Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию


2 февраля 2021 года Андрей Коц, РИА Новости


Умные, дальнобойные, смертоносные — в России запустили в серию новое поколение корректируемых авиабомб (КАБ) калибром до полутора тонн. Уже скоро ими вооружат все современные самолеты ВКС, включая истребители Су-57. Эти боеприпасы позволят наносить высокоточные удары как по статичным, так и по подвижным целям. О возможностях перспективного оружия — в материале РИА Новости.

Сирийский опыт

КАБ считаются одним из самых эффективных авиационных средств поражения и имеют серьезное преимущество даже перед ракетами с головкой наведения. В последних львиную долю объема занимает двигатель и топливные баки, поэтому масса взрывчатого вещества сравнительно мала.

Авиабомбы способны обрушить на противника значительно большую огневую мощь. То, что они планируют, позволяет самолетам-носителям применять такие боеприпасы без входа в зону ПВО противника. А при сбросе с больших высот КАБ лишь немногим уступают управляемым ракетам по дальности полета.

"У нас очень серьезные подвижки в минувшем году по производству корректируемых авиационных бомб серии КАБ, — рассказал на минувшей неделе в интервью еженедельнику "Военно-промышленный курьер" генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов. — Завершились испытания нового поколения планирующих боеприпасов калибров 250, 500 и 1500 килограммов, заключили долгосрочные контракты на их поставку в строевые части Вооруженных сил. Началось серийное производство".

Обносов не назвал конкретные изделия, однако, судя по всему, речь идет о дальнейшем развитии авиабомб КАБ-250, КАБ-500 и КАБ-1500, которые уже давно стоят на вооружении. Их боевое крещение состоялось в Сирии, где наиболее интенсивно применяли 500-килограммовые АСП. Только за первый месяц операции ВКС России в октябре 2015-го истребители-бомбардировщики Су-34 уничтожили этими бомбами более 200 боевиков, два полевых штаба ИГ*, а также здание, в котором встречались главари террористов.

Высокоточное семейство

Есть несколько вариантов корректируемой авиабомбы данного типа. КАБ-500Л, принятая на вооружение в 1975-м, оснащена лазерной флюгерной головкой самонаведения (ГСН) и фугасно-бетонобойной боевой частью. Для поражения цели самолет-носитель подсвечивает ее лучом лазера. Однако наиболее безопасный для летчиков способ бомбометания — по целеуказанию разведывательно-диверсионной группы, действующей на земле. В этом случае экипаж атакует цель буквально не глядя.

КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и фугасно-бетонобойной боевой частью способна запоминать местонахождение цели и корректировать полет бомбы до момента поражения. Таким образом реализован принцип "выстрелил — забыл". Однако самый современный АСП этого типа — КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения и фугасной боевой частью, позволяющей уничтожать цели, чьи координаты известны, в любое время суток и при любой погоде.

Корректируемые авиабомбы КАБ-1500 и КАБ-250 устроены по схожим принципам. От КАБ-500 отличаются главным образом массой взрывчатого вещества. Эти АСП очень точные — поражают наземные объекты с коэффициентом вероятного отклонения не более семи-десяти метров. Корректируемые авиабомбы нового поколения, очевидно, бьют еще более метко.

Бомбы для дронов

В интервью Борис Обносов упомянул еще несколько перспективных корректируемых авиабомб, испытания которых пока продолжаются. В частности, боеприпас КАБ-250-ЛГ-Э для истребителя пятого поколения Су-57 и других современных машин. Бомба предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Применяется как одиночно, так и залпом с самолетов фронтовой авиации, оснащенных системами лазерного подсвета цели. Чаще всего ее тестировали на Су-34.

Не забывают в КТРВ и о боеприпасах для перспективных ударных беспилотников. Еще в 2019-м на авиасалоне МАКС Борис Обносов сообщил о разработке малогабаритных корректируемых бомб массой 100 и 50 килограммов. Эффективность подобных АСП хорошо продемонстрировала азербайджанская армия в ходе боев за Нагорный Карабах. Стоимость этих боеприпасов, как правило, сравнительно небольшая, при этом за счет высокой точности они очень разрушительны.

Наконец, в 2022-м на вооружение ВКС поступит планирующая бомбовая кассета ПБК-500У "Дрель", предназначенная для уничтожения площадных объектов, живой силы противника и легкобронированной техники. Бомба сама планирует к цели и в нужный момент раскрывается, разбрасывая суббоеприпасы. В ней есть самоприцеливающиеся боевые элементы, поражающие танки в самое уязвимое место — относительно тонкую броню крыши.

Повысить точность

Несмотря на достаточно широкий ассортимент, доля корректируемых боеприпасов в общем арсенале авиационных средств поражения ВКС сравнительно невелика. В той же Сирии большинство целей уничтожают неуправляемыми свободнопадающими авиабомбами. На складах со времен холодной войны осталось огромное количество таких — различного калибра и типа. Их основной недостаток — сравнительно низкая точность, зависящая от мастерства экипажа самолета-носителя.

В ВВС США похожая ситуация. Однако американцы переделали значительную часть неуправляемых авиабомб в управляемые по программе JDAM. Каждую оснастили специальным комплектом из крыльев, крепящихся в средней части бомбы и хвостового блока с управляемым оперением, позволяющим АСП маневрировать. Там же — компьютер с навигационным оборудованием. Бомбы с комплектом JDAM идут к цели по инерциальной системе наведения, действующей в паре с GPS-приемником. Коэффициент вероятного отклонения — не больше 11 метров.

Это позволило США быстро сформировать внушительный арсенал высокоточного оружия. Однако каждый комплект JDAM стоит около 25 тысяч долларов, что могут себе позволить, пожалуй, только американцы.

В России же пошли другим путем — специально для фронтовых бомбардировщиков Су-24 разработали прицельно-навигационную систему СВП-24 "Гефест", поражающую цели неуправляемыми бомбами почти так же метко, как и корректируемыми. Это, по сути, бортовой компьютер, учитывающий множество факторов: скорость самолета, координаты, высоту полета, расстояние до объекта бомбометания, погодные условия и прочее. Система вычисляет, где и когда летчику выполнить сброс. Точность, конечно, пониже, чем у полноценных корректируемых авиабомб, но существенно выше, чем у свободнопадающих. "Гефест" также адаптировали для штурмовиков Су-25 и бомбардировщиков Ту-22М3.

*Террористическая организация, запрещенная на территории России.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Александра Мерцалова, Ольга Никитина, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Квартиры оставили при Домодедово
Михаил Бычков, Челябинск
КоммерсантЪ
У директора челябинского аэропорта началась посадочная полоса
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Полезная нагрузка: военно-транспортной авиации добавят полков
Анатолий Минкин, Василиса Андреева
360
Интернет на бортах российских авиакомпаний может привести к подорожанию билетов. А востребованность услуги под вопросом
Илья Сизов  
КоммерсантЪ FM
Японский миллиардер дал турполету к Луне второй шанс
Валерий Чусов
Forbes
Взлет и падение "Гинденбурга": как был устроен самый большой дирижабль в мире
Александра Мерцалова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Цены улетели
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
С дальним прицелом: корабли противника заметят за сотни километров



Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"
Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer