Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатели прогресса: как США и Китай делят главный украинский завод


17 марта 2021 года Игорь Кармазин, Известия


Скандал вокруг завода «Мотор Сич» не утихает. Киев решил национализировать предприятие, которое ранее пытались заполучить китайские инвесторы. В это же самое время представительная делегация из Поднебесной посетила Крым. В Верховной раде заявили, что Пекин таким образом посылает сигнал Украине. «Известия» разбирались в ситуации.

Завод для народа

Украина национализирует завод «Мотор Сич». Соответствующее решение было принято на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). «Предприятие будет возвращено украинскому народу, будет возвращено в собственность государства законным, конституционным способом в ближайшее время», — заявил секретарь СНБО Алексей Данилов, хотя не уточнил, как именно украинские власти вернут завод.

В начале марта ситуацию прокомментировал глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Он пообещал, что законопроект о национализации «Мотор Сич» внесут в Верховную раду в марте. Арахамия отметил, что «десятки тысяч людей» просят определить статус завода. «Вы знаете, что против китайских компаний введены санкции, и это вопрос обороноспособности для того, чтобы урегулировать правовой статус компании», — заявил он.

В ответ Пекин призвал Киев учитывать интересы китайских компаний. «Мы требуем, чтобы Украина учла законные права предприятий и инвесторов», — сказал официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Дипломат отметил, что Китай внимательно следит за ситуацией. «Настаиваем, чтобы данный вопрос был решен в правильном ключе», — добавил он. В свою очередь, в китайской компании Skyrizon, которая была одним из инвесторов «Мотор Сич», заявили, что решение СНБО только поможет отстоять право на собственность в судах.

Борьба с Поднебесной

«Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей для самолетов и вертолетов. После обретения Украиной независимости сохранялись советские производственные цепочки, поэтому главным покупателем продукции завода была Россия. Ситуация изменилась в 2014 году, когда Киев ввел одностороннее эмбарго на поставки оборонной продукции в Россию. «Мотор Сич» потерял крупнейший рынок сбыта и моментально оказался в кризисе.

На помощь заводу пришли китайские инвесторы. Сначала они собирались закупать продукцию предприятия. В 2016 году Пекин заключил контракт на покупку 250 авиационных двигателей, соглашение оценивалось в $380 млн. «Мотор Сич» успел поставить 20 устройств, после этого сделке помешали американцы, которые не хотели усиления авиации КНР. «Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков и в то же время наносят удар в спину военно-морскому флоту США», — заявлял советник комитета сената США по иностранным делам Уильям Триплетт.

Тогда в Пекине решили купить не продукцию, а само предприятие. К 2018 году среди акционеров «Мотор Сич» значились четыре китайские компании и один гражданин КНР. В общей сложности они владели 56% акций. Сделка возмутила первых лиц США. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон требовал любой ценой вернуть «Мотор Сич» под контроль Киева. Глава Госдепа Майк Помпео выражал обеспокоенность из-за «злонамеренных инвестиций КНР» и отчитывал Киев за «неподобающее сотрудничество».

Служба безопасности Украины заблокировала сделку и возбудила уголовные дела о госизмене и подготовке диверсии. Шевченковский суд Киева наложил арест на 56% акций. Китайские инвесторы пытались урегулировать ситуацию. В 2019 году они вступили в партнерство с украинским олигархом Александром Ярославским. Представители КНР согласились уступить компании бизнесмена 25% плюс одну акцию. Но украинские судебные власти наложили вето и на эту сделку, а Ярославский стал фигурантом дела о госизмене.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что «Мотор Сич» является стратегическим предприятием и продать его можно только с согласия главы государства. В январе 2021-го он ввел санкции против четырех китайских компаний. Им заблокировали активы, ограничили торговые операции и запретили вывод капиталов за пределы Украины. Под ограничения попал также гражданин КНР, ключевой инвестор Skyrizon Ван Цзин.

Крым вместо Украины

Пекин не стал молча смотреть на действия украинских властей. Инвесторы КНР еще в декабре 2020-го пожаловались на то, что они лишены возможности пользоваться приобретенными активами. Они наняли три международные юридические компании и обратились в международный арбитраж. Свой ущерб представители КНР оценили в $3,5 млрд, а позже прибавили к этой сумме еще $100 млн.

Кроме того, в середине марта представительная китайская делегация посетила Крым. Бизнесмены из КНР встретились с крымскими чиновниками и договорились налаживать отношения с местными винными и кондитерскими предприятиями. Китайцы также выразили готовность к масштабным инвестициям в курортный бизнес полуострова.

Депутат Верховной рады Вадим Рабинович заявил, что таким образом КНР мстит Киеву за позицию по «Мотор Сич». «Китай долго сохранял нейтральную позицию по Крыму. Но вдруг «передумал» и направил туда представительную комиссию», — написал он. Интересно, что Пекин не опроверг заявление парламентария, а лишь призвал не политизировать коммерческую деятельность компаний в Крыму.

У Китая, впрочем, достаточно и других рычагов давления. По итогам 2020 года КНР стала главным торговым партнером Незалежной. Объем украинского экспорта составил $7,1 млрд (всего за год Украина продала товаров на $49,2 млрд). Основной экспортный товар — сельскохозяйственная продукция. Ничто не мешает Пекину начать вводить ответные санкции против украинских аграриев. В этом случае Украина потеряет миллиарды долларов, которые никто не возместит.

Превращение в ничто

Эксперты говорят, что отношения Украины и Китая неизбежно ухудшатся. «Важно понимать, что изначально Киев не противился продаже завода. Наоборот, украинское руководство не видело другого способа реанимировать «Мотор Сич». Проблемы начались, когда на Киев надавил Вашингтон», — говорит «Известиям» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Он добавляет, что национализация предприятия больно бьет по экономике, инвестиционной привлекательности Украины. «В минусе остается и Китай, который не смог продвинуться в моторостроении. Удовлетворены только американцы», — отмечает собеседник.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что судебные тяжбы вряд ли помогут Китаю добиться своего. «Судебные процессы могут тянуться годами, десятилетиями. Китаю придется потратить много денег на разбирательства, но сам завод Пекин, вероятно, уже не получит», — говорит эксперт.

По его словам, «Мотор Сич» и другие украинские промышленные гиганты ждет угасание. «Западные компании интересующие их разработки давно купили или выкачали. А производственные мощности им не нужны. Вложиться в производство на Украине могли бы Россия или Китай, но им доступ закрыт. Поэтому украинскую промышленность ждет постепенное превращение в ничто», — прогнозирует Безпалько.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer