Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Такое не забыть": как советские асы устроили катастрофу в ВВС США


12 апреля 2021 года Николай Протопопов, РИА Новости


Десятки сбитых самолетов, сотни пленных пилотов и недельный траур — ровно 70 лет назад, 12 апреля 1951-го, в небе над Кореей американцы встретились с действительно сильным противником. ВВС США вступили в бой с советскими асами, которые разбили воздушную армаду бомбардировщиков B-29 Superfortress за считанные минуты. Как янки пережили "черный четверг" — в материале РИА Новости.

Незаметная поддержка

Первые советские летчики в качестве добровольцев прибыли в Корею в ноябре 1950-го. В обстановке строжайшей секретности сюда перегнали эшелоны с новейшими на тот момент реактивными истребителями МиГ-15 — под видом сельскохозяйственных комбайнов.

Советским военнослужащим пришлось сменить форму и опознавательные знаки на китайские и корейские. До их появления янки чувствовали себя в небе вольготно и безопасно — корейская авиация не отличалась высокой боеспособностью, да и большую часть того, что имелось на вооружении, США и их союзники уничтожили в начале войны.
Советским летчикам запретили пересекать 38-ю параллель, разделяющую Северную и Южную Корею, в том числе чтобы избежать потерь новейших "пятнадцатых" на территории противника. В то же время американцы объявили охоту на "МиГи" и даже обещали крупное денежное вознаграждение тому, кто доставит им целый самолет.

Над Кореей закрутилась воздушная карусель. Пилоты ВВС США в полной мере прочувствовали на себе мастерство гораздо более опытного противника — многие советские летчики еще совсем недавно дрались с асами люфтваффе, а "МиГи" оказались на голову выше американских истребителей F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet по скорости, маневренности, скороподъемности и огневой мощи.

После первых же серьезных стычек в небе на аэродромы базирования не вернулись несколько тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress. Чтобы сократить потери, американцы экстренно перебросили в Корею новейшие истребители F-86 Sabre, мало в чем уступавшие "пятнадцатым". Теперь воздушные победы давались советским летчикам тяжелее. Кроме того, сказывались сложности с освоением новой техники, которую приходилось изучать и обкатывать в боевых условиях.

Аллея "МиГов"

Весной 1951 года в Корею направили 324-ю истребительную авиационную дивизию под командованием легендарного аса Ивана Кожедуба. Зоной ответственности ему определили район реки Ялуцзян. Дивизия не пускала самолеты противника дальше этого рубежа. Американцы прозвали это место "Аллеей МиГов".

А 12 апреля с авиацией США произошла настоящая катастрофа. Планировался массированный бомбовый удар по корейскому городу Сингисю, по важным объектам инфраструктуры. В частности — по мосту через реку Ялуцзян. Радиолокационные станции засекли крупную группу самолетов противника, двигавшуюся со скоростью около 500 километров в час в сторону северокорейских позиций. Это были 48 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress в сопровождении более 120 истребителей.

Иван Кожедуб рискнул оставить аэродром без прикрытия и поднял на перехват все боеготовые "МиГи" авиадивизии — 44 машины. Советские самолеты быстро нагнали американцев. "Суперкрепости" шли группами по 12 бортов, сзади, в двух-трех километрах, — стая "Шутинг старов", "Тандерджетов" и "Сэйбров".

Летчики-добровольцы с ходу вступили в бой. Американцев застали врасплох. Поначалу они вообще не понимали, кто и откуда ведет по ним огонь — "МиГи" стремительно заходили сверху и в упор расстреливали нагруженные бомбами "крепости". Группа советских истребителей преследовала головные B-29, остальные атаковали самолеты сопровождения, чтобы связать их боем и оттеснить от бомбардировщиков.

Через пару минут горело уже несколько B-29 — фугасные снаряды авиапушек "пятнадцатых" оставляли в фюзеляжах тяжеловесов огромные пробоины. Экипажам ничего не оставалось, кроме как выпрыгивать из падающих машин с парашютами. Некоторые подбитые бомбардировщикам смогли уйти, но не все дотянули до аэродрома.

Уцелевшие B-29 устремились в сторону моря. "МиГи" их не преследовали — иначе попали бы под огонь зенитных орудий американских кораблей.

Небывалые потери

Вся схватка продолжалась чуть более 20 минут. Советские асы сбили десять B-29 и несколько истребителей, еще 15 бомбардировщиков получили серьезные повреждения. Более сотни американских летчиков, выпрыгнувших с парашютами, попали в плен. Все "МиГи" вернулись на базу.
Командование ВВС США испытало тогда настоящий шок. Таких массовых потерь не было со времен Второй мировой. Объявили недельный траур, а налеты в этот район прекратились на целых три месяца.

А потом был "черный вторник". Тридцатого октября того же года "летающие крепости" должны были разбомбить корейский аэродром Намси. Однако масштабную операцию снова сорвали летчики-добровольцы. В этот раз к корейским объектам отправили 21 бомбардировщик, их прикрывали около 200 истребителей.

На перехват армады вылетели более четырех десятков "МиГов". Не ввязываясь в бой с самолетами прикрытия, ударили по бомбардировщикам из пушек и пулеметов. Летчики дейстовали независимыми парами, что давало больше свободы при принятии решений и выборе целей.

"Бомберы" не дошли до точки сброса — аэродром Намси не пострадал. США недосчитались дюжины B-29. Из почти полусотни "МиГов" сбили только один. На исход боя повлияло и неправильное планирование: большая часть F-86 Sabre, способных противостоять "МиГам", отстали и ушли в район реки Ялуцзян, чтобы там встретить советские истребители. После этого инцидента тактику B-29 пересмотрели — теперь они вылетали на задание только по ночам одиночными бортами или небольшими группами.

Всего советские асы уничтожили в Корее около 1300 самолетов противника. По разным оценкам, американцы потеряли от 60 до 90 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress, оказавшихся абсолютно беззащитными перед реактивными "МиГами".

Стало понятно, что ядерные бомбардировки СССР, которые планировал в те годы Пентагон, не такая простая задача, как это было с японскими Хиросимой и Нагасаки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer