Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаэксперты похвалили диспетчеров, «разруливших» ситуацию с самолетом-разведчиком НАТО


5 декабря 2021 года Сергей Вальченко, MK.ru


Активность авиации НАТО над Черным морем едва не вышла боком. Самолеты-шпионы, которые совершают разведывательные полеты вблизи Крыма, следуя своим, только им известным курсом, прут напролом и не обращают внимания на международные воздушные коридоры для гражданских лайнеров. В результате российские диспетчеры чудом спасли от столкновения аэробус А330, летевший из Тель-Авива в Москву, с самолетом-разведчиком НАТО CL600. Эксперты рассказали «МК», в чем опасность таких инцидентов.

Активность авиации НАТО над Черным морем едва не вышла боком. Самолеты-шпионы, которые совершают разведывательные полеты вблизи Крыма, следуя своим, только им известным курсом, прут напролом и не обращают внимания на международные воздушные коридоры для гражданских лайнеров. В результате российские диспетчеры чудом спасли от столкновения аэробус А330, летевший из Тель-Авива в Москву, с самолетом-разведчиком НАТО CL600. Эксперты рассказали «МК», в чем опасность таких инцидентов.

Гражданские самолеты на международных трассах двигаются в небе не хаотично, а по установленным коридорам, на определенных высотах (эшелонах) и над выделенными ориентирами. Делается это для того, чтобы исключить столкновение воздушных судов и обеспечить непрерывность связи экипажей с наземными пунктами управления. Один диспетчерский пункт «ведет» каждый борт в своей зоне ответственности, а потом передает другому.

В этой системе управления воздушным движением случаются, к сожалению, сбои. И тогда в небе разыгрываются настоящие трагедии. Так, 24 августа 1981 года в небе над Амурской областью около Завитинска столкнулись пассажирский Ан-24РВ и ракетоносец Ту-16К, выполнявший разведку погоды. Погибли 37 человек. Чудом выжила пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая, пережившая падение с высоты 5220 метров.

Еще одна похожая трагедия произошла 1 июля 2002 года над Боденским озером. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись пассажирский авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» и грузовой самолет Boeing 757-200PF авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, включая 52 ребенка, летевший на российском самолете.

Та история имела драматичное продолжение. В силу разных причин диспетчер Петер Нильсен в тот день не смог развести в небе самолеты и предупредить трагедию.  Потерявший в катастрофе жену  и двоих детей гражданин РФ Виталий Калоев убил в Швецарии Петера Нильсена, нанеся ему 12 ножевых ранений. Калоев был признан виновным в убийстве и приговорён к 8 годам заключения. После апелляций был досрочно освобожден и вернулся в Россию.

3 декабря 2021 года над Черным морем тоже была опасность столкновения самолетов. Но ее удалось избежать. Росавиация 5 декабря раскрыла детали происшествия. Все произошло утром 3 декабря, в 09:53 мск. Вблизи района ответственности российских органов обслуживания воздушного движения самолет-разведчик НАТО CL600 неожиданно начал резкое снижение с высоты 11 тыс. метров до 9,2 тыс. метров. При этом он пересекал установленный для гражданских воздушных судов  воздушный  коридор. Воздушный хулиган на запросы с земли не отвечал.

В это же время через этот район проходили маршруты гражданских лайнеров: самолета А330 компании «Аэрофлот», летевшего из Тель-Авива в Москву, и мальтийского CL650, следовавшего из Сочи в Скопье (Северная Македония). На борту А330 было 142 пассажира. Как сообщила  Росавиация, «оперативно были изменены направления и эшелоны полетов гражданских воздушных судов». В результате все обошлось.

Однако «осадок» от поведения в воздухе самолета-шпиона остался. Росавиация будет инициировать направление протеста по дипломатическим каналам в связи с опасной ситуацией.

Как сказал «МК» пилот с 40-летним стажем, в недавнем прошлом командир экипажа Владимир Сальников, в его летной биографии подобное случалось.

– Было такое. Американцы очень часто все эти ненормальные приемы использовали над Афганистаном. Я тогда летал на Ил-96. У американцев в Средней Азии были базы, и они подходили буквально «под брюхо» гражданских самолетов с выключенными транспондерами – ответчиками. А потом, когда они их включали секунд на десять, как бы баловались, сразу в нашей кабине звучала команда аппаратуры опасного сближения TCAS: «тяни вверх» или, наоборот, «снижайся».

Если я получаю от TCAS команду на изменение курса, я обязан это выполнить. Я начинаю изменять курс с докладом наземному диспетчеру, а над Афганистаном связь плохая была, то есть с первого раза сразу не докричишься. А американцы от этого веселились. И в других районах такое же бывало.

– Диспетчеры сейчас хорошо сработали?

– На пунктах управления воздушным движением сидят гражданские диспетчеры и рядом – военные, которые используют данные своих локаторов. Информация взаимная. Когда ненормальная ситуация, как в данном случае, работают вместе.

Вопрос тут только к экипажу разведчика: зачем все эти опасные сближения делать? Тем более непредсказуемые. Которые нельзя спрогнозировать другим экипажам – до какой высоты он будет снижаться и какой курс возьмет.

TCAS начинает срабатывать за 30 километров. Когда экипаж докладывает на землю, что выдана команда TCAS на изменение курса и высоты, диспетчеру тоже задача усложняется: ему надо все соседние воздушные суда оповестить, развести. Это создает большие сложности для летчиков и диспетчеров.

Комментируя инцидент, ведущий авиаэксперт, главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров сказал «МК»:

– Диспетчерские службы выполнили то, что они должны были сделать. Все полеты гражданской авиации проходят по международным трассам, коридорам, а не просто где попало. В этих коридорах полеты осуществляются под надзором наземных диспетчерских служб.

Любой гражданский борт заранее подает информацию о своем полете в систему управления воздушным движением. Диспетчеры точно знают: на этом маршруте должен лететь такой-то самолет такой-то авиакомпании, на такой-то высоте. У него обязательно стоит ответчик, который выдает информацию и благодаря которому диспетчеры «видят» все данные о борте, вплоть до параметров полета. С экипажем можно связаться и переговорить.

То есть диспетчеры эти самолеты «ведут», чтобы те летели на нужной высоте, с нужным интервалом, в нужном направлении. Никаких других самолетов, а тем более не подчиняющихся органам управления воздушным движением, на трассе быть не должно.

Если вдруг на этом маршруте появляется какой-то непонятный самолет, неопознанный, такое своего рода НЛО, да еще и не отвечающий на запросы и не подчиняющийся командам диспетчеров, то он является угрозой. Потому что никто не знает, как он себя поведет.

Учитывая то, что на маршруте находится какой-то летательный аппарат, диспетчеры приняли правильное решение: самолеты увести на внеплановые высоты и маршруты, чтобы облететь опасную зону. Опасность в непредсказуемости поведения «НЛО». Информации о нем не было, экипаж не отвечал.

– Меры воздействия на нарушителей есть?

– Особых нет. Можно пожаловаться в Международную организацию гражданской авиации о том, что самолеты-разведчики выполняют полеты, которые угрожают безопасности полетов гражданской авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?



Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен
Наталия Ячменникова
Российская газета
Когда и чем в России обещают заменить иностранные самолеты
Алексей Клепиков
Деловой Петербург
Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Москва уступает Сибири. Авиакомпании переносят полётную активность за Урал
Юрий Гень,Михаил Сухарев,Тимур Алиев (СКФО)
Российская газета
На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Российская газета
Росавиация установит приаэродромные территории в небольших аэропортах
Анастасия Львова
РБК
«Аэрофлот» и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214
Андрей Коршунов
Известия
Пошли с прахом: лунная миссия американского Peregrine близка к провалу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer