Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полоса перечеркнула финансы


18 февраля 2021 года Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Реконструкция взлетно-посадочной полосы и приостановка продажи готовых самолетов из-за перехода на производство новых типов воздушных судов привели к рекордному падению финпоказателей воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации подконтрольного «Ростеху» ПАО «ОАК»). Выручка предприятия, державшаяся на уровне 7–8 млрд руб. в год, в 2020 году рухнула до 2,3 млрд руб., а убыток вырос почти вдвое — до 2,6 млрд руб. Но завод продолжает выполнение НИОКР, а головные структуры обещают загрузить предприятие производством лайнеров Ил-96-400М и легких транспортных Ил-112В для Минобороны. Эксперты уверены, что провал связан с временным отсутствием серийной продукции, и ожидают улучшения ситуации на заводе.

Финансовые показатели ВАСО за 2020 год были опубликованы на днях самим предприятием. В прошлом году выручка компании составила 2,34 млрд руб. при 8,18 млрд руб. в 2019-м (в 2018-м — 7,3 млрд руб.). Завод лишился основных доходов — почти всей выручки от поэтапной продажи работ по выпуску дальнемагистрального лайнера Ил-96-300, значительной доли поступлений от техобслуживания и НИОКР. В результате основной статьей дохода стала продажа комплектующих к самолетам других российских производителей (1,3 млрд руб. при 1,84 млрд руб. годом ранее). Валовая прибыль составила 63,3 млн руб., но сохранившийся объем управленческих расходов (600 млн руб.), а также рост прочих расходов (с 1 до 1,6 млрд руб.) при падении других доходов (с 706 до 285 млн руб.) привели к росту убытков с 1,46 до 2,66 млрд руб.

Период коронавируса завод встретил с находящейся на реконструкции взлетно-посадочной полосой. В октябре в ходе визита на предприятие глава Минпромторга Денис Мантуров объявил о завершении реконструкции. По его словам, обновленная полоса «дает возможность для продолжения испытательных полетов, принятия техники». Кроме того, авиазавод, прекративший выпуск среднемагистрального Ан-148 (в предшествующие годы являлся ключевой статьей дохода предприятия), пока не имеет серийного продукта. Из планируемых двух Ил-96-300 в 2020 году не было сдано ни одного. Сборка первого экземпляра лайнера Ил-96-400М (модификация Ил-96-300, на базе которой, в частности, могут быть созданы воздушные пункты управления) продолжалась в течение всего года, а опытный экземпляр Ил-112В пока совершил лишь один полет (всего собрано два транспортника и производятся еще два). При этом в ВАСО еще продолжается техперевооружение для выпуска новых типов самолетов. Начало серийных поставок Ил-112В намечено на 2023 год.

В руководстве предприятия и в его головных структурах ожидали, что 2020 год будет более успешным для завода. В 2019-м тогдашний гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин говорил о планах завершить строительство двух Ил-96-300 для государственных спецзаказчиков и об ожидаемом начале производства еще двух, о передаче на летные и сертификационные испытания первого Ил-96-400М, о начале сертификации гражданской версии Ил-112. Впрочем, прогнозы не могли учитывать будущую пандемию коронавируса, повлиявшую, в частности, на ход доработок Ил-112В. Но и до пандемии, в 2019 году, завод также преимущественно выполнял этапы по строительству самолетов, не поставляя готовые серийные изделия заказчикам. В то же время предприятие выпускало и продолжает производить агрегаты для транспортного Ил-76МД-90А, пассажирских Ил-114 и МС-21.

В ОАК обещают загрузить ВАСО производством серийной продукции. 1 июля прошлого года гендиректор ПАО «Ил» Сергей Ярковой заявил, что «на ближайшие годы» ВАСО будет обеспечено заказами по Ил-96-300 помимо планов по началу производства Ил-96-400М и Ил-112.

Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что отчетность ВАСО «еще не говорит о том, что завод ничего не делает»: «Сказывается цикличность производства — предприятие выпускает единичную, а не серийную продукцию. Цикл сборки Ил-96 — несколько лет, и если бы передача заказчику произошла в отчетном году, можно было бы порадоваться за показатели завода. ВАСО по-прежнему выпускает компоненты для других авиапредприятий, с которыми находится в кооперации, продолжает собирать самолеты — но эта сборка не вылилась в конечную продукцию, за которую платят деньги». Господин Гусаров подчеркнул, что все выполненные работы будут оплачены: «Все текущие производственные программы профинансированы. Другое дело, что внутри ОАК бывают спорные схемы. Например, была ситуация, пусть и достаточно давно, когда заводы отчитывались об убытках, а ОАК — о прибыли. Тогда выяснилось, что деньги государства ОАК отдавала своим же заводам под проценты. Впоследствии руководство корпорации сменилось».

По словам господина Гусарова, сравнивать ВАСО с другими предприятиями авиапрома не всегда возможно: «У многих других заводов есть относительно стабильные заказы на боевую технику, Sukhoy Superjet или МС-21. У ВАСО их не будет, пока не завершат испытания Ил-112». При этом мировой авиационный кризис, разразившийся из-за коронавируса, на ВАСО отразиться не должен, полагает эксперт: «Удар придется по основным производственным мощностям Boeing и Airbus. А ВАСО ничего не может предложить вне зависимости от кризиса. Даже Ил-96-400М — очень нишевый продукт, невостребованный в коммерческой авиации. Этот самолет — отличный, но ему как минимум придется ждать двигателя ПД-35 (за счет него можно отказаться от четырех нынешних двигателей в пользу двух мощных для большей экономичности. — „Ъ“), а это произойдет не раньше 2025 года. Пока же у самолета есть потенциал для военных — например, в "двухпалубном" исполнении он может перебросить около 800 бойцов. У военных другие приоритеты и экономика, и четыре двигателя, дающие дополнительную надежность, могут быть плюсом».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer