Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Посадка лайнера Ryanair обернулась последствиями


28 мая 2021 года Даниил Бабкин, КоммерсантЪ


Инцидент с самолетом Ryanair расследуют на международном уровне. Россия приветствует это решение, но принимать участие не будет. Международная организация гражданской авиации начинает масштабную проверку всех обстоятельств случившегося в Белоруссии. К чему могут прийти специалисты? И какими будут последствия? Разбирался Даниил Бабкин.

Акт государственного пиратства, атака на европейскую авиационную безопасность, угон самолета — как только европейские политики не называли экстренную посадку самолета с журналистом Романом Протасевичем на борту. Они и призвали к расследованию инцидента над Белоруссией. Теперь один из ключевых вопросов — а подвергли ли действия властей опасности жизни пассажиров?

Александр Лукашенко все обвинения отрицает, но если бы опасности не было, ICAO расследование бы не начала, говорит авиаэксперт Вадим Лукашевич: «Сам факт того, что ICAO согласилась провести расследование, а ICAO как структура ООН совершенно не политическая организация, говорит как раз о том, что в данном случае была угроза безопасности. Одно и то же событие рассматривается совершенно разными структурами. Прошло закрытое совещание Совета безопасности ООН, здесь чисто политика, и теперь ICAO — специализированная структура ООН, занимающаяся обеспечением гражданских авиаперевозок, будет рассматривать технический аспект.

Мы должны понимать, что произошедшее не имеет аналогов, именно поэтому мы пока не знаем, какими будут последствия. Не было таких прецедентов. Этот механизм еще предстоит создать даже не для того, чтобы наказать Белоруссию, она уже наказана, а для того, чтобы это не повторялось. Необходимо дать некую правовую оценку, что можно, а что нельзя. Какое-либо другое расследование, допустим, на уровне ООН, ни к чему не приведет, у ряда стран есть право вето, а национальные расследования внутри какой-то отдельной страны не будут иметь международных юридических последствий. Может так случиться, что действия по запрету полетов, потом будут ICAO облачены в некую нормативную базу, то есть жизнь опередила нормативную базу, и потом уже была зафиксирована в юридических документах».

Не дожидаясь правовой оценки, глава самой Ryanair обвинил белорусские власти во лжи. Они, по его версии, опубликовали неточную расшифровку переговоров пилотов и диспетчеров: последние, якобы, проигнорировали просьбу связаться с авиакомпанией, чтобы согласовать действия после сообщения о бомбе. Самолет был развернут под фальшивым предлогом, заключил Майкл О'Лири. Теперь эти детали изучит комиссия, говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Определят, было ли принуждение к посадке борта Ryanair, зачем белорусская сторона подняла МиГ-29, с какой целью: чтобы принудить к посадке, чтобы его сбить, чтобы его сопроводить, чтобы определить место падения в случае повреждения этого самолета или, наоборот, чтобы быстрее оказать помощь пассажирам и экипажу. Самим белорусам выгоднее, чтобы это был международный источник, причем экспертный, который расставит все точки над i.

Будет изучаться план полета, подготовка экипажа, радиообмен, данные, которые поступили в Минск и Вильнюс о заложенном устройстве в самолете. Затем действия командира будут изучаться, правильно ли он принял решение сесть в Минске. Будут опрошены диспетчеры Минска, на каком основании они рекомендовали экипажу провести посадку в Минске, если он следовал в Вильнюс».

На днях швейцарский почтовый сервис ProtonMail сообщил, что сообщение о бомбе на борту Ryanair отправили уже после поворота судна на Минск. Наверняка комиссия рассмотрит и этот вопрос. Как и то, почему для сопровождения самолета Белоруссия подняла в воздух истребитель Миг-29. Александр Лукашенко заявляет, что это было нужно для защиты атомной станции, которая оказалась поблизости, но такие аргументы не очень убедительны, считает заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Никакого сопровождения здесь не требуется, это от лукавого, какую помощь он мог оказать — для меня это непонятно. На такой высоте охранять белорусскую АЭС невозможно».

Ожидается, что первые результаты расследования будут опубликованы 25 июня. Могут ли они привести к еще более серьезным последствиям для Белоруссии? Скорее всего, нет, ведь полномочия ICAO заканчиваются на техническом докладе. Конечно, некоторые страны могут обратиться в совет организации, но и его карательные функции невелики, объясняет руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев: «Один из ключевых вопросов в этой ситуации состоит в том, подвергли ли белорусские власти опасности жизни пассажиров и экипажа, когда требовали посадки от самолета на основании ложных, причем, видимо, заведомо ложных данных о заложенной бомбе.

По Чикагской конвенции 1944 года расследования ICAO заканчиваются только докладом, никаких формальных и обязательных решений сам по себе совет ICAO принимать не может.

Когда одно из государств начнет переговоры с Белоруссией, эти переговоры ничем не увенчаются, после этого государство обратится в совет ICAO, тогда по конвенции он может принять только одно из двух решений: либо отзыв лицензии, если авиакомпания нарушает международные стандарты, либо приостановление права голосования Ассамблеи государств-участников ICAO. Это не выглядит, наверное, как что-то особо жестокое».

Участники саммита ЕС постановили запретить авиакомпаниям Белоруссии летать в Евросоюз, а европейским перевозчикам рекомендовали не заходить в белорусское воздушное пространство. Это грозит большими потерями для авиаотрасли страны, к тому же ЕС планирует санкции, которые могут ударить по ключевым белорусским экспортным компаниям. И чем бы ни кончилось расследование, за принуждение к посадке страна уже наказана, говорит главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов: «Мне кажется, что они уже сделали то, что собирались, не дожидаясь решения ICAO: облет пространства, запрет “Белавиа”. Они не ждали никаких выводов, им эта ситуация кажется очевидной. Они, естественно, поддержат это расследование, кроме того, что выводы, скорее всего, будут такие же, к каким они сами пришли, поэтому, на мой взгляд, ничего это не добавит к авиационным санкциям.

Беларусь в экономическом отношении — почти регион Российской Федерации. В ситуации, когда мы противостоим Западу, Лукашенко — это союзник и в каком-то смысле ценный актив».

Глава Ryanair заявил, что в Минске с самолета сошли три человека, он назвал их сотрудниками КГБ. Насколько это соответствует действительности — непонятно, Минск все отрицает, а Москва старается не реагировать. Чем бы ни кончилось расследование, репутация Белоруссии значительно пострадала. В очередной раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета




Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer