Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не летают самолеты и не ходят поезда: состояние региональной авиации России


28 мая 2021 года Александра Мельник, Экономика сегодня


Многочисленные и процветающие региональные аэропорты в России превращаются в легенду советского времени. ФБА «Экономика сегодня» проанализировало перспективы развития внутренней гражданской авиации.

Двумя днями ранее на официальном сайте правовой информации появилось распоряжение о закрытии 44 малых аэродромов для обслуживания судов гражданской авиации.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ на основании ст. 50 Воздушного кодекса РФ, лишив тем самым права на полноценную работу аэропорты в Верхней Золотице, Енисейске, Богучанах, Лабожском, а также в Архангельской области и Ненецком АО.

В список попал один из первых российских деревенских аэропортов в Лопшеньге. В населенном пункте, расположенном недалеко от парка Онежское Поморье, проживают 200 человек. Они, как и многие россияне в деревнях и поселках, отрезаны от внешнего мира из-за плохих дорог и больших расстояний.

Быстро попасть в Лопшеньгу можно было только на самолете. Однако в последнее время состояние аэропорта не позволяло перевозчикам использовать новенькие машины, и туда с 1960-х годов «гоняли» проверенные советские Ан-2. Что полетит в деревню в будущем – сказать сложно. Но не исключено сохранение части рейсов и на старых самолетах.

Помимо перечисленных, прекратил работу аэропорт Айхал в Якутии, который с 2016 года входит в состав ФКП «Аэропорты Севера». Остальные объекты из списка должны закрыться в ближайшее время.

Ситуация складывается спорная – жители небольших населенных пунктов не понимают, как будут взаимодействовать с крупными городами с учетом непроходимости дорог.

В Министерстве транспорта РФ, комментируя решение правительства, пояснили, что распоряжение Мишустина изменяет только нормативную базу и не влияет на количество и частоту перевозок. Фактически все 44 аэродрома теперь будут называться посадочными площадками. Но смена наименования не меняет положения дел. 

Состояние отечественной гражданской авиации хорошо проиллюстрировано в результатах проверки исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 по развитию авиационной промышленности:

"Сокращение региональных и местных перевозок оказывает негативное воздействие на функционирование системы аэропортов в субъектах Российской Федерации. Многие из них находятся в критическом состоянии. Дезорганизация авиатранспортной структуры и другие отрицательные тенденции в сфере перевозок регионального и местного значения привели к нарушению авиатранспортного сообщения между административными центрами субъектов Российской Федерации. В настоящее время зачастую население Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вынуждено добираться в соседние регионы через Москву, что вызывает удорожание поездок и дополнительную нагрузку на Московский авиационной узел".

Всего в Российской Федерации, по информации государственного реестра, числится около 250 аэродромов и вертодромов гражданской авиации, 91 из которых обладает статусом федерального значения.

Точки разбросаны на 17 млн километров общей площади страны. На карте серым цветом отмечены недействующие, красным – военные, а синим – действующие аэродромы. Если верить данным Межрегиональной общественной организации, входящей в состав международного совета АОПА, общее количество последних меньше, чем в американском штате Аляска, где зарегистрировано 285 аэропортов.

В СССР было по-другому

История советского времени может похвастаться статистикой: до массового «упразднения» работающих аэродромов насчитывалось более 1000. Например, до 1993 года в стране действовало 1450 аэродромов и аэропортов.

До распада СССР региональные воздушные линии имели больший пассажиропоток, чем магистральные, рассказал ФБА «Экономика сегодня» редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров.

«Нужно понимать, что в Советском Союзе люди очень редко летали за границу и путешествовали, но зато в каждую деревню, поселок в горах или в северной части страны можно было попасть на том же Ан-2 или вертолете.

Только в СССР деньги никто не считал, экономика была плановой, никто не задумывался о рентабельности таких полетов. Современная Россия себе такого позволить не может, поэтому в каждую деревню самолеты не летают, а растет число магистральных рейсов на больших самолетах», – объясняет парадоксальное расхождение данных Гусаров.

По состоянию на 2018 год в государственном реестре гражданской авиации было зарегистрировано 228 аэродромов, из них 170 с искусственными взлетно-посадочными полосами. Категорированных аэродромов числилось 47, а посадочных площадок – 2057.

Теперь же, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, 251 аэропорт считается не действующим. Окончательно закрыто более 1000, по данным Межрегиональной общественной организации, входящей в состав международного совета АОПА.

Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев и член экспертного совета Росавиации, эксперт Международной организации гражданской авиации Виталий Бордунов подсчитали, что количество внутренних воздушных перевозок продолжает сокращаться, оказывая влияние на транспортные связи с такими отдаленными регионами, как Сибирь и Крайний Север, Дальний Восток.

Нужно что-то предпринять

Плохое дорожное покрытие межрегиональных трасс, бездорожье и большие расстояния между населенными пунктами автоматически обострили проблему внутреннего передвижения россиян. Аэропорты закрывали полностью или оставляли с заросшими сорняками разбитыми взлетными полосами, по которым даже Ан-2, выходя на взлет, проносился с пугающим грохотом.

Вероятно, опасаясь окончательного исчезновения экономически важных для построения логистических связей аэродромов в отдаленных от федерального центра частях государства, власти решили разработать план строительства новых хотя бы в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).

Министерство Российской Федерации по развитию ДФО и Арктики выступало с 2013 года государственным заказчиком в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России в период 2010–2021 годов».

Ведомство ранее указывало, что на выполнение всех поставленных целей потребуется 35,5 млрд рублей, где 4,5 млрд рублей должны уйти именно на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Первоначальная редакция предусматривала гораздо большую сумму – Минвостокразвития рассчитывало на 73,6 млрд рублей. На эти деньги до 2017 года должны были организовать работы по строительству и реконструкции 39 аэропортов и одной посадочной площадки.

Однако позднее вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев констатировал, что в 2013 году из государственных целевых программ на развитие аэропортного хозяйства в итоге выделили 106,1 млрд рублей, но из них более 64 млрд рублей пропали в силу несвоевременно проведенной государственной экспертизы и плохо подготовленных проектов.

Все средства перераспределили, не построив и не реконструировав ни одного аэропорта. Оценивая такие результаты, Трутнев подчеркивал, что на тот момент около 70% территорий Дальневосточного региона не обладают достаточной авиационной доступностью.

Спустя год, в апреле 2018-го, стало известно, что Министерство транспорта РФ готовит новую программу по строительству и реконструкции аэродромов. На этот раз планировалось создать 61 в течение шести лет и потратить на это от 100 млрд до 145 млрд рублей. В ведомстве поясняли, что строить инфраструктуру собираются за государственный счет, а терминалы – на деньги бизнеса, вовлеченность которого позволила бы развивать большое количество региональных аэропортов.

Деревни на карте и частный бизнес

Пример Дальнего Востока, где крупные аэропорты принадлежат частникам, демонстрирует обратную тенденцию. Например, наибольшее число аэродромов находится в руках владельца компании ООО «Новапорт», входящего в группу компаний AEON Corporation, Романа Троценко. Речь идет о воротах Забайкалья и Бурятии, а также международных аэропортах Читы и Улан-Удэ.

Председателем совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» является Константин Басюк, по совместительству владелец УК «КОМАКС». Камчатским аэропортом, писало издание «ФедералПресс», фактически управляет холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, а ключ от воздушных ворот во Владивостоке принадлежит олигарху Олегу Дерипаске.

Пассажиропоток каждого из них превышает 1 млн человек в год. Но большинство аэропортов в регионе – это грунтовые аэродромы в небольших удаленных селах с населением около 500 человек.

Авиаэксперт Роман Гусаров считает малое число региональных аэродромов в России проблемой нашего времени. В первую очередь от этого страдают те регионы, где ввиду климатических и географических особенностей нет альтернативных наземных или водных путей.

«Это Якутия, Камчатка, Сибирь, Сахалин, Дальний Восток с огромными территориями и низкой плотностью населения. И людям при этом как-то нужно там жить и передвигаться по стране. По Якутии приблизительно разбросано около 40 грунтовых небольших аэродромов, которые позволяют кое-как сохранять связь с «большой землей», летать за продуктами, лекарствами или чем-то еще», – сетует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В последнее время на Дальнем Востоке продолжает работать одна шестая часть от 470 аэропортов и посадочных площадок, оставшихся в регионе после 1991 года. По данным Минвостокразвития, сейчас  активны 82 аэродрома, но не более половины из них оснащены взлетными полосами с твердым покрытием. При этом износ покрытия всей региональной авиационной инфраструктуры составляет 80%.

Не только на Востоке Дальнем

Проблема с развитием авиационного хозяйства наблюдалась и в другом регионе. С 2014 года на Сахалине не могли завершить работы по достройке аэропорта в Южно-Сахалинске. Начал их экс-мэр Андрей Лобкин, который, писал «Коммерсантъ», покинул пост из-за скандала с иностранным гражданством.

Эстафетная палочка должна была перейти к другому политику, однако после нового скандала, разгоревшегося на фоне ареста губернатора Александра Хорошавина, стройка остановилась. Работы возобновили в 2017 году, но в 2019 году проект решили изменить, не рассчитав, что в 2020 году общая стоимость увеличится.

Из-за этого местные власти планировали привлечь частного инвестора, но под присмотром Федеральной антимонопольной службы им пришлось открыть тендер. Кто выиграл торги, стало известно только в марте 2021 года. Как завершится процесс – остается только предполагать.

«Да, самолеты летают, но не в тех объемах, которые необходимы. Плюс техника постоянно не меняется на новую, а полеты недоступны по себестоимости. Мы подошли к той черте, когда вся старая техника советская дорабатывает ресурс. Какие-то похожие самолеты, приспособленные к российским условиям эксплуатации, в разы дороже. И, как показала жизнь, частный бизнес в авиационные проекты такого масштаба не вкладывается, и проблемы пытается решать государство», – добавил эксперт Роман Гусаров.  

Согласно указу президента Владимира Путина №204, Правительство РФ распоряжением №2101-р утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, за счет реализации которого власти должны за указанный период увеличить авиационную подвижность населения и долю пассажиропотока по маршрутам, минуя Москву, минимум до 50%.

Как правительство будет выполнять поручение дальше, предугадать невозможно, ведь кроме неполноценности авиационной инфраструктуры существуют и другие, не менее серьезные проблемы, связанные с созданием отечественных самолетов и их эксплуатацией.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer