← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Всем НАТО к границам: зачем самолеты альянса активизировались у рубежей РФ


20 апреля 2021 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Иностранные самолеты-разведчики и дроны в последние две недели резко активизировали полеты вдоль границ России. По словам источников «Известий» в военном ведомстве, к традиционным «гостям» из США и Великобритании присоединилась авиатехника других государств. А помимо традиционных зон — Крыма и границ с Украиной и Балтикой — разведчики добрались до Камчатки и Чукотки. Что конкретно их интересовало и как реагировали Воздушно-космические силы России, разбирались «Известия».



В небе были замечены воздушные разведчики США, Великобритании и других государств блока

Фото: Global Look Press/Jan Kouba/CTK
 
 Добрались до Чукотки и Камчатки

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, активность разведывательных полетов стран НАТО выросла не только в Черноморском регионе, но и в географически удаленных от него областях. 16 апреля Минобороны опубликовало кадры перехвата американского самолета-разведчика RC-135 вблизи Камчатки. Истребитель МиГ-31 подняли в воздух, когда самолет ВВС США приближался к российской границе.

С начала года о полетах самолетов стран НАТО вблизи российских воздушных рубежей сообщалось неоднократно, причем речь идет не только о ВВС США, но и других государств, в частности, Польши и Франции. К примеру, 29 ноября российский МиГ-31 поднимался для сопровождения самолета-разведчика ВВС Норвегии над Баренцевым морем. Норвежский самолет приближался к государственной границе России. 17 февраля к нашим границам приблизилась группа самолетов ВВС Франции. В нее входили два тактических истребителя «Мираж-2000» и самолет-заправщик. На перехват были подняты два истребителя Су-27 Южного военного округа. Однако большинство подобных инцидентов не получают огласку.

Ранее российское оборонное ведомство объявило, что с 8 по 15 марта к границам нашей страны приближались 43 иностранных разведывательных самолета и 15 беспилотников. Дежурные истребители дважды поднимались для перехвата. Нарушения воздушного пространства страны не допустили, сообщали военные.

Большинство полетов приходится на акваторию Черного моря. Здесь несколько иностранных разведчиков «работают» практически ежедневно. Они облетают побережье полуострова и дальше вдоль Черноморского побережья страны. Также они мониторят всю линию разграничения между Украиной и непризнанными республиками Донбасса.

Акваторией Черного моря визиты не ограничиваются. За последнюю неделю Минобороны отчиталось о двух случаях перехвата американского разведывательного самолета RC-135 у Чукотки и Камчатки. Особенно высока их активность во время проведения морских учений.

Самолеты НАТО регулярно приближаются к воздушным границам России, но о случаях нарушения ими рубежей за последние годы не сообщалось.

Во вторник, 13 апреля, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в последние недели Североатлантический альянс проводил серьезный мониторинг ситуации у границ с Украиной. По его словам, здесь была обнаружена крупнейшая переброска войск России с 2014 года.

В начале апреля глава оборонного ведомства Сергей Шойгу заявил о начале по всей стране плановых широкомасштабных учений. Их целью является итоговая проверка частей за зимний период обучения. Маневры продлятся до конца апреля. Кроме того, в рамках внезапной проверки боеготовности были выдвинуты две общевойсковые армии и три соединения ВДВ.

Что они могут?

Любые пилотируемые и беспилотные разведчики могут при помощи сильной оптики «заглянуть» на расстояние до полусотни километров от своего маршрута. При полете вдоль побережья добыть информацию им сложнее, так как они не могут приближаться к нему ближе 20 километров. Оборудованы они также радиолокаторами бокового обзора. С их помощью можно рассмотреть объекты, даже скрытые облачностью или ночной темнотой.

Самолеты дальнего радиолокационного обзора могут наблюдать за передвижениями кораблей и самолетов на расстоянии до 400–600 км.

Главное достоинство тяжелых 14-тонных беспилотных разведчиков RQ-4 Global Hawk — большая продолжительность полета. Они могут непрерывно находиться в воздухе без дозаправки свыше 30 часов.

Самолеты RC-135 занимаются радиотехнической разведкой. Они перехватывают и анализируют радиоизлучение от военных и гражданских объектов по характеристикам. Такая техника используется для обнаружения штабов, сосредоточения войск, позиций ПВО.

Некоторые модели разведчиков оснащены оборудованием для взятия проб воздуха и нахождения следов радиоактивности. Помимо оборудования некоторые самолеты могут нести и боевое оружие. Так, в арсенал P-8A Poseidon входят крылатые ракеты, способные поражать сухопутные и морские цели на дальности до 300 км, торпеды, глубинные бомбы и мины.

— Пока иностранные самолеты находятся над нейтральными водами, с ними ничего нельзя сделать, — рассказал «Известиям» заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. — Если они приближаются к российским границам, в воздух поднимают истребители. Они берут с собой боекомплект ракет «воздух–воздух». Если иностранный самолет нарушает воздушную границу нашей страны, его несколько раз предупреждают, после чего может быть принято решение о применении оружия. Но, как правило, российские рубежи разведчики не пересекают. Они несут на борту мощные радиолокационные станции, с помощью которых собирают данные об объектах и технике. Над нейтральными водами иностранные самолеты берут на сопровождение наши истребители. При этом они должны соблюдать все требования безопасности: не подходить слишком близко, не пересекать курс, не заходить в хвост, на боевой курс, не совершать маневры. Истребители летят параллельно сопровождаемому самолету на безопасном расстоянии. При этом экипажи могут даже видеть друга, иногда машут рукой. Иностранные пилоты должны знать, что они находятся под наблюдением и российские ВКС контролируют воздушную обстановку возле границ.

Перехваты и сопровождения

Американские военные регулярно заявляют о «непрофессиональных и опасных» действиях российских истребителей при перехвате самолетов-разведчиков. В некоторых случаях сообщалось о сближении воздушных судов до восьми километров. В Министерстве обороны опровергают эти заявления.

Проблемы при перехватах и сопровождениях происходят не только с российскими самолетами. В 2001 году при ближних маневрах столкнулись американский разведчик EP-3 и китайский истребитель, летчик которого погиб. Сильно поврежденный самолет США совершил вынужденную посадку на китайской авиабазе. Все 24 члена экипажа были задержаны, но вскоре депортированы на родину. Самолет же Пекин согласился вернуть только в разобранном на части состоянии.

По отчетам НАТО за прошлый год, самолеты Североатлантического альянса более 400 раз поднимались в воздух для перехвата российских самолетов, приблизившихся к границам стран – участников блока. В основном это были воздушные суда, следующие в Калининградскую область и из нее, а также стратегические бомбардировщики на боевом дежурстве.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/4/20/32050/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.