Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Посадка лайнера Ryanair обернулась последствиями


28 мая 2021 года Даниил Бабкин, КоммерсантЪ


Инцидент с самолетом Ryanair расследуют на международном уровне. Россия приветствует это решение, но принимать участие не будет. Международная организация гражданской авиации начинает масштабную проверку всех обстоятельств случившегося в Белоруссии. К чему могут прийти специалисты? И какими будут последствия? Разбирался Даниил Бабкин.

Акт государственного пиратства, атака на европейскую авиационную безопасность, угон самолета — как только европейские политики не называли экстренную посадку самолета с журналистом Романом Протасевичем на борту. Они и призвали к расследованию инцидента над Белоруссией. Теперь один из ключевых вопросов — а подвергли ли действия властей опасности жизни пассажиров?

Александр Лукашенко все обвинения отрицает, но если бы опасности не было, ICAO расследование бы не начала, говорит авиаэксперт Вадим Лукашевич: «Сам факт того, что ICAO согласилась провести расследование, а ICAO как структура ООН совершенно не политическая организация, говорит как раз о том, что в данном случае была угроза безопасности. Одно и то же событие рассматривается совершенно разными структурами. Прошло закрытое совещание Совета безопасности ООН, здесь чисто политика, и теперь ICAO — специализированная структура ООН, занимающаяся обеспечением гражданских авиаперевозок, будет рассматривать технический аспект.

Мы должны понимать, что произошедшее не имеет аналогов, именно поэтому мы пока не знаем, какими будут последствия. Не было таких прецедентов. Этот механизм еще предстоит создать даже не для того, чтобы наказать Белоруссию, она уже наказана, а для того, чтобы это не повторялось. Необходимо дать некую правовую оценку, что можно, а что нельзя. Какое-либо другое расследование, допустим, на уровне ООН, ни к чему не приведет, у ряда стран есть право вето, а национальные расследования внутри какой-то отдельной страны не будут иметь международных юридических последствий. Может так случиться, что действия по запрету полетов, потом будут ICAO облачены в некую нормативную базу, то есть жизнь опередила нормативную базу, и потом уже была зафиксирована в юридических документах».

Не дожидаясь правовой оценки, глава самой Ryanair обвинил белорусские власти во лжи. Они, по его версии, опубликовали неточную расшифровку переговоров пилотов и диспетчеров: последние, якобы, проигнорировали просьбу связаться с авиакомпанией, чтобы согласовать действия после сообщения о бомбе. Самолет был развернут под фальшивым предлогом, заключил Майкл О'Лири. Теперь эти детали изучит комиссия, говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Определят, было ли принуждение к посадке борта Ryanair, зачем белорусская сторона подняла МиГ-29, с какой целью: чтобы принудить к посадке, чтобы его сбить, чтобы его сопроводить, чтобы определить место падения в случае повреждения этого самолета или, наоборот, чтобы быстрее оказать помощь пассажирам и экипажу. Самим белорусам выгоднее, чтобы это был международный источник, причем экспертный, который расставит все точки над i.

Будет изучаться план полета, подготовка экипажа, радиообмен, данные, которые поступили в Минск и Вильнюс о заложенном устройстве в самолете. Затем действия командира будут изучаться, правильно ли он принял решение сесть в Минске. Будут опрошены диспетчеры Минска, на каком основании они рекомендовали экипажу провести посадку в Минске, если он следовал в Вильнюс».

На днях швейцарский почтовый сервис ProtonMail сообщил, что сообщение о бомбе на борту Ryanair отправили уже после поворота судна на Минск. Наверняка комиссия рассмотрит и этот вопрос. Как и то, почему для сопровождения самолета Белоруссия подняла в воздух истребитель Миг-29. Александр Лукашенко заявляет, что это было нужно для защиты атомной станции, которая оказалась поблизости, но такие аргументы не очень убедительны, считает заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Никакого сопровождения здесь не требуется, это от лукавого, какую помощь он мог оказать — для меня это непонятно. На такой высоте охранять белорусскую АЭС невозможно».

Ожидается, что первые результаты расследования будут опубликованы 25 июня. Могут ли они привести к еще более серьезным последствиям для Белоруссии? Скорее всего, нет, ведь полномочия ICAO заканчиваются на техническом докладе. Конечно, некоторые страны могут обратиться в совет организации, но и его карательные функции невелики, объясняет руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев: «Один из ключевых вопросов в этой ситуации состоит в том, подвергли ли белорусские власти опасности жизни пассажиров и экипажа, когда требовали посадки от самолета на основании ложных, причем, видимо, заведомо ложных данных о заложенной бомбе.

По Чикагской конвенции 1944 года расследования ICAO заканчиваются только докладом, никаких формальных и обязательных решений сам по себе совет ICAO принимать не может.

Когда одно из государств начнет переговоры с Белоруссией, эти переговоры ничем не увенчаются, после этого государство обратится в совет ICAO, тогда по конвенции он может принять только одно из двух решений: либо отзыв лицензии, если авиакомпания нарушает международные стандарты, либо приостановление права голосования Ассамблеи государств-участников ICAO. Это не выглядит, наверное, как что-то особо жестокое».

Участники саммита ЕС постановили запретить авиакомпаниям Белоруссии летать в Евросоюз, а европейским перевозчикам рекомендовали не заходить в белорусское воздушное пространство. Это грозит большими потерями для авиаотрасли страны, к тому же ЕС планирует санкции, которые могут ударить по ключевым белорусским экспортным компаниям. И чем бы ни кончилось расследование, за принуждение к посадке страна уже наказана, говорит главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов: «Мне кажется, что они уже сделали то, что собирались, не дожидаясь решения ICAO: облет пространства, запрет “Белавиа”. Они не ждали никаких выводов, им эта ситуация кажется очевидной. Они, естественно, поддержат это расследование, кроме того, что выводы, скорее всего, будут такие же, к каким они сами пришли, поэтому, на мой взгляд, ничего это не добавит к авиационным санкциям.

Беларусь в экономическом отношении — почти регион Российской Федерации. В ситуации, когда мы противостоим Западу, Лукашенко — это союзник и в каком-то смысле ценный актив».

Глава Ryanair заявил, что в Минске с самолета сошли три человека, он назвал их сотрудниками КГБ. Насколько это соответствует действительности — непонятно, Минск все отрицает, а Москва старается не реагировать. Чем бы ни кончилось расследование, репутация Белоруссии значительно пострадала. В очередной раз.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Евгений Гайва
Волгодонская Правда
Авиадебоширы не улетят от ответственности
Тимур Латыпов
Бизнес ONLINE
Третий побег Рониса Шарипова: на "Туполеве" – смена генерала
Валерий Воронов, Максим Талавринов
Известия
Взлеты и волнения: биржевые цены на керосин превысили допандемийный уровень
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Вертолет не вышел из потока
Дмитрий Солдатенков
ТурДом
Авиакомпания Emirates отчиталась об убытках в 6 миллиардов долларов
Виктор Сокирко
Взгляд
Американские истребители разорят украинские ВВС
Андрей Резчиков
Взгляд
Крушение L-410 в Кузбассе вызывает вопросы
Мария Немцева
Известия
Следующий пролет: как вернуть деньги за отмененный рейс



Кирилл Сенин
Известия
Отбой воздушной тревоги: в "тарифной войне" из-за Boeing и Airbus объявили перемирие
Константин Воронов, Игорь Лавренков
КоммерсантЪ
"Не набрал ни высоту, ни скорость"
Иван Петров, Екатерина Ясакова, Владислав Крылов
Известия
Жесткая посадка: люди погибли в авиакатастрофе в Кузбассе

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России

ТАСС
Крушение самолета с парашютистами в Кемеровской области. Главное
Дмитрий Мигунов
Известия
Выход из пике: смогут ли авиакомпании дожить до 2024 года
Иван Петров
Известия
Изумрудный рейс: российские бортпроводники попались на контрабанде
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Полет шпиона: США протестировали на Балтике экспериментальный самолет
Максим Талавринов, Анастасия Платонова
Известия
Махнут крылом: часть самолетов с курортов России перенаправят в Турцию
Павел Устинов
ТурДом
Эксперт рассказал о возможных причинах ЧП с самолетом в Симферополе В аэропорту инцидент не связывают с дождями в Крыму
Алексей Волынец
ТАСС
"Подумал, что взорвался…" 70 лет назад впервые был совершен таран на реактивном самолете

Синьхуа
Три китайских космонавта вошли в основной модуль "Тяньхэ" китайской орбитальной станции
Сабрина Самедова
КоммерсантЪ
"Прогрессу" определили срок
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Полярный лет: охотники за субмаринами стартуют на Северный полюс
Анна Занина
КоммерсантЪ
"Трансаэро" преподнесло бенефициару урок
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
Принадлежавшие АЛРОСА Ил-76 осели в Ульяновске
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Китай расширяется в космос

ТАСС
Что известно о пилотируемой космической программе Китая
Максим Талавринов
Известия
Полет за миллилитры: Росавиация призвала бизнес поддержать вакцинацию пассажиров
Артём Кореняко
РБК
Власти выделят для полетов на Дальнем Востоке 2 млрд рублей

Ростех
Опережая время: уникальные самолеты Мясищева
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Ставок с неба не хватают
Любовь Лежнева
Известия
Ближе Восток: в Совфеде предлагают ограничить цены на билеты из ДФО
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Рейсовая каша: авиакомпании исчерпали возможности отправки туристов на Черное море
Геворг Мирзаян
Взгляд
Суд по малайзийскому Boeing подрывает антироссийскую пропаганду
Кирилл Сенин
Известия
Улетный бизнес: национальную авиакомпанию уличили в связях с ОПГ и наркоторговле
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Узкий размах: перехватчик МиГ-31 получил ракеты малой дальности Р-74М
Александра Ермакова
RT
На фоне пандемии: число сообщений о минировании аэропортов и самолётов в России снизилось в три раза
Михаил Котов
ТАСС
Уйти нельзя остаться. Перспективы МКС и РОСС при параллельном развитии
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром
Сергей Калашников
КоммерсантЪ
Черноземье далеко не улетело
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Шарм покати: на курорты Египта могут пустить только регулярные рейсы
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
"Сухой" в достатке: Балтийский флот получит новые истребители Су-30СМ

Business FM
Российские авиакомпании попросили отложить «прописку» самолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Дипломатия истребителей
Максим Талавринов
Известия
Кейс откладывается: авиакомпании просят отложить «прописку» самолетов в России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Прибавить гиперзвук: еще один военный округ вооружат "Кинжалами"
Александр Тимохин
Взгляд
России срочно нужны военно-транспортные самолеты
Кира Деливориа
Октагон
Как авиабилеты превратились в лотерейные
Мария Васильева, Максим Талавринов
Известия
Взлеты и пандемия: чартерные рейсы в Египет могут открыться до июля
Елена Балаян, Иван Петров
Известия
Вывели с орбиты: что стоит за новым эпизодом хищений в "Роскосмосе"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Акции Utair пролетят мимо ХМАО

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer