Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах


17 февраля 2021 года Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко, РБК


О том, что к концу 2023 года 6% российских аэропортов должны будут использовать биометрию для идентификации пассажиров и искусственный интеллект при обработке данных «для упрощения транспортных процедур», говорится в опубликованной программе цифровой трансформации Минтранса. Если у министерства получится найти дополнительное финансирование (реализовать так называемый сценарий развития), показатель должен достичь 15%.

На конец 2019 года в России было 202 аэропорта: 78 международных, 89 федерального значения, четыре с пассажиропотоком до 10 млн человек в год и 31 — до 1 млн человек в год, приводятся в документе данные Росавиации. То есть если к концу отчетного периода число аэропортов не изменится (сам Минтранс публично данных по развитию аэропортовой инфраструктуры на этот временной диапазон не давал), то к началу 2024 года система должна быть внедрена не менее чем в 12 аэропортах в базовом сценарии и в 30, если появятся дополнительные средства.

Для использования технологий оператор аэропорта должен будет заключать соглашение об информационном взаимодействии с оператором Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Будет ли как-то влиять размер аэропорта по объему пассажиропотока для внедрения систем, в документах Минтранса не указано.

Расходы конкретно на оснащение биометрией аэропортов в программе не указаны, но на развитие ЕГИС ОТБ предусмотрены 585,2 млн руб. из бюджета, а при реализации «сценария развития» потребуется еще 3,8 млрд руб. Всего на реализацию программы цифровой трансформации министерство намерено потратить 8,7 млрд руб., размер необходимого дополнительного финансирования оценен еще в 12,7 млрд руб.

Что такое программа цифровой трансформации

Российские ведомства должны создать программы собственной цифровой трансформации в соответствии с октябрьским постановлением правительства. Экспертизу этих программ проводит Минцифры, а правительство использует документы в том числе при составлении рейтинга цифровой трансформации ведомств. В январе этого года вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что более 15% отвечающих за цифровую трансформацию заместителей глав ведомств будут заменены из-за неудовлетворительных результатов работы.
Как внедряют биометрию

С 2018 года в России работает Единая биометрическая система (ЕБС), куда можно загрузить фото своего лица и запись голоса, чтобы с их помощью вместо паспорта подтверждать личность для получения цифровых услуг. Оператором системы является «Ростелеком». Изначально с помощью ЕБС можно было открывать счета, вклады и получать кредиты, в прошлом году в тестовом режиме ее начали применять при проведении экзаменов в Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина, для оплаты в сети кофеен Coffee Bean и др. В декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон о расширении использования ЕБС, с ее помощью можно будет дистанционно заключать договоры на оказание услуг связи, участвовать в судебных заседаниях и др.

Представитель Минтранса не стал комментировать содержание программы цифровой трансформации, указав, что планы еще могут поменяться в зависимости от финальной версии разрабатываемой сейчас ведомством транспортной стратегии до 2035 года. Представитель «Ростелекома» отказался комментировать, обращались ли к нему какие-либо аэропорты с предложением внедрить у себя систему.

По словам источника РБК на рынке биометрии, сейчас переговоры о внедрении системы распознавания лиц ведут по меньшей мере пять аэропортов за пределами столичного региона, из них два будут подключены к этой системе в ближайшее время. Он отметил, что ранее Минтранс для идентификации пассажиров рассматривал вариант использования отпечатков пальцев, однако в связи с пандемией коронавируса предпочтение отдали бесконтактным методам.

Чтобы получить возможность использовать новые системы, гражданину России нужно будет сдать данные в ЕБС в одном из отделений банков, а также дать согласие на использование биометрии в конкретных целях.

Зачем технологии аэропортам

О внедрении системы биометрии столичные аэропорты задумались еще в 2019 году. Тогда Домодедово объявило о внедрении автоматизированных турникетов (eGate) на выходах на посадку. Пассажиры получили возможность самостоятельно сканировать 2D-штрих-код и QR-код на бумажном или электронном носителе для прохождения в международную галерею вылета или на борт воздушного судна. В феврале 2020 года аэропорт анонсировал внедрение контроля пассажиров по биометрии лица уже в 2021 году, рассказывал тогда представитель Домодедово. С конца 2019 года тестирование кабинок идентификации личности по биометрии при пересечении границы началось в Шереметьево.

Представитель пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево пояснил РБК, что они пока используют обработку биометрических данных для обеспечения транспортной и авиационной безопасности и «ведут разработку ряда проектов для внедрения этих технологий при обслуживании пассажиров». Но без внесения изменений в «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…» нельзя будет отказаться от использования посадочного талона и паспорта в аэропорту и пропускать людей на рейсы «по лицу», предупредил он.

Как сообщил представитель пресс-службы аэропорта Домодедово, Минтранс разработал проект приказа, который уточняет порядок применения электронного посадочного талона и вводит возможность биометрической идентификации личности при проведении предполетного досмотра. «Реализация этой инициативы позволит использовать биометрию при прохождении всех этапов пассажирского контроля», — считает он. «Увеличение числа пассажиров, обслуживаемых в аэропортах с использованием биометрических данных, повысит уровень транспортной безопасности. Система позволит полностью автоматизировать прохождение предполетных процедур — с момента регистрации до посадки на самолет, минимизировав участие человека», — указал представитель Домодедово.

В начале 2021 года в аэропорту Пулково была установлена биометрическая система на всех контрольно-пропускных пунктах и постах при проходе в контролируемую зону для сравнения фотографии сотрудника из базы данных с изображением на видеокамере, рассказал РБК представитель оператора Пулково компании «Воздушные ворота Северной столицы». По его словам, Пулково также заинтересовано во внедрении биометрической идентификации пассажиров при прохождении предполетных формальностей.

Представитель пресс-службы «Аэропортов Юга» рассказал, что они также успешно протестировали биометрическую идентификацию на собственном персонале в аэропорту Краснодара во время пандемии. Сейчас идет отбор предложений по закупке оборудования для оснащения подобной системой всех пропускных пунктов аэропорта; когда система заработает для пассажиров, он затруднился сказать.

Представитель Внуково сообщил, что они пока не располагают подобным оборудованием, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель аэропорта Уфы отказался от комментариев. РБК направил запросы представителям других крупнейших аэропортов России.

По словам Дмитрия Дырмовского, гендиректора компании — разработчика решений на основе распознавания речи и лицевой биометрии ЦРТ, биометрические технологии могут использоваться для обеспечения удобства и безопасности пассажиров в аэропорту на всех этапах прохождения предполетных формальностей. «В хабах с интенсивным пассажиропотоком использование решения на базе распознавания лиц могут обеспечить ротируемость пассажиров между рейсами в наиболее короткий срок. Разработка может ускорить процесс посадки всех пассажиров, а значит, сократит время пребывания самолета в аэропорту и снизит расходы на его размещение», — рассказал он. Сейчас все аэропорты обязаны использовать системы видеоидентификации в рамках требований транспортной безопасности для обеспечения антитеррористической защищенности транспортного объекта. «Эти системы не используются для упрощения транспортных процедур, но в перспективе одна и та же технология может использоваться как для обеспечения удобства пассажира, так и для удовлетворения требованиям транспортной безопасности», — считает глава ЦРТ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer