Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбег в будущее


7 февраля 2021 года Никита Зайков, Российская газета


На аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. Чаплыгина стартовал этап наземных отработок самолета, на борту которого действует демонстратор гибридной силовой установки со сверхпроводящим электрическим двигателем. Это первый в мире электродвигатель такого класса. Самолет совершил первую наземную "пробежку", разогнавшись до 140 километров в час.

Летающей лабораторией стал Як-40. В его носовой части установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. Но главное внутри: машина буквально напичкана электроникой.

- В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток, - поясняет ключевую особенность электродвигателя председатель совета директоров ЗАО "СуперОкс" Андрей Вавилов. - Они находятся в состоянии 77 градусов по Кельвину, внутри жидкий азот, благодаря чему сопротивление на этих обмотках нулевое. Это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах. Что для авиации критически важно: полет - всегда борьба с весом.

Сейчас на борту летающей лаборатории установлена гибридная силовая установка. Электродвигатель мощностью 500 кВт совмещен с газотурбинным. Первый отвечает за взлет и разгон, второй - обеспечивает полет. По словам экспертов, первые несколько сотен метров, которые преодолел Як-40 на новосибирском аэродроме, - это огромный шаг к созданию электрического самолета.

- Это историческое событие, потому что на сегодняшний день в гражданской авиации практически все традиционные технологии исчерпаны, и идет жесткая конкурентная борьба за будущее авиации. За зеленую авиацию, за региональную, за новые виды топлива, - уверен генеральный директор ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов. - Мы демонстрируем прорыв в создании электрического самолета, которого удалось добиться благодаря федеральному Фонду перспективных исследований и финансированию правительства в лице Минпромторга России.

По оценкам экспертов, первые серийные электрические самолеты могут появиться в небе около 2030 года. И сегодня крупнейшие западные компании ведут разработки в этом направлении. Но российский двигатель, система управления, генерирования энергии в авиационном исполнении, - пока что единственная в мире.

Як-40 работает пока на гибридной тяге, но уже через два года специалисты планируют запустить новую летающую лабораторию исключительно с электрическим двигателем мощностью в 1 мВт на базе более тяжелого Ил-114.

- Проект начался относительно в 2016 году, и то, что удалось сделать, - это очень серьезный прорыв, - считает генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев. - Сделаны прототипы, создана кооперация между авиационщиками и разработчиками двигателей на эффекте сверхпроводимости, которой не было в стране.

Ученые не готовы загадывать, когда в стране появится первая серийная модель самолета со сверхпроводящим электрическим двигателем. Обычные электродвигатели сегодня ставят на небольшие одно-, двухместные аппараты, но работают они недолго, а воздушное судно побольше и вовсе в воздух не поднимут. Здесь же речь идет о совершенно новой технологии и гораздо больших мощностях.

- Для внедрения этого двигателя нужно узнать многое: как сделать силовую установку, как ввести в систему аккумуляторы, как использовать электродвигатель, как все это будет влиять на аэродинамику, - отмечает Михаил Гордин, гендиректор Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова. - Только ответив на все эти вопросы, авиационная наука может вооружить конструкторов, инженеров КБ знаниями и методиками для разработки конкретных моделей.

По словам директора ФГУП СибНИА им. Чаплыгина Владимира Барсука, большие токи могут создавать так называемые наводки, тем или иным образом влиять на самолетные системы. В частности, электроника на борту будет так или иначе действовать на аэродинамику.

Ключевой вопрос

Создание электрического самолета может стать тем самым направлением, технологическим драйвером по восстановлению утраченных позиций нашей авиационной промышленности?

Вот что ответил на вопрос "Российской газеты" Андрей Дутов, генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского":

- Сегодня НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" представил самолет с инновационным электрическим двигателем. Пока он гибридный, но именно разрабатываемые нашим Центром технологии позволят примерно к 2030 году представить полностью электрический самолет - с принципиально иными экономическими и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники.

Это одно из тех направлений, которое способно вывести нашу авиацию на передовые позиции. Проблемы нашей прикладной науки главным образом находятся в нормативно-правовой плоскости. Прикладные научно-исследовательские работы, направленные на получение прорывных технологий, чаще всего длительные и высокорискованные. Только государство имеет необходимые ресурсы, чтобы брать на себя эти риски и с учетом национальных интересов доводить такие технологии до готовности и содержать дорогостоящую экспериментальную базу, необходимую для проведения научных исследований и сертификации техники. По сути, это одна из форм субсидий, которая не противоречит нормам ВТО и которую активно используют на Западе. Необходимо четко зафиксировать на законодательном уровне роль, место, полномочия и ответственность организаций прикладной науки в национальной инновационной и научно-технологической системе.

Научно-исследовательский потенциал НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" и наши разработки уже сейчас совершают инновационный прорыв в отрасли. Мы сделаем все, чтобы их было как можно больше.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer