Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Север под крылом: пилотам палубных истребителей нашли место службы


9 апреля 2021 года Антон Лавров, Алексей Рамм , Известия


Летчикам 100-го и 279-го отдельных корабельных истребительных авиаполков, которые приписаны к авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», нашли новое место службы. Теперь они обеспечивают ПВО Заполярья и воздушного пространства над Северным морским путем. Для этого их будут регулярно перебрасывать на Новую Землю и другие арктические аэродромы. Сам корабль вернется в строй после ремонта не раньше конца следующего года. Передислокация позволит пилотам поддерживать необходимый уровень подготовки, считают эксперты.

Элита из элит

На время ремонта единственного в стране авианесущего крейсера часть его палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ будут по ротации нести боевую службу на Новой Земле и в других районах Арктики, став мобильным резервом Северного флота. Это позволит не только лучше прикрыть данный регион, но и поддерживать уровень подготовки уникальных пилотов двух корабельных авиаполков, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны.

В марте оборонное ведомство сообщило, что группа палубных истребителей МиГ-29К 100-го отдельного корабельного авиационного полка впервые в истории заступила на опытно-боевое дежурство на аэродроме Рогачёво архипелага Новая Земля. Это значительно увеличило зону контролируемого воздушного пространства над Северным морским путем (СМП).

Палубные истребители пока не могут летать с «Адмирала Кузнецова», который с 2017 года находится в доках на ремонте. В феврале генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что произошедший в 2020 году на крейсере пожар не нанес ему большого ущерба. Компания, по его словам, будет «стараться удержать график», чтобы завершить работы в 2022 году, как это предусмотрено контрактом с Минобороны.

С декабря прошлого года на Новой Земле и на Чукотке впервые стартовало боевое дежурство и истребителей МиГ-31БМ Северного и Тихоокеанского флотов. Замечены эти перехватчики были также на новом аэродроме на острове Земля Александры. Экипажи там часто ротируются. На аэродроме Рогачёво они сменяются ежемесячно.

— Полигон в Крыму не заменит опыта реальной боевой службы в экстремальных арктических условиях, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — У нас уже были прецеденты, когда из-за длительного ремонта крейсера его авиагруппу пришлось воссоздавать практически заново. Сейчас почти не осталось допущенных к посадкам на корабль пилотов. Однако полеты в Арктике также крайне сложные.

Но одной только подготовкой причины не ограничиваются. Палубные летчики — элита из элит. Два полка современных истребителей с опытными пилотами станут реальным подспорьем в становящейся всё более беспокойной Арктике. Важность этого направления подчеркивает то, что с начала года Северный флот стал полноценным военным округом, отметил эксперт.

Палубники

Сегодня взлетать и садиться на палубу «Кузнецова» готовятся летчики только двух отдельных корабельных истребительных авиаполков (окиап) Северного флота. Оба они дислоцированы на аэродроме Североморск-3 под Мурманском.

279-й окиап старейший из них. На его вооружении около полутора десятков палубных истребителей Су-33 — специальная модификация Су-27, приспособленная для действий с авианосца. С 1 декабря 2015 года его дополняет заново сформированный 100-й окиап, оснащенный новейшими МиГ-29К и учебно-боевыми двухместными МиГ-29КУБ.

По сравнению с Су-33 перечень вооружения многоцелевых истребителей 100-го авиаполка гораздо шире. Кроме оружия «воздух-воздух» они могут применять управляемые бомбы и крылатые ракеты для атаки и сухопутных, и морских целей. На них интегрированы прицелы, позволяющие высокоточно «укладывать» обычные бомбы и работать по внешнему целеуказанию от комплекса разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец».

Большинство Су-33 279-го окиап прошли модернизацию и теперь оснащены комплексами СВП-24 «Гефест». Они превратили истребитель в машину, способную эффективно атаковать не только воздушные, но и наземные объекты. Обычные неуправляемые бомбы они применяют с точностью, мало уступающей управляемым боеприпасам. Палубники опробовали все свои типы самолетов в реальных боевых условиях во время похода к берегам Сирии в 2016–2017 годах.

Помимо базы в Рогачёво, круглогодичную взлетно-посадочную полосу, пригодную для таких самолетов, возвели на острове Земля Александры приполярного архипелага Земля Франца-Иосифа. Вдоль трассы СМП подготовлены и другие опорные базы с аэродромами.

«Сухопутные авианосцы»

«Адмирал Кузнецов» базируется в Мурманской области. Продолжительная зима и полярная ночь всегда затрудняли обучение там корабельных летчиков, особенно начинающих. Для их круглогодичной подготовки созданы наземные комплексы в местах с более благоприятным климатом. Ежегодно экипажи самолетов и вертолетов морской авиации отправляются на Научно-испытательные тренажеры корабельной авиации (НИТКА) на юг — в Краснодарский край (Ейск) и в Крым. Там на суше полностью сымитирована палуба авианесущего крейсера, с тормозными тросами, стартовым трамплином и навигационным оборудованием.

Полигон НИТКА на крымском аэродроме Саки начали строить в 1970-е годы. После того как СССР распался, России приходилось ежегодно платить Украине за его использование для подготовки палубников. Поэтому было принято решение создать аналогичный тренажер на побережье Черного моря в районе Ейска. С 2013 года в новом 859-м центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации начались первые тренировки взлета и посадки. Полигон в Крыму законсервировали.

