Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбег в будущее


7 февраля 2021 года Никита Зайков, Российская газета


На аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. Чаплыгина стартовал этап наземных отработок самолета, на борту которого действует демонстратор гибридной силовой установки со сверхпроводящим электрическим двигателем. Это первый в мире электродвигатель такого класса. Самолет совершил первую наземную "пробежку", разогнавшись до 140 километров в час.

Летающей лабораторией стал Як-40. В его носовой части установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. Но главное внутри: машина буквально напичкана электроникой.

- В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток, - поясняет ключевую особенность электродвигателя председатель совета директоров ЗАО "СуперОкс" Андрей Вавилов. - Они находятся в состоянии 77 градусов по Кельвину, внутри жидкий азот, благодаря чему сопротивление на этих обмотках нулевое. Это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах. Что для авиации критически важно: полет - всегда борьба с весом.

Сейчас на борту летающей лаборатории установлена гибридная силовая установка. Электродвигатель мощностью 500 кВт совмещен с газотурбинным. Первый отвечает за взлет и разгон, второй - обеспечивает полет. По словам экспертов, первые несколько сотен метров, которые преодолел Як-40 на новосибирском аэродроме, - это огромный шаг к созданию электрического самолета.

- Это историческое событие, потому что на сегодняшний день в гражданской авиации практически все традиционные технологии исчерпаны, и идет жесткая конкурентная борьба за будущее авиации. За зеленую авиацию, за региональную, за новые виды топлива, - уверен генеральный директор ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов. - Мы демонстрируем прорыв в создании электрического самолета, которого удалось добиться благодаря федеральному Фонду перспективных исследований и финансированию правительства в лице Минпромторга России.

По оценкам экспертов, первые серийные электрические самолеты могут появиться в небе около 2030 года. И сегодня крупнейшие западные компании ведут разработки в этом направлении. Но российский двигатель, система управления, генерирования энергии в авиационном исполнении, - пока что единственная в мире.

Як-40 работает пока на гибридной тяге, но уже через два года специалисты планируют запустить новую летающую лабораторию исключительно с электрическим двигателем мощностью в 1 мВт на базе более тяжелого Ил-114.

- Проект начался относительно в 2016 году, и то, что удалось сделать, - это очень серьезный прорыв, - считает генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев. - Сделаны прототипы, создана кооперация между авиационщиками и разработчиками двигателей на эффекте сверхпроводимости, которой не было в стране.

Ученые не готовы загадывать, когда в стране появится первая серийная модель самолета со сверхпроводящим электрическим двигателем. Обычные электродвигатели сегодня ставят на небольшие одно-, двухместные аппараты, но работают они недолго, а воздушное судно побольше и вовсе в воздух не поднимут. Здесь же речь идет о совершенно новой технологии и гораздо больших мощностях.

- Для внедрения этого двигателя нужно узнать многое: как сделать силовую установку, как ввести в систему аккумуляторы, как использовать электродвигатель, как все это будет влиять на аэродинамику, - отмечает Михаил Гордин, гендиректор Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова. - Только ответив на все эти вопросы, авиационная наука может вооружить конструкторов, инженеров КБ знаниями и методиками для разработки конкретных моделей.

По словам директора ФГУП СибНИА им. Чаплыгина Владимира Барсука, большие токи могут создавать так называемые наводки, тем или иным образом влиять на самолетные системы. В частности, электроника на борту будет так или иначе действовать на аэродинамику.

Ключевой вопрос

Создание электрического самолета может стать тем самым направлением, технологическим драйвером по восстановлению утраченных позиций нашей авиационной промышленности?

Вот что ответил на вопрос "Российской газеты" Андрей Дутов, генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского":

- Сегодня НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" представил самолет с инновационным электрическим двигателем. Пока он гибридный, но именно разрабатываемые нашим Центром технологии позволят примерно к 2030 году представить полностью электрический самолет - с принципиально иными экономическими и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники.

Это одно из тех направлений, которое способно вывести нашу авиацию на передовые позиции. Проблемы нашей прикладной науки главным образом находятся в нормативно-правовой плоскости. Прикладные научно-исследовательские работы, направленные на получение прорывных технологий, чаще всего длительные и высокорискованные. Только государство имеет необходимые ресурсы, чтобы брать на себя эти риски и с учетом национальных интересов доводить такие технологии до готовности и содержать дорогостоящую экспериментальную базу, необходимую для проведения научных исследований и сертификации техники. По сути, это одна из форм субсидий, которая не противоречит нормам ВТО и которую активно используют на Западе. Необходимо четко зафиксировать на законодательном уровне роль, место, полномочия и ответственность организаций прикладной науки в национальной инновационной и научно-технологической системе.

Научно-исследовательский потенциал НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" и наши разработки уже сейчас совершают инновационный прорыв в отрасли. Мы сделаем все, чтобы их было как можно больше.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer