Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаотрасли подрежут крылья


25 марта 2021 года Сергей Гусев, Коммерсантъ FM


Новые санкции США могут повлечь разрыв контрактов, в том числе в российской авиаотрасли. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов на форуме «Госзаказ». Как пишет РБК, по мнению чиновника, под ограничения может подпасть высокотехнологичная продукция, а под это определение подходит почти все, что угодно. Поэтому существующие соглашения, в том числе авиационные, могут быть разорваны «одним росчерком пера».

Неделю назад США объявили о новых санкциях, под запрет подпали любые оборонные поставки в Россию, а также некоторые статьи экспорта. Впрочем, для части проектов в космической сфере сделали временное исключение.

Может ли российский авиапром пострадать от новых санкций? Управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин полагает, что ограничение поставок может затормозить развитие некоторых проектов на годы: «Действительно, риски есть.

И последние санкции, которые были введены пару недель назад, подразумевают, что военное сотрудничество в принципе прекращено.

А что касается авиационной и космической отраслей, то власти США могут отказать в экспортной лицензии, если будут подозрения, что это используется как продукция двойного назначения. Это касается и компонентов, и софта, всего, чего угодно. Что касается гражданского авиапрома, тут наши проекты Sukhoi SuperJet и МС-21 довольно сильно завязаны на иностранные комплектующие, потому что в принципе они создавались как проект с широким международным участием. Российские власти заявляли давно, что идет работа по импортозамещению как в SuperJet, так и в МС-21, просто она небыстрая. Когда вы ставите задачу поменять иностранные комплектующие, то их нужно разработать, испытать, сертифицировать сами по себе и в составе самолета, — это годы».

В конце прошлого года США уже ввели торговые ограничения против 45 российских организаций. Среди них были, например, дочерние структуры «Росатома», корпорация «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и компания «Гражданские самолеты Сухого». Американские чиновники сочли, что они сотрудничают с российскими вооруженными силами.

А еще раньше в Минпромторге сообщали, что часть иностранных партнеров прекратили поставки некоторых комплектующих для российских самолетов.

При этом зависимость отечественного авиапрома от западных технологий не ограничивается только деталями и материалами, отмечает авиаэксперт, бывший конструктор «ОКБ Сухого» Вадим Лукашевич: «Давайте говорить честно, у нас нет самолетов, включая военные, которые были бы на 100% до последнего винтика только из отечественного оборудования. Когда мы говорим, что на МС-21 состоит полностью российский двигатель ПД-14, мы не говорим о том, что эти уникальные образцы производятся на зарубежном оборудовании. Если санкционная война примет полный оборот, это не значит, что мы перестанем делать самолеты, это значит, что наши самолеты будут заведомо хуже зарубежных образцов. Двигатели во всем мире делают пять-шесть производителей. В авионике — два-три производителя, но они делают лучшие в мире. Соответственно, любая страна, которая ориентируется только на собственное внутреннее производство, это северокорейские идеи чучхе. Люди с голода не мрут, но и не шикуют, так и здесь».

В середине января американские чиновники вывели из-под санкций российскую компанию «ВСМПО-Ависма» — это крупнейший на планете производитель титана. Ее продукцию закупают ведущие авиапроизводители.

Могут ли другие предприятия защититься от санкций? Адвокат BGP Litigation Денис Дурашкин рассказал “Ъ FM”, что единственный эффективный путь — обратиться за разрешением в подразделение Минфина США, которое занимается контролем за ограничениями.

«Сейчас в контракты, как правило, включаются условия о форс-мажоре, в частности к форс-мажорным обстоятельствам приравнивается введение санкций. Санкции, по сути, это внесудебная мера, то есть оспаривать ее в суде сложно, да и нет такого суда, который можно было бы оспорить.

Поэтому юридический способ взаимодействия на практике сводится к тому, что в некоторых случаях обращаются за специальной лицензией в OFAC, которая разрешает совершать ту или иную операцию.

Это, по сути, единственный способ, когда можно, например, продолжить исполнение контракта, который формально запрещен. Нужно просить разрешение у американских властей. Как правило, в OFAC имеет смысл обращаться, и обращаются, когда ситуация формально подпадает под санкции, но есть различные оправдывающие обстоятельства, например, что контракт был заключен еще до введения этих санкций. Или этот контракт формально может подпадать под критерии, но он не связан, допустим, с производством продукции двойного назначения, а связан какими-то только мирными связями, например, в области космоса. И на этом основании подается ходатайство в OFAC, оно рассматривается до полугода и больше иногда. Довольно часто OFAC дает разрешение и лицензию на совершение той или иной сделки».

Тем временем вице-премьер Юрий Борисов сообщил журналистам, что на авиакосмическом салоне МАКС в этом году покажут первый российский электросамолет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer