Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За инцидент с рейсом Ryanair в Минске Запад хочет наказать Россию


25 мая 2021 года Наталья Макарова, Елена Лексина, Взгляд


Вынужденная посадка самолета Ryanair в Минске и последовавший за ней арест создателя белорусского оппозиционного телеграм-канала вызвали весьма резкую реакцию Запада. Там не верят в версию с сообщением о заложенной бомбе, планируют запретить полеты над Белоруссией и ввести против нее новые санкции. Причем в Лондоне увидели в произошедшем еще и «руку Москвы», а потому призывают заодно наказать еще и Россию.

Во вторник послы стран – членов НАТО соберутся, чтобы обсудить инцидент с экстренной посадкой в Минске самолета ирландской компании Ryanair и арест находившегося на борту Романа Протасевича, основателя признанного в Белоруссии экстремистским телеграм-канала Nexta. Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг уже назвал произошедшее опасным инцидентом и призвал провести международное расследование. Таким образом, судьба 26-летнего блогера Протасевича оказалась в фокусе внимания не только европейских властей различного уровня, но и руководства крупнейшего военного блока.

Напомним, что борт авиакомпании Ryanair, направлявшийся из Афин в Вильнюс, вынужден был сесть в Минске после сообщения о минировании. Сообщается, что команду о принятии «заминированного» борта отдал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Протасевич в ходе проверки самолета на наличие взрывного устройства был задержан. Сообщается, что основателю «Нехты» может грозить срок до 15 лет – против него заведено дело по нескольким статьям, включая статью «Организация массовых беспорядков».

Белорусские власти заверяют, что самолет сел из-за сообщений о заложенной на борту бомбе – сообщается, что заявление с угрозой взрыва поступило от имени палестинской группировки ХАМАС, которая обещала взорвать самолет в небе над Вильнюсом. Но в странах ЕС эту версию не рассматривают всерьез. Как сообщает РИА «Новости», МИД Германии заявил, что считает заявления Белоруссии по рейсу Ryanair не заслуживающими доверия. А польский президент Анджей Дуда назвал предлог для посадки самолета ложью. 

Тем временем в Восточной Европе уже активно начали муссировать тему «русского следа» в инциденте с Протасевичем. Сперва депутат Европарламента от Польши, глава делегации по вопросам отношений с Белоруссией Роберт Бедронь заявил, что за основателем «Нехты» следили не только агенты КГБ Белоруссии, но и представители российских спецслужб. Затем, как передает ТАСС, премьер-министр Чехии Андрей Бабиш объявил, что к инциденту могли быть причастны четыре россиянина, которые якобы находились на борту самолета.

Россию уже тоже призвали наказать. Лондон рассмотрит возможность введения санкций против «Северного потока – 2», заявил глава МИД Великобритании Доминик Рааб. В британском парламенте также призвали к санкциям против газопровода «Ямал – Европа». Но главным адресатом угроз пока остается Белоруссия, которая может столкнуться как точечными санкциями, так и с полным бойкотом своей гражданской авиации со стороны Запада.

Минск объявили «государственным террористом»

Первым на инцидент с самолетом, летевшим в литовскую столицу, отреагировал сам Вильнюс. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис связался с руководителем евродипломатии Жозепом Боррелем, назвал произошедшее «возмутительным вызовом всему ЕС» и потребовал «в самых решительных выражениях» осудить действия Белоруссии.

За осуждением дело не стало – и вновь первой оказалась Литва. Здесь возбудили дело об угоне и похищении людей. Президент республики Гитанас Науседа назвал произошедшее «актом государственного терроризма». Позже ровно то же определение дал глава ведущей фракции Европарламента – Европейской народной партии (ЕНП) – Манфред Вебер.

Тот же Науседа, а также власти Польши, ФРГ, Франции, Бельгии, и вслед за ними руководительница Еврокомиссии Урусла фон дер Ляйен проанонсировали расширение антибелорусских санкций. Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Швеции Анн Линде сообщила, что ЕС готовит четвертый пакет ограничительных мер против Минска. 

Первыми к наказанию Белоруссии приступили прибалты. Мэрия Риги распорядилась вместо государственного флага Белоруссии на чемпионате мира по хоккею в Латвии поднять бело-красно-белый, традиционно используемый белорусской оппозицией. Ответ Минска был уже не символическим – МИД республики призвал посла Латвии и всех сотрудников дипмиссии покинуть Белоруссию в течение 48 часов. «Мы не можем оставить подобного рода провокационные действия без ответа», – объявил глава МИД Белоруссии Владимир Макей.
Запад решил «ударить» по Белоруссии с воздуха

Главным способом наказания Белоруссии было избрано исключение республики из международного авиасообщения. Именно с таким предложением к главе Евросовета Шарлю Мишелю одним из первых обратился премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Дальше к делу подключились более серьезные европейские державы.

Париж не исключает закрытия воздушного пространства над территорией Белоруссии для самолетов ЕС после инцидента с бортом Ryanair, сообщил госсекретарь при МИД Франции Клеман Бон. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) уже получила заявку на приостановку полетов над территорией Белоруссии, сообщило Reuters со ссылкой на заявление Елисейского дворца.

В секретариате ИКАО, впрочем, сообщили, что организация не обладает полномочиями по закрытию воздушного пространства и ситуациям в связи с вынужденной посадкой самолетов по Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, цитирует ТАСС сообщение организации. При этом в организации сообщили, что заподозрили власти Белоруссии в нарушении этой конвенции. США поддержали созыв скорейшего заседания ИКАО для рассмотрения принудительного изменения направления полета самолета авиакомпании Ryanair между двумя странами ЕС. Об этом заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.

Отдельные европейские страны, включая вышедшую из ЕС Великобританию, не дожидаясь реакции ИКАО, уже принимают жесткие меры. Именно Британия первой в Европе отказалась принимать рейсы белорусской компании «Белавиа» и обязала свои авиакомпании облетать Белоруссию.

Чуть ранее премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните сообщила, что республика не будет пропускать рейсы, пересекшие или планирующие пересекать воздушное пространство Белоруссии. От использования белорусского воздушного пространства уже отказался главный авиаперевозчик Латвии – компания Air Baltic. Наконец, президент Украины Владимир Зеленский поручил кабмину подготовить решение о прекращении прямого авиасообщения с Белоруссией и закрыть украинское воздушное пространство для пролета белорусских самолетов.

«С точки зрения авиационных норм и международных правил Белоруссия ничего не нарушила,

– сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт, главред портала Avia.ru Роман Гусаров. – Напротив, Минск выполнил свои обязательства перед международным сообществом. Белоруссия как член ИКАО – организации, которая является структурой ООН – отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве».

Если у спецслужб Белоруссии действительно была информация о том, что самолету и пассажирам что-то угрожает, они были обязаны предпринять все меры по обеспечению безопасности и предотвращению возможного теракта, пояснил Гусаров. Поэтому, подчеркнул он, с формальной точки зрения претензий к Минску быть не может.

«Но в этом деле есть политическая составляющая, – добавил Гусаров. – Институты международного права в последние годы очень быстро разрушаются, и различные рестрикции принимаются по праву сильного. Поэтому ИКАО окажется под серьезным политическим давлением, и я не исключаю любого развития ситуации».

Прецеденты исключения из этой международной организации пока неизвестны, но если международное сообщество хочет закрыть важнейший транзитный маршрут и облетать Белоруссию, тратя на это дополнительные деньги, то ее могут изолировать, отметил эксперт.

Европа видит разницу между Протасевичем и Сноуденом

Прецеденты принудительных посадок самолетов как раз таки известны, и реакция на эти инциденты была совсем иной, нежели в случае с бортом Ryanair, заметил германский политолог Александр Рар. «В 2013 году Франция и Португалия закрыли воздушное пространство для самолета президента Боливии Эво Моралеса из-за подозрения, что на борту находится разоблачитель американских спецслужб Эдвард Сноуден. Против действий, спровоцированных США, никто не выступал, ведь Соединенные Штаты – союзник Европы», – заметил собеседник. Также можно напомнить об инциденте 2016 года, когда в киевском аэропорту Жуляны с борта воздушного судна правоохранительными органами Украины был снят один из пассажиров – журналист и активист «антимайдана» Армен Мартиросян, армянский гражданин, живущий в России.

Добавим, что нередко власти распоряжаются поднимать в воздух и истребители – так было, например, в 2010 году, когда иранские власти ради задержания лидера террористической организации «Джундалла» Абдульмалика Риги вынудили совершить посадку в Иране самолет киргизской авиакомпании, который летел из Дубая в Бишкек. Иран, при всем сложном отношении мирового сообщества к этой стране, не подвергся дополнительным санкциям за это решение.

Но сейчас Белоруссия оказывается в явно уязвимом положении, заметил Рар.

«Сейчас Запад видит себя более сильным, чем Белоруссия, и он будет ее наказывать, – подчеркнул собеседник. – Но вопрос в том, как можно наказать Минск». Рар полагает, что ЕС, помимо прочего, введет ряд санкций против белорусских чиновников. «Дипломатические отношения между Западом и Минском сейчас уже на грани срыва, но могут еще больше пострадать», – добавил немецкий эксперт.

«Могут быть введены как персональные санкции против отдельных чиновников, которые участвовали в задержании самолета, так и всеобъемлющие санкции от ИКАО», – полагает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Впрочем, считает он, для принятия объективного решения ЕС может потребоваться дополнительное разбирательство, в результате чего вопрос о санкциях может быть отложен.

«При этом отдельные страны могут принять свои национальные санкции: ввести индивидуальные финансовые ограничения в отношении белорусских силовиков или сократить количество дипломатических работников посольств. Этот вариант будет самым мягким в отношении Белоруссии», – указал собеседник.

Похоже, что недоброжелатели Белоруссии в Европе уже идут по жесткому пути. Великобритания ввела санкции в отношении 99 белорусских граждан и юридических лиц, сообщила The Guardian. Глава Еврокомиссии заявил, что заморожен инвестиционный и экономический пакет Евросоюза на 3 млрд евро для Белоруссии. Некоторые цели Западу указал бывший российский олигарх Михаил Ходорковский. Как сообщает Reuters, он уже призвал Евросоюз ввести санкции против двух стратегически важных предприятия Белоруссии – «Белнефтехима» и «Беларуськалия».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer