Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Посадка лайнера Ryanair обернулась последствиями


28 мая 2021 года Даниил Бабкин, КоммерсантЪ


Инцидент с самолетом Ryanair расследуют на международном уровне. Россия приветствует это решение, но принимать участие не будет. Международная организация гражданской авиации начинает масштабную проверку всех обстоятельств случившегося в Белоруссии. К чему могут прийти специалисты? И какими будут последствия? Разбирался Даниил Бабкин.

Акт государственного пиратства, атака на европейскую авиационную безопасность, угон самолета — как только европейские политики не называли экстренную посадку самолета с журналистом Романом Протасевичем на борту. Они и призвали к расследованию инцидента над Белоруссией. Теперь один из ключевых вопросов — а подвергли ли действия властей опасности жизни пассажиров?

Александр Лукашенко все обвинения отрицает, но если бы опасности не было, ICAO расследование бы не начала, говорит авиаэксперт Вадим Лукашевич: «Сам факт того, что ICAO согласилась провести расследование, а ICAO как структура ООН совершенно не политическая организация, говорит как раз о том, что в данном случае была угроза безопасности. Одно и то же событие рассматривается совершенно разными структурами. Прошло закрытое совещание Совета безопасности ООН, здесь чисто политика, и теперь ICAO — специализированная структура ООН, занимающаяся обеспечением гражданских авиаперевозок, будет рассматривать технический аспект.

Мы должны понимать, что произошедшее не имеет аналогов, именно поэтому мы пока не знаем, какими будут последствия. Не было таких прецедентов. Этот механизм еще предстоит создать даже не для того, чтобы наказать Белоруссию, она уже наказана, а для того, чтобы это не повторялось. Необходимо дать некую правовую оценку, что можно, а что нельзя. Какое-либо другое расследование, допустим, на уровне ООН, ни к чему не приведет, у ряда стран есть право вето, а национальные расследования внутри какой-то отдельной страны не будут иметь международных юридических последствий. Может так случиться, что действия по запрету полетов, потом будут ICAO облачены в некую нормативную базу, то есть жизнь опередила нормативную базу, и потом уже была зафиксирована в юридических документах».

Не дожидаясь правовой оценки, глава самой Ryanair обвинил белорусские власти во лжи. Они, по его версии, опубликовали неточную расшифровку переговоров пилотов и диспетчеров: последние, якобы, проигнорировали просьбу связаться с авиакомпанией, чтобы согласовать действия после сообщения о бомбе. Самолет был развернут под фальшивым предлогом, заключил Майкл О'Лири. Теперь эти детали изучит комиссия, говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Определят, было ли принуждение к посадке борта Ryanair, зачем белорусская сторона подняла МиГ-29, с какой целью: чтобы принудить к посадке, чтобы его сбить, чтобы его сопроводить, чтобы определить место падения в случае повреждения этого самолета или, наоборот, чтобы быстрее оказать помощь пассажирам и экипажу. Самим белорусам выгоднее, чтобы это был международный источник, причем экспертный, который расставит все точки над i.

Будет изучаться план полета, подготовка экипажа, радиообмен, данные, которые поступили в Минск и Вильнюс о заложенном устройстве в самолете. Затем действия командира будут изучаться, правильно ли он принял решение сесть в Минске. Будут опрошены диспетчеры Минска, на каком основании они рекомендовали экипажу провести посадку в Минске, если он следовал в Вильнюс».

На днях швейцарский почтовый сервис ProtonMail сообщил, что сообщение о бомбе на борту Ryanair отправили уже после поворота судна на Минск. Наверняка комиссия рассмотрит и этот вопрос. Как и то, почему для сопровождения самолета Белоруссия подняла в воздух истребитель Миг-29. Александр Лукашенко заявляет, что это было нужно для защиты атомной станции, которая оказалась поблизости, но такие аргументы не очень убедительны, считает заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Никакого сопровождения здесь не требуется, это от лукавого, какую помощь он мог оказать — для меня это непонятно. На такой высоте охранять белорусскую АЭС невозможно».

Ожидается, что первые результаты расследования будут опубликованы 25 июня. Могут ли они привести к еще более серьезным последствиям для Белоруссии? Скорее всего, нет, ведь полномочия ICAO заканчиваются на техническом докладе. Конечно, некоторые страны могут обратиться в совет организации, но и его карательные функции невелики, объясняет руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев: «Один из ключевых вопросов в этой ситуации состоит в том, подвергли ли белорусские власти опасности жизни пассажиров и экипажа, когда требовали посадки от самолета на основании ложных, причем, видимо, заведомо ложных данных о заложенной бомбе.

По Чикагской конвенции 1944 года расследования ICAO заканчиваются только докладом, никаких формальных и обязательных решений сам по себе совет ICAO принимать не может.

Когда одно из государств начнет переговоры с Белоруссией, эти переговоры ничем не увенчаются, после этого государство обратится в совет ICAO, тогда по конвенции он может принять только одно из двух решений: либо отзыв лицензии, если авиакомпания нарушает международные стандарты, либо приостановление права голосования Ассамблеи государств-участников ICAO. Это не выглядит, наверное, как что-то особо жестокое».

Участники саммита ЕС постановили запретить авиакомпаниям Белоруссии летать в Евросоюз, а европейским перевозчикам рекомендовали не заходить в белорусское воздушное пространство. Это грозит большими потерями для авиаотрасли страны, к тому же ЕС планирует санкции, которые могут ударить по ключевым белорусским экспортным компаниям. И чем бы ни кончилось расследование, за принуждение к посадке страна уже наказана, говорит главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов: «Мне кажется, что они уже сделали то, что собирались, не дожидаясь решения ICAO: облет пространства, запрет “Белавиа”. Они не ждали никаких выводов, им эта ситуация кажется очевидной. Они, естественно, поддержат это расследование, кроме того, что выводы, скорее всего, будут такие же, к каким они сами пришли, поэтому, на мой взгляд, ничего это не добавит к авиационным санкциям.

Беларусь в экономическом отношении — почти регион Российской Федерации. В ситуации, когда мы противостоим Западу, Лукашенко — это союзник и в каком-то смысле ценный актив».

Глава Ryanair заявил, что в Минске с самолета сошли три человека, он назвал их сотрудниками КГБ. Насколько это соответствует действительности — непонятно, Минск все отрицает, а Москва старается не реагировать. Чем бы ни кончилось расследование, репутация Белоруссии значительно пострадала. В очередной раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer