Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическое белье: что у космонавтов под скафандром


12 апреля 2021 года РИА Новости


В космосе нет времен года и одежды на каждый новый сезон, зато требования к качеству изделий строже, чем в модных домах с мировыми именами. Сегодня специалистов международной космической станции (МКС) "одевают" три страны: Америка, Япония и Россия. Какой должна быть одежда для тех, кто отправится к звездам, к 60-летию первого полета человека в космос РИА Новости рассказала Светлана Крютченко, генеральный директор компании "Кентавр-Наука", где производят эти особенные вещи.

Мода в космосе

На каждое изделие, которое будут носить космонавты, неважно, на махровые носки, шорты или футболку заводят толстую папку с документами. Одежду описывают во всех подробностях: свойства ткани, швы, красители. В таких условиях не может быть привычного нам дизайнерского "полета фантазии", но производители все-таки работают с цветом и пожеланиями космонавтов. Изделия изготавливают по индивидуальным меркам каждого члена экипажа.

"Эстетические требования к одежде тесно связаны с направлением современной моды. Именно мода определяет силуэт, формы, степень прилегания, элементы отделки, цвета и их сочетания в одежде. Но это не самый важный фактор в одежде для космонавта", – прокомментировала генеральный директор компании "Кентавр-Наука" Светлана Крютченко.

В работе с цветом изделия конструкторы учитывают влияние различных цветов на психику человека, а также пожелания самих космонавтов. В целом в космосе существует единственная тенденция моды всех сезонов – сделать максимально легкое и функциональное изделие.

"Разнообразие цветовой гаммы белья и одежды позволяет в замкнутом объеме станции поддерживать психологическое состояние операторов на необходимом эмоциональном уровне. Существует целая теория бортовой колористики. В наших каталогах более 35 цветов", – объяснила Крютченко.
В настоящее время ассортимент повседневной одежды, поставляемой на борт МКС российской стороной, достаточно разнообразен, и космонавты могут заказывать набор одежды и белья с учетом индивидуальных вкусов и привычек.

Например, для немецкого космонавта, физика Рейнхольда Эвольда создали снаряжение с большим количеством карманов. На станции у него не было своей каюты, и ему было удобно носить все свои вещи с собой. После полета довольный немец подарил разработчикам свою фотографию в том самом костюме с автографом "Этот космический костюм вашего коллектива выдержал испытание огнем в космосе на ура".

Подготовка космической "коллекции"

Российская сторона поставляет на борт МКС более 23 наименований одежды, белья, средств профилактики и средств обеспечения работы на борту. Из них половина не имеет аналогов в мире, отмечают эксперты.

"Во время подготовки к запуску члены экипажа изучают ассортимент одежды. После они согласовывают количество поставляемых на борт изделий по соответствующим нормам в зависимости от продолжительности и программы полета. Перед тем, как изготовить всю партию, обязательно проходит примерка выбранной одежды и белья. Космонавт одобряет примеренные изделия или высказывает свои пожелания по доработке", – рассказала Крютченко.

Перед отправкой на МКС изделия тщательно обеспыливают с помощью обычного пылесоса. Далее каждую вещь упаковывают в полиэтиленовый пакет, маркируют, указывают имя и фамилию космонавта. Пакет герметично заваривают с удалением излишков воздуха. Все комплекты одежды проходят обязательную проверку на рентгеновской установке для контроля отсутствия посторонних металлических предметов, например, булавок и иголок.

Последняя "операция" в подготовке одежды к поставке – это стерилизация. Поскольку на МКС белье не стирают, то для поддержания гигиены космонавта комплект белья (футболка, трусы, носки) рекомендуют использовать в течение трех дней. Далее этот комплект можно использовать во время спортивных занятий, после чего белье утилизируют.

Особенности материалов и производства

В СССР во всех отраслях космонавтики использовали, как правило, отечественные материалы. Космонавтика была не только парадной витриной страны советов, но и серьезным производством. Материалы должны были поступать вовремя, чтобы не срывать программу исследований и миллионы бюджетных рублей не тратились впустую.

В наше время, выбирая поставщика ткани, производители космического снаряжения опираются на требования к одежде космонавтов и экономическую целесообразность.

"Сегодня мы изготавливаем одежду из материалов зарубежных производителей. Это Белоруссия, Турция, Япония, Германия", – рассказала Светлана Крютченко.

Большинство тканей и волокон, используемых в создании одежды для космических полетов, вполне "земные". Это хлопок, вискоза, спандекс, полиэфирные волокна. Космическая специфика достигается за счет высокого качества всех материалов и строгого контроля над всеми стадиями производства. Предпочтение, как правило, отдается натуральным материалам.

"В одежде используются ткани, содержащие хлопок. Так, белье, рубашки поло, носки изготавливаются из материалов, содержащих 100% хлопок. Комбинезоны, брюки, шорты изготавливаются из тканей, содержащих, кроме хлопка, полиэфир. Хлопок обеспечивает гигиеничность, комфортность изделия, а полиэфир придает изделию форму, улучшает внешний вид", – отметила Крютченко.

Свои требования в индустрии есть и к красителям: после окрашивания ткань не должна выделять вредных для здоровья веществ или неприятно пахнуть.

Главная особенность производства одежды для космических полетов – это строжайший контроль качества каждого изделия на всех этапах его производства. Специалисты тщательно отбирают и контролируют все: от качества материалов и нитей, качества используемых застежек-молний и пуговиц до качества швов в готовом изделии.

Строго проверяются линейные размеры каждого изделия. Все изделия одного размера должны быть абсолютно идентичны. Например, две рубашки "поло", сшитых по одним лекалам, должны быть такими же одинаковыми, как два автоматных патрона одного калибра.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer