Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии


20 февраля 2021 года Иван Дмитриенко, Профиль


В январе правительство РФ выпустило постановление о выделении авиакомпаниям субсидий в зависимости от наличия в их парке самолетов российского производства. Это одна из мер, рассчитанных на укрепление рыночных позиций гражданского авиастроения. Пока оно представлено в информационном пространстве в основном двумя самолетами – «Суперджетом» и МС-21. Однако помимо них, в цехах российских авиазаводах идет работа еще над несколькими новыми лайнерами, эксплуатация которых авиаперевозчиками должна начаться в течение 2000-х годов. «Профиль» рассказывает об их особенностях и перспективах на авиарынке.

Ил-114 грязи не боится

Ближе всего к воплощению проект Ил-114-300. Это турбовинтовой региональный самолет с предысторией. В последние годы СССР выпуск Ил-114 наладили в Ташкенте, но потом производство остановилось. Проверенная конструкция и доступность компонентов внутри страны – к 2016 году, когда власти приняли решение о перезапуске Ил-114, эти аргументы стали решающими.

Предполагалось, что серийный выпуск начнется уже в 2019-м, но лишь в декабре 2020-го Ил-114 совершил первый испытательный полет. Теперь запуск производства планируется с 2023 года.

Чем вызвана задержка в сравнительно простом проекте? «Создается ряд новых систем и оборудования: двигатели, цифровой пилотажно-навигационный комплекс, более совершенная конструкция крыла. Самолет спроектирован «в цифре», смонтирована автоматизированная линия поточной сборки», – объясняют в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

«С момента, когда у нас объявляют о каком-то проекте, и до реального начала финансирования проходит несколько лет, а люди думают, что работы уже идут. Да и за рубежом самолеты вовремя не сдают, всегда есть трудности. Сейчас Ил-114 должен пройти сертификационные испытания, и мы даже не представляем, какие могут возникнуть проблемы», – добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Каковы рыночные перспективы Ил-114? В российских условиях необходимость такого самолета у собеседников «Профиля» не вызывает сомнений: не очень быстрого (до 500 км/ч) и современного, зато эффективного (турбовинтовые двигатели расходуют в 1,5–2 раза меньше топлива, чем реактивные, на то же пройденное расстояние) и нетребовательного к качеству аэродромов (из-за высокого расположения винтов). По версии ОАК, главное назначение Ил-114 – в «обеспечении авиационной мобильности» в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. Там он должен заменить достигшие критического возраста Як-40, Ан-24 и Ан-2. Кроме того, ожидается создание различных модификаций Ил-114 (воздушная «скорая помощь», самолеты для аэрофотосъемки, на лыжно-колесном шасси и т. д.).

Неудивительно, что о завоевании мирового рынка в контексте Ил-114 речь почти не заходит. В ОАК считают экспортные перспективы машины «неплохими», но оговариваются, что первостепенная задача – «насытить внутренний спрос». «Это тот случай, когда наш собственный рынок с лихвой оправдывает программу», – подтверждает Роман Гусаров.

Ил-96: крупная рыба
 

По другому сценарию пошло возрождение еще одного советского самолета – дальнемагистрального Ил-96. Поставленный на конвейер в 1987 году в Воронеже, он был во многом имиджевым проектом, ведь до этого у СССР не было представителя в самом престижном классе авиалайнеров. Формально выпуск Ил 96-300 не прекращался никогда, но с начала 2000-х произведено всего полтора десятка машин – в основном для специального летного отряда «Россия» (транспорт президента РФ).

В 2016 году запустили разработку новой версии – Ил-96-400М. Ее первый полет был намечен на 2019-й, но затем сроки «поехали». В 2018-м в Воронеже началась сборка планера, в июле 2020-го – испытания навигационного комплекса.

При этом правительство РФ не раз перераспределяло бюджетные субсидии, предназначенные для Ил-96, в пользу других самолетов. В последний раз это произошло осенью 2020-го с прозрачным комментарием Минтранса: программа Ил-96 бесперспективна из-за отсутствия потенциальных заказчиков. Но в ОАК уверяют, что проект не остановлен: сейчас первый самолет «находится на стадии окончательной сборки», с середины 2021-го начнется «подготовка к первому полету», на 2022-й «запланированы сертификационные мероприятия».

Сомнения в целесообразности проекта возникли не на пустом месте. В отличие от Ил-114, предназначенный для межконтинентальных перевозок Ил-96 нельзя назвать «социальным», и емкости одного лишь российского рынка ему недостаточно. Однако в международной авиации время четырехмоторных широкофюзеляжных самолетов ушло. «Одноклассниками» Ил-96 являются Airbus A340, Airbus A380 и Boeing 747: первые два уже сняты с производства, на третий больше не принимают заказы.

За последние 30 лет зарубежные концерны разработали самолеты аналогичной вместимости на двух моторах: A330neo, A350, Boeing 777, Boeing 787. В середине 2010-х от эксплуатации Ил-96 официально отказался «Аэрофлот», рассказав о неэффективности модели по сравнению с «Боингами».

Впрочем, нереализованный проект Ил-96 с американскими двигателями Pratt&Whitney (Ил-96МД) показывает, что главный недостаток нашего гиганта может быть преодолен. Идея двухмоторного Ил-96 остается в силе: в частности, именно для этого в 2016 году стартовала разработка нового российского двигателя ПД-35. Его летные испытания планируется начать в 2025 году, серийное производство – в конце 2020-х.

«Четырехмоторный Ил-96 авиакомпании не возьмут, – признает Роман Гусаров. – Поэтому что делать с самолетом, который сейчас собирают в Воронеже, еще предстоит решить. Но, как это ни парадоксально, построить его надо, чтобы сохранить научный потенциал, не растерять кадры. Нам нужно не разучиться производить лайнеры этого класса к тому моменту, как появится ПД-35».

В ОАК подтверждают: функция проекта Ил-96-400М – обеспечить «задел и базу для создания широкофюзеляжного самолета следующего поколения, в том числе в партнерстве с другими странами».

CR929: курс на Восток
Именно таким самолетом может стать российско-китайский CR929, дальнемагистральный лайнер на 280 пассажиров. Его проекту скоро исполнится десять лет: через «меморандум о взаимопонимании» (2012) и «меморандум о сотрудничестве» (2014) только к 2018 году ОАК и китайская корпорация COMAC пришли к общему пониманию характеристик судна. Тогда же макет самолета впервые «засветили» на авиасалонах.

Согласно договоренностям, сборка CR929 будет налажена в Шанхае. COMAC будет отвечать за фюзеляж, Россия – за конструкцию и механизацию крыла. Предположительно на CR929 задействуют наш двигатель ПД-35, но эксплуатация все же начнется с американскими моторами.

Впрочем, полной ясности по этим вопросам нет. Во-первых, в 2019 году появились тревожные новости: COMAC якобы не намерена подпускать российскую сторону к продажам CR929 на китайском рынке, а в этом и заключается наш главный интерес в проекте. Во-вторых, разработка зависла на этапе выбора поставщиков для различных систем самолета. В прошлом году в Минпромторге РФ констатировали «затягивание» этого процесса, а глава гражданского дивизиона ОАК Равиль Хакимов упомянул о «сложностях в совместной работе с китайскими партнерами», из-за которых начало поставок CR929 смещается на 2028–2029 годы.

Впрочем, в Китае считают иначе: в декабре представитель COMAC сообщил, что CR929 выйдет на рынок в 2023 году. В ОАК «Профилю» не назвали конкретные сроки реализации программы, отметив, что стороны уточняют их «с учетом влияния пандемии COVID-19 на рынок авиаперевозок».

«Проекты, связанные с Китаем, всегда отличаются информационной закрытостью, – комментирует председатель редакционного совета «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – Тема CR929 то движется, то не движется. Единственное, что можно точно сказать, – без доступа на китайский рынок для нас она не имеет смысла».

Российскому авиапрому стоит готовиться к любому развитию событий по CR929 и держать в уме Ил-96, чтобы в конечном итоге получить собственный дальнемагистральный лайнер, уточняет Роман Гусаров.

К слову, тот же МС-21 поначалу позиционировался как российско-индийский самолет. Но жизнь рассудила иначе.

«Туполев» жив
Между тем самый амбициозный проект ОАК может выйти из стен «Туполева». Это наше единственное конструкторское бюро, имеющее опыт создания сверхзвуковых лайнеров. И хотя судьба пассажирского Ту-144 оказалась скоротечной (1975–1978), в постсоветское время в «Туполеве» не раз возвращались к теме гражданской сверхзвуковой авиации. Правда, теперь в формате компактного бизнес-джета: в 1990-х разрабатывался проект Ту-344, в 2000-х – Ту-444, оба не продвинулись дальше эскизов.

В 2010-х российские власти вспомнили о них на фоне интереса к скоростным бизнес-джетам в мире, а также проекта модернизации сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. Однако, как объяснил глава Минпромторга Денис Мантуров, первоначальная идея сделать гражданскую версию Ту-160 пересмотрена: он слишком велик, поэтому деловой самолет на 16–19 мест придется строить с нуля. В 2022–2026 годах ожидается эскизно-техническое проектирование модели.

В ОАК предпочитают пока не рассуждать «про объем инвестиций, сроки, образцы и другие детали». «Идет «сборка» различных заделов и перспективных наработок, – пояснили в корпорации. – Предстоит решить ряд прорывных задач: обеспечение теплового баланса при длительном сверхзвуковом полете, приемлемый уровень звукового удара. Мы исходим из того, что надо не только построить самолет, но и сделать шаг вперед в технологическом развитии отрасли».

Пока сверхзвуковые проекты выглядят нереалистично, но с чего-то надо начинать, признает экс-конструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич. «Непонятно, кому в «Туполеве» решать такого рода задачи, – говорит он. – Долгое время у предприятия не было заказов, оттуда уходили люди, сильно сократилась территория московского КБ. Несколько лет назад «Туполев» не мог самостоятельно оцифровать документацию по Ту-160, пришлось привлекать ряд заводов по всей стране. А тут нужно создать нечто принципиально новое. Мы и производство «Илов» возобновляем потому, что новые модели сейчас просто не по зубам. Чтобы идти дальше, сперва нужно повторить то, что делали в СССР. Мы учимся работать по своим же чертежам 40-летней давности, делаем ошибки, которые наши отцы и деды делали в 1970-е годы. А куда деваться? Их уже нет, и нам никто не подскажет: ребята, так не надо».




комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
С дальним прицелом: корабли противника заметят за сотни километров
Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций




74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"
Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года
Андрей Фролов
Известия
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
Александр Тимохин
Взгляд
Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ту-2: как в "шарашке" создавали один из лучших бомбардировщиков Второй мировой
Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer