству многофункциональных истребителей, а сочетание внушительного запаса топлива с возможностью дозаправки в воздухе обеспечивает уникальный для этого класса машин боевой потенциал.

Давая характеристику этому самолету, невозможно обойтись без частого употребления двух определений – «первый в мире» и «уникальный». Это первая в мире серийная боевая машина, обладающая сверхманевренностью, и первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. Уникальное соотношение боевой нагрузки и дальности действия позволяет ему успешно решать задачи, недоступные большинству многофункциональных истребителей, а сочетание внушительного запаса топлива с возможностью дозаправки в воздухе обеспечивает уникальный для этого класса машин боевой потенциал.

Самый совершенный и востребованный

Речь идет о коммерческой модификации одного из самых совершенных и востребованных боевых самолетов в мире – многоцелевом тяжелом фронтовом истребителе Су-30МК, впервые поднявшемся в воздух в 1993 году. В его боевые возможности входит эффективное поражение посредством высокоточного оружия наземных, воздушных и надводных целей в ходе одного боевого вылета. Самолет может действовать на значительном удалении от базового аэродрома, в обстановке интенсивного огневого и радиолокационного противодействия, в любых метеорологических условиях днем и ночью.

“Показательными можно считать международные учения Red Flag 2008, в ходе которых Су-30 МКИ стал шоком для участвующих пилотов Южной Кореи, Франции и США”

Тяжелый фронтовой истребитель Су-30МК способен эффективно решать достаточно широкий круг боевых задач, включающий:

  • уничтожение обширного перечня воздушных целей, включая не только современные, но и перспективные типы истребителей, обеспечивая тем самым свое господство в воздухе;
  • сопровождение ударных авиационных групп в условиях огневого противодействия со стороны противника;
  • уничтожение надводных целей на морских театрах военных действий;
  • отражение массированного удара разнородных сил с воздуха по скоплениям войск и объектам инфраструктуры, включая крылатые ракеты;
  • эффективное противодействие системам РЭБ;
  • участие в изоляции района боевых действий путем уничтожения подвижных и стационарных наземных целей, а также войсковых и тыловых объектов противника;
  • дальнее обнаружение целей посредством уникальной РЛС Н011M «Барс»;
  • оперативное управление авиационной группой, обеспеченное наличием специальной аппаратуры связи и второго члена экипажа.

Кроме того, продублированные органы управления самолетом позволяют использовать Су-30МК в качестве учебного самолета для подготовки летных экипажей, включая применение авиационных средств поражения и бортового вооружения.

Немного генеалогии

Рождению этой машины предшествовало решение, принятое в 1985 году руководством Опытно-конструкторского бюро имени П. О. Сухого о практических испытаниях самолетов типа Су-27 по дозаправке топливом в воздухе, а также о проведении анализа самочувствия и сохранения работоспособности экипажа в условиях продолжительного полета.

Многоцелевой тяжелый сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Су-27 стал базой для создания целого ряда боевых машин: учебно-боевого Су-27УБ, многоцелевых Су-27М, Су-30, Су-31, Су-35, палубного истребителя Су-33 и фронтового бомбардировщика Су-34.

Именно на базе второго летного экземпляра Су-27УБ (Т-10У-2) и были начаты опытно-конструкторские работы в рамках проекта по созданию нового истребителя. Его опытный экземпляр, получивший систему дозаправки топливом и частично измененный состав БРЭО, поднялся в воздух уже в сентябре 1986 года. В ходе программы летных испытаний конструкторы получили убедительные доказательства широких модернизационных возможностей образца.

Концепция принципиально нового истребителя была отработана на двух предсерийных самолетах (Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6), в оснащении которых появились модернизированные системы дистанционного управления, навигации, дозаправки в воздухе и управления вооружением. К концу 1988 года новый истребитель вышел на этап летных испытаний, по итогам которых правительство СССР приняло решение о начале серийного производства нового тяжелого всепогодного истребителя, получившего индекс Су-30.

О сверхманевренности

Су-30МК стал первым в истории мировой авиации серийным истребителем, обладающим уникальной способностью выполнять широчайший набор маневров на критических углах атаки, что дает ему возможность завоевания превосходства в воздухе в условиях ближнего боя и способность эффективного отражения ракетных ударов. Высокая маневренность Су-30МК, не только увеличивающая боевой потенциал самолета, но и в значительной мере повышающая безопасность полетов, обеспечена оригинальной аэродинамической схемой самолета – сочетанием неустойчивого в продольном канале триплана с автоматически отклоняемым горизонтальным передним оперением.

Су-30МК оснащен двумя силовыми агрегатами АЛ-31ФП (разработчик и производитель – Научно-технический центр имени А. Люльки – дочерняя структура ПАО «ОДК-Сатурн») с осесимметричными поворотными соплами, дифференциальное отклонение которых на угол ± 15 градусов обеспечивает эффективное управление вектором тяги по рысканию и тангажу. Разнообразие выполняемых маневров обусловлено способностью сопел отклоняться как в синхронном с горизонтальным хвостовым оперением режиме, так и независимо от него.

Уникальные маневренные способности самолета обеспечиваются в том числе и современной электронной системой дистанционного управления, реализованной в Су-30МК.

Кардинальные отличия от одноклассников

Попробуем, не повторяя сказанное, обозначить основные отличия этого истребителя от его «коллег».

Во-первых, это реализованная концепция широкой интеграции систем бортового РЭО отечественного и зарубежного производства. Например, в индийской модификации истребителя комплекс бортового радиоэлектронного оборудования объединил изделия четырнадцати производителей из шести стран мира.

Во-вторых, радиолокационная станция с поворотной фазированной активной решеткой Н011M «Барс» (производитель – АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова»), обеспечивающая обзор воздушного пространства, а также обнаружение, идентификацию и сопровождение целей, в том числе и в условиях ближнего боя.

В-третьих, истребитель получил катапультное кресло нового образца – К-36Д-3,5.

И наконец, вишенка на торте – обеспеченное открытой архитектурой БРЭО существенное расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения, в первую очередь за счет:

  • управляемой ракеты среднего радиуса действия класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ с моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН;
  • высокоточных ракет класса «воздух-поверхность» средней и малой дальности – Х-59М и Х-29Л/Т/ТЕ;
  • двух вариантов тактической крылатой ракеты – противокорабельного Х-31А и противорадиолокационного Х-31П;
  • высокоточных корректируемых авиационных боеприпасов КАБ-1500 и КАБ-500.

А поскольку все приведенное выше лишь расширение, то для понимания масштабности платформы, на которой это действие происходит, следует рассказать о вооружении, составляющем штатный арсенал используемых АСП:

  • ракеты малого радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-73Э;
  • ракеты среднего радиуса действия Р-27Т (пассивная ГСН ИК-излучения) и Р-27ЭТ (увеличенная дальность пуска);
  • неуправляемые авиационные боеприпасы, включая кассетные;
  • НУР С-8, С-13, С-25 ОФМ;
  • встроенная автоматическая артиллерийская установка ГШ-301.

Почему США боятся Су-30МК

Неоспоримое преимущество любого образца вооружения, не являющегося детищем «властелина глобуса», следует подтверждать. Причем в бою. И если не в реальном, то хотя бы в учебном. А здесь не все так, как хотелось бы американцам. Несмотря на масштабные зарубежные рекламные кампании, тяжелый российский истребитель Су-30МК объективно превосходит и всепогодный истребитель четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle, и многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Об этом, переступив через себя, заявило военно-аналитическое издание Strategic Culture, попутно признав, что Су-30МК по всем характеристикам превзошел созданный совместными европейскими усилиями, но почему-то считающийся британским истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon. Но вернемся к учебным боям.

В качестве примера возьмем Индию, уверенно занимающую вторую позицию по импорту вооружений. Весьма привлекательные для мировых экспортеров вооружений индийские ВВС по ряду объективных причин предпочитают самолеты Су. Международный дебют Су-30МКИ (индийский вариант) состоялся в ходе индийско-американских учений Cope India 2005. По замыслу этих учений ВВС имитировали эпизоды одиночного и группового воздушного боя и перехваты больших ударных авиагрупп. В качестве условного противника истребителей ВВС Индии выступили американские F-16C/D, которые пользовались поддержкой самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry – фактором, обеспечивающим, как принято считать на Западе, решающее преимущество. Тем не менее результаты воздушных боев показали равное соотношение побед и поражений индийских летчиков – 50/50.

Годом позже состоялись другие индийско-британские учения Indra Dhanush 2006, в ходе которых Су-30МКИ противостояли дальние истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3. Несмотря на договор о неразглашении результатов этих учений, британские летчики, получившие тогда возможность полетать на российском истребителе, единодушно проголосовали за его победу.

Показательными можно считать международные учения Red Flag 2008, в ходе которых Су-30 МКИ стал шоком для участвующих пилотов Южной Кореи, Франции и США. Результат выполнения замысла учений самолетами индийских ВВС оказался таким, что США были вынуждены признать превосходство российского истребителя. Британский авиакосмический еженедельник Flight International, обнародовав итоги этих маневров, рискнул объявить конкурс читательских симпатий, предложив в качестве конкурсантов Су-30МКИ, F-22 Raptor и F-15 Eaglе. Вряд ли издатели одного из наиболее авторитетных изданий в области авиации ожидали столь большого количества «неправильных» мнений своих читателей, большинством голосов (59%) признавших первенство российского истребителя.

И можно было бы не обращать внимания на голоса читателей, если бы не фактическое подтверждение их мнения результатами торгов на мировом рынке оружия, где Су-30МК позиционируется в качестве одного из главных конкурентов продукции ведущих авиастроительных корпораций США.

Оказалось, что в борьбе за наиболее перспективные рынки Малайзии, Алжира и, естественно, Индии, допускающей, по мнению «заклятых партнеров», любые способы, гарантирующие положительный результат, «оплот мировой демократии» перманентно проигрывает. Раздувание логистических и технических нестыковок до уровня нерешаемых проблем не гарантирует спад уровня продаж российского тяжелого истребителя, на практике демонстрирующего способность побеждать в воздушном бою любые истребители поколений «4», «4+» и «4++».

Несвежие новости «в тему». В качестве такой новости мы выбрали информацию западных источников о нюансах инцидента над акваторией Балтийского моря, где «великое достижение американского авиапрома» – малозаметный суперсамолет F-35 был перехвачен истребителем российских ВВС Су-30СМ (отечественная версия). Освещая репутационное поражение супердорогого самолета-невидимки, военно-аналитическое издание The Military Watch Magazine отметило, что высокомодернизированный тяжелый российский истребитель Су-30 СМ намного быстрее и выносливее F-35, а его летные характеристики и главное – дальность поражения целей значительно выше аналогичных показателей неспособного доказать свою исключительность, по крайней мере в обозримом будущем, американского истребителя-бомбардировщика пятого поколения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer