Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия нацелилась на Луну


16 марта 2021 года Ольга Сергиенко, КоммерсантЪ FM


Россия и Китай подписали меморандум о создании совместной лунной станции. Деталей о том, как она будет выглядеть, мало. Известно, что база, вероятно, будет располагаться на поверхности Луны, орбите или и там, и там. Проектировать и использовать ее Россия и Китай будут совместно. Параллельно над созданием своей лунной станции сейчас работают Соединенные Штаты, к ним присоединились несколько государств, в том числе европейских. Как страны будут осваивать Луну? И что может получиться из партнерства Москвы и Пекина в космосе? Об этом — Владислав Викторов.

О строительстве окололунной станции заговорили еще в 2017 году. Тогда американская сторона предлагала российской создать шлюзовой модуль для их проекта Lunar Gateway. Еще три года назад глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия не может участвовать в проекте «на вторых ролях», но окончательно страна покинула его январе этого года. NASA удалось заручиться поддержкой некоторых европейский стран, а также Японии и Канады в разработке еще одного плана — Artemis («Артемида»). Он подразумевает высадку людей на Луну в 2024 году, добычу воды и ископаемых частными компаниями. А вот с китайской космической отраслью Конгресс США сотрудничать запретил. В итоге и образовалась лунная коалиция Москвы и Пекина.

По сути, спутник Земли остается основной стратегической точкой для всех космических держав, говорит главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Валерий Вайсберг: «Большую роль играют исследования того, как образовалась Луна, как она устроена. Предполагается, что она будет источником ресурсов, базой для исследований. Радиоастрономические исследования можно проводить на обратной стороне Луны, там не будет разных мешающих миссий. Фактически в таком случае приборы, телескопы экранируются, и можно вести исследования на более высоком уровне. Кроме того, актуален вопрос с освоением Луны, созданием баз, мест, в которых можно жить и работать, и, конечно, с поиском полезных ископаемых, минералов».

Пока же в планах у российской корпорации вернуться на Луну в этом году, впервые с 1976-го. На поверхность спутника Земли в октябре могут доставить аппарат «Луна-25», хотя старт откладывается с 2014 года. Кстати, через 45 лет после советской миссии именно Китай привез на Землю образцы лунного грунта. Сейчас Пекин приближается к заключительному этапу — созданию научной станции на Луне.

Собственный комплекс Китая и России потенциально может располагаться и на лунной поверхности, и на орбите, полагает независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов: «Нужно иметь и поверхностный компонент, и орбитальный. Гнать информацию напрямую с поверхности Луны на Землю не всегда удобно, это довольно далеко. Иногда проще ретранслировать ее через орбитальный аппарат. У обеих сторон были свои планы. У Китая —постоянно действующая научная станция на Луне, это четвертый этап их программ освоения беспилотными средствами. У нас в программе был такой лунный полигон, который решал примерно те же самые задачи».

А что еще может вызвать трудности в освоении Луны? Сложностей добавляет бюджет космических программ, который до 2025 года составляет не более 1,5 трлн руб. Изначально «Роскосмос» полагался на 2 трлн. Это уже сказалось на пилотируемых лунных программах, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его мнению, в российско-китайском сотрудничестве может быть и репутационный барьер: «Китай в этом десятилетии будет занять своей орбитальной станцией. У нас в 2015 году, когда принимали программу до 2025-го, проекты по пилотируемому освоению Луны были. За это время произошло сокращение примерно на треть, остались только автоматические полеты на Луну. Если бы Китай хотел с нами сотрудничать, ему мешает руководство страны, которое придает большое значение политическим аспектам полетов. Для него это объект пропаганды.

А когда Китай начинает сотрудничать с Россией, все говорят, что это не он придумал, придумала наша страна, а он купил».
В то же время Китай не лишается космического партнерства с Францией. На уходящей неделе страны помимо приборов для исследования лунных пород обсудили и потенциальное сотрудничество в изучении Марса.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer