Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическое белье: что у космонавтов под скафандром


12 апреля 2021 года РИА Новости


В космосе нет времен года и одежды на каждый новый сезон, зато требования к качеству изделий строже, чем в модных домах с мировыми именами. Сегодня специалистов международной космической станции (МКС) "одевают" три страны: Америка, Япония и Россия. Какой должна быть одежда для тех, кто отправится к звездам, к 60-летию первого полета человека в космос РИА Новости рассказала Светлана Крютченко, генеральный директор компании "Кентавр-Наука", где производят эти особенные вещи.

Мода в космосе

На каждое изделие, которое будут носить космонавты, неважно, на махровые носки, шорты или футболку заводят толстую папку с документами. Одежду описывают во всех подробностях: свойства ткани, швы, красители. В таких условиях не может быть привычного нам дизайнерского "полета фантазии", но производители все-таки работают с цветом и пожеланиями космонавтов. Изделия изготавливают по индивидуальным меркам каждого члена экипажа.

"Эстетические требования к одежде тесно связаны с направлением современной моды. Именно мода определяет силуэт, формы, степень прилегания, элементы отделки, цвета и их сочетания в одежде. Но это не самый важный фактор в одежде для космонавта", – прокомментировала генеральный директор компании "Кентавр-Наука" Светлана Крютченко.

В работе с цветом изделия конструкторы учитывают влияние различных цветов на психику человека, а также пожелания самих космонавтов. В целом в космосе существует единственная тенденция моды всех сезонов – сделать максимально легкое и функциональное изделие.

"Разнообразие цветовой гаммы белья и одежды позволяет в замкнутом объеме станции поддерживать психологическое состояние операторов на необходимом эмоциональном уровне. Существует целая теория бортовой колористики. В наших каталогах более 35 цветов", – объяснила Крютченко.
В настоящее время ассортимент повседневной одежды, поставляемой на борт МКС российской стороной, достаточно разнообразен, и космонавты могут заказывать набор одежды и белья с учетом индивидуальных вкусов и привычек.

Например, для немецкого космонавта, физика Рейнхольда Эвольда создали снаряжение с большим количеством карманов. На станции у него не было своей каюты, и ему было удобно носить все свои вещи с собой. После полета довольный немец подарил разработчикам свою фотографию в том самом костюме с автографом "Этот космический костюм вашего коллектива выдержал испытание огнем в космосе на ура".

Подготовка космической "коллекции"

Российская сторона поставляет на борт МКС более 23 наименований одежды, белья, средств профилактики и средств обеспечения работы на борту. Из них половина не имеет аналогов в мире, отмечают эксперты.

"Во время подготовки к запуску члены экипажа изучают ассортимент одежды. После они согласовывают количество поставляемых на борт изделий по соответствующим нормам в зависимости от продолжительности и программы полета. Перед тем, как изготовить всю партию, обязательно проходит примерка выбранной одежды и белья. Космонавт одобряет примеренные изделия или высказывает свои пожелания по доработке", – рассказала Крютченко.

Перед отправкой на МКС изделия тщательно обеспыливают с помощью обычного пылесоса. Далее каждую вещь упаковывают в полиэтиленовый пакет, маркируют, указывают имя и фамилию космонавта. Пакет герметично заваривают с удалением излишков воздуха. Все комплекты одежды проходят обязательную проверку на рентгеновской установке для контроля отсутствия посторонних металлических предметов, например, булавок и иголок.

Последняя "операция" в подготовке одежды к поставке – это стерилизация. Поскольку на МКС белье не стирают, то для поддержания гигиены космонавта комплект белья (футболка, трусы, носки) рекомендуют использовать в течение трех дней. Далее этот комплект можно использовать во время спортивных занятий, после чего белье утилизируют.

Особенности материалов и производства

В СССР во всех отраслях космонавтики использовали, как правило, отечественные материалы. Космонавтика была не только парадной витриной страны советов, но и серьезным производством. Материалы должны были поступать вовремя, чтобы не срывать программу исследований и миллионы бюджетных рублей не тратились впустую.

В наше время, выбирая поставщика ткани, производители космического снаряжения опираются на требования к одежде космонавтов и экономическую целесообразность.

"Сегодня мы изготавливаем одежду из материалов зарубежных производителей. Это Белоруссия, Турция, Япония, Германия", – рассказала Светлана Крютченко.

Большинство тканей и волокон, используемых в создании одежды для космических полетов, вполне "земные". Это хлопок, вискоза, спандекс, полиэфирные волокна. Космическая специфика достигается за счет высокого качества всех материалов и строгого контроля над всеми стадиями производства. Предпочтение, как правило, отдается натуральным материалам.

"В одежде используются ткани, содержащие хлопок. Так, белье, рубашки поло, носки изготавливаются из материалов, содержащих 100% хлопок. Комбинезоны, брюки, шорты изготавливаются из тканей, содержащих, кроме хлопка, полиэфир. Хлопок обеспечивает гигиеничность, комфортность изделия, а полиэфир придает изделию форму, улучшает внешний вид", – отметила Крютченко.

Свои требования в индустрии есть и к красителям: после окрашивания ткань не должна выделять вредных для здоровья веществ или неприятно пахнуть.

Главная особенность производства одежды для космических полетов – это строжайший контроль качества каждого изделия на всех этапах его производства. Специалисты тщательно отбирают и контролируют все: от качества материалов и нитей, качества используемых застежек-молний и пуговиц до качества швов в готовом изделии.

Строго проверяются линейные размеры каждого изделия. Все изделия одного размера должны быть абсолютно идентичны. Например, две рубашки "поло", сшитых по одним лекалам, должны быть такими же одинаковыми, как два автоматных патрона одного калибра.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Ульяна Миненкова
КоммерсантЪ FM
Полет в космос уйдет с молотка
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Обменным курсом: "Сухие" смогут наводить на цели зенитные комплексы
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Дело МКС закончат летом
Наталья Дмитрак 
ТАСС
Трюки на боевых истребителях. "Стрижи" — о высшем пилотаже "с петлями и перестроениями"
Петр Канаев, Мария Лисицына
РБК
Правительство одобрило перенос сроков локализации систем авиабронирования
Кирилл Сарханянц
КоммерсантЪ
Охотники "Артемиды"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" готовится к дальним перелетам
Артём Кореняко
РБК
Региональные авиакомпании предупредили о риске закрытия малых аэропортов



Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Делу "ВИМ-Авиа" предложили сроки
Владимир Васильев
ИА Regnum
Россия подходит к созданию орбитального истребителя
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич
Известия
Долговой полет: бессрочные бонды "Аэрофлота" не понравились Минфину
Илья Сизов
Коммерсантъ FM
Китай займет позиции в космосе
Антон Лавров, Алексей Рамм  
Известия
Полетная парта: флотские летчики получат новые учебно-боевые Як-130
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Всем НАТО к границам: зачем самолеты альянса активизировались у рубежей РФ
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ FM
Россия планирует космический "переезд"
Александра Мерцалова, Ольга Никитина, Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Россияне упускают вылет
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Универсальный десант: российские вертолетоносцы усилят ВМФ в 2028 году
Максим Талавринов
Известия
Премии — класс: руководство Шереметьево получило рекордное вознаграждение

РИА Новости
Космическое белье: что у космонавтов под скафандром

Интерфакс-Недвижимость
На пыльных тропинках далеких планет: перспективы строительства в космосе
Николай Протопопов
РИА Новости
"Такое не забыть": как советские асы устроили катастрофу в ВВС США
Андрей Борисов
Lenta.ru
Бремя первых
Арсений Замостьянов
Известия
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Николай Цыгикало
N+1
Марсианский винт
Ольга Коленцова
Известия
Наших прибыло: "Ю.А. Гагарин" добрался до МКС
Тимофей Дзядко, при участии Елены Сухоруковой, Артёма Кореняко
РБК
"Аэрофлот" перенаправит до четверти самолетов на черноморские курорты
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Север под крылом: пилотам палубных истребителей нашли место службы
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ FM
"Вакцинные туристы" летят на родину
Мария Кокорева
Forbes
Бизнес-класс или платье: как в России устроен рынок перепродажи миль авиакомпаний
Кирилл Антонов, Казань
КоммерсантЪ
В "Казань" пришли за налогами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Небо. Самолет. Кладбище
КоммерсантЪ FM
Лилия Галявиева
"Крылатый ресторан" окупит издержки
Ольга Сергиенко
КоммерсантЪ FM
Цены на билеты "полетели" вниз
Наталья Дмитрак
ТАСС
За гранью дозволенного летают только наши истребители. "Русские витязи" о виражах в небе
Андрей Загорский
КоммерсантЪ FM
Туристам начали продавать "воздух"
Анастасия Батманова, Елена Сухорукова, Георгий Тадтаев
РБК
"Аэрофлот" и S7 опровергли рост цен на авиабилеты

The Economist. Великобритания (в переводе ИноСМИ)
Авианосцы поднимаются в небо
Владимир Расулов
КоммерсантЪ FM
Девелопер идет на взлет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Авиаконструктор Александр Яковлев: путь от школьного планера до "Яков"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
То взлёт, то посадка: правительственной авиакомпанией интересуется ФСБ?
Сергей Калашников
КоммерсантЪ - Воронеж
Летать охота
Инна Сидоркова
РБК
"Калашников" решил продать создателя "Бурана"
Наталья Ильина
Известия
Сезонный обман: мошенники с фейковыми авиабилетами активизировались
Дмитрий Астахов, Пермь
КоммерсантЪ
Пилота подвело сердце
Сергей Калашников
КоммерсантЪ - Воронеж
От аэровокзала оставят одни стены
Милена Синева
ТАСС
Полная иллюзия полета. Как и на чем учатся летать летчики боевых вертолетов
Ольга Никитина
КоммерсантЪ FM
Россиянам приоткрывается ЕС
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Богатырь Илюша", или Самолет "ста профессий". Как для Ил-76 прошли полвека в строю
Сергей Гусев
Коммерсантъ FM
Авиаотрасли подрежут крылья
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Владимир Мясищев — авиаконструктор, который не боялся рисковать

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer