← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Премии — класс: руководство Шереметьево получило рекордное вознаграждение


13 апреля 2021 года Максим Талавринов, Известия


Вознаграждение топ-менеджменту аэропорта Шереметьево, выплаченное в 2020-м пандемийном году, составило рекордные 860,5 млн рублей. Это следует из отчетности АО «Международный аэропорт Шереметьево». В прошлом году чистый убыток компании составил 187,5 млн рублей, а ее выручка снизилась на 51%, до 19,1 млрд рублей. В основной управленческий персонал, состоящий из совета директоров и правления, входят всего 20 человек. В Шереметьево пояснили, что топ-менеджеры получили долгосрочные премии за 2017–2019 годы. При этом дивиденды за успешный 2019-й компания не выплачивала. У руководства других крупнейших аэропортов России выплаты в 2020 году составили в разы меньше.

Выплаченное вознаграждение топ-менеджменту крупнейшего российского аэропорта Шереметьево в 2020 году стало рекордным, составив 860,5 млн рублей. Это следует из пояснений к бухгалтерской отчетности АО «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») в 2020 году.

В состав ключевого управленческого персонала АО «МАШ» входят девять членов совета директоров и 12 членов правления. Генеральный директор Михаил Василенко состоит в обоих органах управления. В состав совета директоров входят три государственных служащих, не получающих вознаграждение, — руководитель Росавиации Александр Нерадько, глава Росимущества Вадим Яковенко и первый замглавы Минэкономразвития Михаил Бабич. Таким образом, только 17 топ-менеджеров получают выплаты.

Система вознаграждения членов правления включает в себя премирование по итогам достижения ключевых показателей эффективности (КПЭ) за год, долгосрочное премирование и единовременные премии за выполнение дополнительных КПЭ, сказано в годовом отчете Шереметьево за 2019 год.

Директор по связям с общественностью аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова пояснила «Известиям», что за 2020 год роста вознаграждения основному управленческому персоналу не произошло. По ее словам, в марте 2020-го, до наступления активной фазы влияния пандемии, членам правления АО «МАШ» было выплачено долгосрочное вознаграждение за достижение КПЭ за трехлетний период работы по итогам 2017–2019 годов.

При этом на годовом общем собрании акционеры Шереметьево в соответствии с правительственной директивой приняли решение не выплачивать дивиденды по итогам 2019 года, оставив средства для финансирования текущей деятельности и инвестпроектов компании.

«Известия» направили запрос в Росимущество, которому принадлежит 30,46% акций АО «МАШ». Там на момент публикации не ответили.

По словам Анны Захаренковой, в 2020-м члены правления АО «МАШ» в условиях коронакризиса добровольно решили снизить свое вознаграждение на 60% и отказались от квартальных и годовых премий.

Другие крупнейшие российские аэропорты в 2020-м выплатили существенно меньшее вознаграждение своему руководству. Аэропорт Домодедово по итогам девяти месяцев прошлого года направил семи членам ключевого руководящего персонала в целом 85 млн рублей. Представитель аэропорта сообщил «Известиям», что для обеспечения устойчивого функционирования компания реализовала программу сокращения расходов с учетом сложившейся ситуации на авиарынке, в том числе затраты на управленческий персонал.

У руководства Пулково (управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы», ВВСС) вознаграждение составило 321,6 млн рублей, Внуково — 24,5 млн рублей, аэропорта Толмачево (Новосибирск) — 36,1 млн рублей, следует из бухотчетности компаний за 2020 год.

Год снижения

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, 2020 год стал самым убыточным для отрасли из-за ограничения авиасообщения в связи с пандемией коронавируса. Чистый убыток АО «МАШ» составил 187,5 млн рублей, тогда как годом ранее прибыль компании составила 22 млрд рублей. Выручка компании снизилась на 51%, до 19,1 млрд рублей. Аэропорт в прошлом году обслужил 19,8 млн пассажиров, что на 60,4% меньше, чем 2019-м.

В составе выручки АО «МАШ» в 2020 году 2,4 млрд рублей — это инвестиционная составляющая в сборе с авиакомпаний за взлет-посадку (235 рублей с каждой тонны максимальной взлетной массы самолета). Она является источником финансирования строительства и реконструкции объектов инфраструктуры. В рамках подписанного в конце 2018 года концессионного соглашения АО «МАШ» создает и реконструирует объекты аэродрома, взамен получая право в течение 49 лет владеть и использовать объекты инфраструктуры аэродрома.

В течение 2020 года Шереметьево направило на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения 11,8 млрд рублей, а в 2019 году — почти 10 млрд рублей. До 2024 года концессионер планировал вложить в аэропорт 49 млрд рублей. Но из-за пандемии Шереметьево отложило строительство терминала С2 за $415 млн и реконструкцию терминала F за $120 млн на 2030 и 2031 годы соответственно. Но реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ВПП-1) стоимостью 8,2 млрд рублей (без учета НДС) аэропорт не приостановил из-за пандемии. ВПП-1 была закрыта в конце января 2020 года, а уже в конце года состоялось ее открытие.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
АО «МАШ» контролируется ООО «Шереметьево Холдинг», которому, по данным «Спарк», принадлежит 66,06% акций компании. Ее другими акционерами являются Росимущество — 30,46%, «Аэрофлот» — 2,43% и ООО «Авиа Клуб» — 1,05%. Владельцы последнего — четыре топ-менеджера Шереметьево (первый замглавы АО «МАШ» Андрей Никулин, замглавы по экономике и финансам Александр Олейник, а также президент ООО «Шереметьево Холдинг» Роман Зиновьев и первый вице-президент — инвестиционный директор Алексей Смагин).
«Шереметьево Холдинг» принадлежит кипрской TPS Avia Holding, в которой 65,22% у траста, действующего в интересах семей председателя и члена совета директоров аэропорта Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% — у Аркадия Ротенберга.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/4/13/32046/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.