Сейчас 859-й центр в Ейске стал главным местом подготовки летчиков для всех типов флотских самолетов и вертолетов. Его строительство и расширение продолжаются и займут еще несколько лет.

После возвращения Крыма в состав России полигон в Саках расконсервировали и отремонтировали. Подготовку палубников вновь перевели туда. С 2014 года на нем возобновились тренировки летчиков корабельных истребительных авиаполков на самолетах Су-33 и МиГ-29К/КУБ.

Начало дежурства Су-33 и МиГ-29К на арктических островах не будет означать прекращения плановой боевой подготовки на этих южных «сухопутных авианосцах».




комментарии (0):










Материалы рубрики

Ульяна Миненкова
КоммерсантЪ FM
Полет в космос уйдет с молотка
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Обменным курсом: "Сухие" смогут наводить на цели зенитные комплексы
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Дело МКС закончат летом
Наталья Дмитрак 
ТАСС
Трюки на боевых истребителях. "Стрижи" — о высшем пилотаже "с петлями и перестроениями"
Петр Канаев, Мария Лисицына
РБК
Правительство одобрило перенос сроков локализации систем авиабронирования
Кирилл Сарханянц
КоммерсантЪ
Охотники "Артемиды"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" готовится к дальним перелетам
Артём Кореняко
РБК
Региональные авиакомпании предупредили о риске закрытия малых аэропортов



Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Делу "ВИМ-Авиа" предложили сроки
Владимир Васильев
ИА Regnum
Россия подходит к созданию орбитального истребителя
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич
Известия
Долговой полет: бессрочные бонды "Аэрофлота" не понравились Минфину
Илья Сизов
Коммерсантъ FM
Китай займет позиции в космосе
Антон Лавров, Алексей Рамм  
Известия
Полетная парта: флотские летчики получат новые учебно-боевые Як-130
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Всем НАТО к границам: зачем самолеты альянса активизировались у рубежей РФ
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ FM
Россия планирует космический "переезд"
Александра Мерцалова, Ольга Никитина, Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Россияне упускают вылет
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Универсальный десант: российские вертолетоносцы усилят ВМФ в 2028 году
Максим Талавринов
Известия
Премии — класс: руководство Шереметьево получило рекордное вознаграждение

РИА Новости
Космическое белье: что у космонавтов под скафандром

Интерфакс-Недвижимость
На пыльных тропинках далеких планет: перспективы строительства в космосе
Николай Протопопов
РИА Новости
"Такое не забыть": как советские асы устроили катастрофу в ВВС США
Андрей Борисов
Lenta.ru
Бремя первых
Арсений Замостьянов
Известия
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Николай Цыгикало
N+1
Марсианский винт
Ольга Коленцова
Известия
Наших прибыло: "Ю.А. Гагарин" добрался до МКС
Тимофей Дзядко, при участии Елены Сухоруковой, Артёма Кореняко
РБК
"Аэрофлот" перенаправит до четверти самолетов на черноморские курорты
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Север под крылом: пилотам палубных истребителей нашли место службы
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ FM
"Вакцинные туристы" летят на родину
Мария Кокорева
Forbes
Бизнес-класс или платье: как в России устроен рынок перепродажи миль авиакомпаний
Кирилл Антонов, Казань
КоммерсантЪ
В "Казань" пришли за налогами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Небо. Самолет. Кладбище
КоммерсантЪ FM
Лилия Галявиева
"Крылатый ресторан" окупит издержки
Ольга Сергиенко
КоммерсантЪ FM
Цены на билеты "полетели" вниз
Наталья Дмитрак
ТАСС
За гранью дозволенного летают только наши истребители. "Русские витязи" о виражах в небе
Андрей Загорский
КоммерсантЪ FM
Туристам начали продавать "воздух"
Анастасия Батманова, Елена Сухорукова, Георгий Тадтаев
РБК
"Аэрофлот" и S7 опровергли рост цен на авиабилеты

The Economist. Великобритания (в переводе ИноСМИ)
Авианосцы поднимаются в небо
Владимир Расулов
КоммерсантЪ FM
Девелопер идет на взлет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Авиаконструктор Александр Яковлев: путь от школьного планера до "Яков"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
То взлёт, то посадка: правительственной авиакомпанией интересуется ФСБ?
Сергей Калашников
КоммерсантЪ - Воронеж
Летать охота
Инна Сидоркова
РБК
"Калашников" решил продать создателя "Бурана"
Наталья Ильина
Известия
Сезонный обман: мошенники с фейковыми авиабилетами активизировались
Дмитрий Астахов, Пермь
КоммерсантЪ
Пилота подвело сердце
Сергей Калашников
КоммерсантЪ - Воронеж
От аэровокзала оставят одни стены
Милена Синева
ТАСС
Полная иллюзия полета. Как и на чем учатся летать летчики боевых вертолетов
Ольга Никитина
КоммерсантЪ FM
Россиянам приоткрывается ЕС
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Богатырь Илюша", или Самолет "ста профессий". Как для Ил-76 прошли полвека в строю
Сергей Гусев
Коммерсантъ FM
Авиаотрасли подрежут крылья
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Владимир Мясищев — авиаконструктор, который не боялся рисковать

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer