Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаотрасли подрежут крылья


25 марта 2021 года Сергей Гусев, Коммерсантъ FM


Новые санкции США могут повлечь разрыв контрактов, в том числе в российской авиаотрасли. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов на форуме «Госзаказ». Как пишет РБК, по мнению чиновника, под ограничения может подпасть высокотехнологичная продукция, а под это определение подходит почти все, что угодно. Поэтому существующие соглашения, в том числе авиационные, могут быть разорваны «одним росчерком пера».

Неделю назад США объявили о новых санкциях, под запрет подпали любые оборонные поставки в Россию, а также некоторые статьи экспорта. Впрочем, для части проектов в космической сфере сделали временное исключение.

Может ли российский авиапром пострадать от новых санкций? Управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин полагает, что ограничение поставок может затормозить развитие некоторых проектов на годы: «Действительно, риски есть.

И последние санкции, которые были введены пару недель назад, подразумевают, что военное сотрудничество в принципе прекращено.

А что касается авиационной и космической отраслей, то власти США могут отказать в экспортной лицензии, если будут подозрения, что это используется как продукция двойного назначения. Это касается и компонентов, и софта, всего, чего угодно. Что касается гражданского авиапрома, тут наши проекты Sukhoi SuperJet и МС-21 довольно сильно завязаны на иностранные комплектующие, потому что в принципе они создавались как проект с широким международным участием. Российские власти заявляли давно, что идет работа по импортозамещению как в SuperJet, так и в МС-21, просто она небыстрая. Когда вы ставите задачу поменять иностранные комплектующие, то их нужно разработать, испытать, сертифицировать сами по себе и в составе самолета, — это годы».

В конце прошлого года США уже ввели торговые ограничения против 45 российских организаций. Среди них были, например, дочерние структуры «Росатома», корпорация «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и компания «Гражданские самолеты Сухого». Американские чиновники сочли, что они сотрудничают с российскими вооруженными силами.

А еще раньше в Минпромторге сообщали, что часть иностранных партнеров прекратили поставки некоторых комплектующих для российских самолетов.

При этом зависимость отечественного авиапрома от западных технологий не ограничивается только деталями и материалами, отмечает авиаэксперт, бывший конструктор «ОКБ Сухого» Вадим Лукашевич: «Давайте говорить честно, у нас нет самолетов, включая военные, которые были бы на 100% до последнего винтика только из отечественного оборудования. Когда мы говорим, что на МС-21 состоит полностью российский двигатель ПД-14, мы не говорим о том, что эти уникальные образцы производятся на зарубежном оборудовании. Если санкционная война примет полный оборот, это не значит, что мы перестанем делать самолеты, это значит, что наши самолеты будут заведомо хуже зарубежных образцов. Двигатели во всем мире делают пять-шесть производителей. В авионике — два-три производителя, но они делают лучшие в мире. Соответственно, любая страна, которая ориентируется только на собственное внутреннее производство, это северокорейские идеи чучхе. Люди с голода не мрут, но и не шикуют, так и здесь».

В середине января американские чиновники вывели из-под санкций российскую компанию «ВСМПО-Ависма» — это крупнейший на планете производитель титана. Ее продукцию закупают ведущие авиапроизводители.

Могут ли другие предприятия защититься от санкций? Адвокат BGP Litigation Денис Дурашкин рассказал “Ъ FM”, что единственный эффективный путь — обратиться за разрешением в подразделение Минфина США, которое занимается контролем за ограничениями.

«Сейчас в контракты, как правило, включаются условия о форс-мажоре, в частности к форс-мажорным обстоятельствам приравнивается введение санкций. Санкции, по сути, это внесудебная мера, то есть оспаривать ее в суде сложно, да и нет такого суда, который можно было бы оспорить.

Поэтому юридический способ взаимодействия на практике сводится к тому, что в некоторых случаях обращаются за специальной лицензией в OFAC, которая разрешает совершать ту или иную операцию.

Это, по сути, единственный способ, когда можно, например, продолжить исполнение контракта, который формально запрещен. Нужно просить разрешение у американских властей. Как правило, в OFAC имеет смысл обращаться, и обращаются, когда ситуация формально подпадает под санкции, но есть различные оправдывающие обстоятельства, например, что контракт был заключен еще до введения этих санкций. Или этот контракт формально может подпадать под критерии, но он не связан, допустим, с производством продукции двойного назначения, а связан какими-то только мирными связями, например, в области космоса. И на этом основании подается ходатайство в OFAC, оно рассматривается до полугода и больше иногда. Довольно часто OFAC дает разрешение и лицензию на совершение той или иной сделки».

Тем временем вице-премьер Юрий Борисов сообщил журналистам, что на авиакосмическом салоне МАКС в этом году покажут первый российский электросамолет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer