Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Украина может стать главным карателем Белоруссии


25 мая 2021 года Ольга Самофалова, Взгляд


ЕС и сочувствующие готовы экономически наказать Белоруссию. Обсуждается сразу несколько мер воздействия: от запрета полетов белорусской авиакомпании до полной транспортной блокады страны. Эти решения, безусловно, ударят по Минску, но нанесут не меньший урон по европейским перевозчикам и России. Пострадают и те, кто использовал белорусскую столицу в качестве удобного пересадочного хаба при поездках по миру.

Европейцы обсуждают несколько мер экономического воздействия на Белоруссию. Во-первых, белорусской авиакомпании «Белавиа» могут запретить доступ в аэропорты Европы. Во-вторых, европейским авиакомпаниям хотят запретить полеты над Белоруссией на временной основе. В-третьих, обсуждается запрет на наземное сообщение с Белоруссией, но детали этой меры неизвестны. Заявка по двум первым мерам уже подана в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), сообщило Reuters со ссылкой на заявление Елисейского дворца. Вечером стало известно, что совет ИКАО соберется на срочное совещание из-за инцидента с самолетом Ryanair в Белоруссии.

В МИД Франции заявили, что отказаться от использования воздушного пространства республики может весь Евросоюз. Как минимум две авиакомпании уже сделали это – латвийская AirBaltic и венгерская Wizz Air. Они уже начали летать в обход Белоруссии. Правительство Польши тоже думает запретить своей авиакомпании LOT летать в воздушном пространстве Белоруссии.

Общую реакцию на инцидент с самолетом в Минске, в том числе новые санкционные списки и запрет на полеты белорусской авиакомпании, обсудят на саммите ЕС, который проходит 24-25 мая в Брюсселе, заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Чем же обернется «наказание» Белоруссии, если Европа или даже весь мир откажутся принимать белорусскую авиакомпанию и прекратят летать в белорусском воздушном пространстве?

Запрет «Белавиа» летать в ЕС, конечно, скажется негативно на бизнесе белорусского перевозчика. Однако больше всего пострадают простые граждане, причем не только самой Белоруссии. «Минский аэропорт является транзитным хабом для россиян, для украинцев и выходцев из Средней Азии и из других стран. Трафик белорусских авиапассажиров сам по себе небольшой, ведь во всей стране живет меньше людей, чем в Москве – менее 9,5 млн человек. Основной пассажиропоток создавали транзитные пассажиры. Потому что «Белавиа» делала более бюджетное предложение для полетов в третьи страны с пересадкой в Минске. Как многие россияне и европейцы летают в Европу или Азию через Стамбул, так многие летали и через Минск», – говорит глава Авиа.ру Роман Гусаров.

Поэтому от запрета «Белавиа» летать в Европу или даже по всему миру (если будет введен глобальный запрет), пострадают в первую очередь россияне, украинцы и граждане СНГ, считает эксперт.

Альтернатива для полетов, конечно, найдется. Другое дело, что не будет уже таких бюджетных билетов, как у «Белавиа». Выиграть могут как российские перевозчики, так и европейские, особенно соседствующие с Белоруссией, если им удастся перетянуть на себя часть транзитных пассажиров.

Если «Белавиа» запретят летать не только в ЕС, но и по всему миру, то белорусская авиакомпания, скорее всего, обанкротится. Если запрет коснется только ЕС, то перевозчик сохранит свою деятельность. Ведь, по сути, европейское направление сейчас и так во многом закрыто из-за пандемии. Если «Белавиа» сможет летать в Турцию, на Кипр и другие места, особенно туристические направления, то авиакомпания может выдержать невзгоды, считает эксперт.

Важной является позиция Украины, которая очень часто действует в русле западных политиков. «Многие маршруты «Белавиа» проходят через Украину. Если и Украина перекроет свое воздушное пространство для Белоруссии, то у нее останется лишь одно направления для полетов – российское», – говорит Гусаров. 

Сама Украина попадет в патовую ситуацию, ведь для нее полеты над Россией уже и так закрыты, а теперь закроется небо еще и над Белоруссией. Облетать украинцам придется много и долго. 

Надо понимать, что белорусская авиакомпания – небольшой игрок на рынке, и не является таким же важным активом для Минска, как, например, экспортер белорусских удобрений «Беларуськалий» или экспортеры нефтепродуктов. «Белавиа» не генерирует прибыль для государства, не является, так сказать, «голубой фишкой». Однако это рабочие места в аэропорту и в самой авиакомпании, а также в сопутствующих сферах. И это, конечно, источник налогов. Поэтому потеря собственного перевозчика будет, конечно, неприятным событием, которое добавит стране дополнительной напряженности», – говорит Роман Гусаров.

В прошлом, тяжелом для авиации всего мира, году «Белавиа» потеряла 41% выручки и получила убыток. Выручка перевозчика составила около 520 млн белорусских рублей, убыток – 9,2 млн рублей (против прибыли в 2019 году в 88 млн рублей).

Впрочем, Белоруссия вряд ли окажется в полной изоляции. В худшем варианте деловые и туристические поездки, скорее всего, придется осуществлять транзитом через Москву или Санкт-Петербург. Не исключено, что спасать белорусского авиаперевозчика придется именно России. Кроме хороших условий для пролета над Россией в Азию, Москва может дать доступ к ряду региональных маршрутов внутри РФ.

Также ЕС хочет запретить летать над территорией Белоруссии. А это уже ударит больше по самим европейским авиакомпаниям, которые в условиях пандемии и так переживают тяжелые времена.

В случае введения запретов на использование гражданской авиацией белорусского воздушного пространства, самолетам по техническим причинам может быть непросто выполнять некоторые рейсы, заявил генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Вилли Уолш. По его словам, «в обычное время белорусское воздушное пространство играет важную роль (для движения воздушного транспорта)», передает Bloomberg.

«Иностранные перевозчики летают над Белоруссией в Россию и в страны Азии. Европейцам придется облетать белорусскую территорию. Это удлинит маршрут и время полета, потребует дополнительных затрат на топливо, на рабочие часы и т. д.

В зависимости от маршрута кто-то пострадает больше, кто-то меньше. Но по итогам года эти изменения выйдут иностранным перевозчикам в копеечку. Европейцы пилят сук, на котором сидят», – считает Роман Гусаров.

Наибольше проблемы, по его словам, возникнут на коротких маршрутах, например, из Казахстана через белорусскую территорию в Польшу. «На мой взгляд, в этом плане наиболее серьезно пострадает Прибалтика. Если посмотреть, например, на полеты из Риги в Стамбул или Афины, то маршрут пролегает через Белоруссию, Украину и Черное море, а после введения запрета все это придется облетать», – говорит отраслевой эксперт.

Авиакомпании по всему миру сейчас переживают тяжелые времена из-за ограничений полетов в эпоху пандемии. Поэтому ни один европейский перевозчик по доброй воле не согласится взвалить на себя дополнительные ограничения и рост расходов. Однако, судя по эмоциональной реакции политиков ЕС, не ответить Брюссель не сможет. Под накал страстей вспомнили даже про «Северный поток – 2».

Глава МИД Великобритании Доминик Рааб на слушаниях в палате общин заявил, что Лондон изучит возможность введения санкций против российского газопровода в ответ на инцидент с экстренной посадкой борта Ryanair в аэропорту Минска. Хотя более странного повода для введения санкций против России сложно придумать. Уж Белоруссия от этого никак не пострадает. Более того, Белоруссия, как и Украина, является транзитером российского газа – и появление альтернативного способа доставки топлива в Европу ей тоже не на руку.

«С точки зрения международного авиационного права Белоруссия формально сделала все в рамках закона. Если бы Минск при сигнале о террористической угрозе на самолете, наоборот, ничего не сделал, тогда бы к нему были вопросы у ИКАО. А так Белоруссия предприняла все возможные меры, чтобы обеспечить безопасность пассажиров в своем воздушном пространстве. В десятках других подобных случаях также поднимается боевая авиация для наблюдения за подозрительным воздушным судном», – считает Гусаров.

До сих пор ИКАО оставалась вне политики, поэтому запрета полетов над Крымом не было. Ее дело – это авиационная безопасность. Однако в данном случае уже никто ничего не исключает.

В этом плане еще более удивительным выглядит появившаяся информация о том, что ЕС задумался о запрете наземного сообщения с Белоруссией. О чем именно идет речь, до конца не ясно. Но если обсуждаются автомобильные и железнодорожные перевозки, то их запрет ударит не только по Белоруссии, но и по России, и не менее сильно по самому Евросоюзу. Потому что Белоруссия является транзитным хабом между Россией и Европой.

Закрытием автомобильного транзита через Белоруссию Брюссель накажет больше не Минск, а Москву.

Потому что основную долю транзита занимают российские продукты и товары. Украина может попытаться на этом заработать, если, конечно, политики дадут это сделать. 

Для поставок в Европу нефтегазового сырья, удобрений и металлов Россия использует не грузовые автомобили, а трубопроводы, железную дорогу и танкеры в морских портах. Россия в последние годы активно переводила свои грузы с белорусской железной дороги на собственные морские порты на Балтике. Более того, ей удалось даже Белоруссию убедить возить нефтепродукты через российские порты. От этого пострадала Литва, которая начала терять белорусский транзит. От санкционного закрытия грузопотока по белорусским железным дорогам Прибалтика понесет еще большие убытки.

Конечно, политикам Брюсселя придется придумать, чем ответить Минску, учитывая накал страстей. Наиболее прагматичным вариантом было бы не трогать многострадальный авиационный бизнес, а придумать политический ответ. Однако пока это выглядит невозможным.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer