Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охотники "Артемиды"


7 мая 2021 года Кирилл Сарханянц, КоммерсантЪ


Человек не был на поверхности Луны почти 50 лет, со времен лунной гонки между США и СССР. Теперь передовые страны хотят вновь вернуть людей на спутник Земли. Но участвуют в новой гонке уже не две сверхдержавы, а два богатейших человека планеты — Джефф Безос и Илон Маск.

Человек в первый раз ступил на поверхность Луны 20 июля 1969 года, а в последний раз — в 1972 году. Все высадки были осуществлены в рамках американской программы «Аполлон». Они знаменовали безоговорочную победу США над СССР в лунной гонке. И вот уже почти полвека, как человек не высаживался на спутник Земли.

Но уже совсем скоро эта пауза должна прерваться, а первыми возобновить полеты человека на Луну смогут, судя по всему, снова США. Китай, запустивший свою лунную программу в 2013 году, пока обходится лишь развертыванием автоматических станций и отправкой луноходов. Российская программа запускается только в этом году. А потому соперников на международной арене у США, анонсировавших программу «Артемида» в 2019 году и планирующих высадку на Луну уже в 2024 году, на этот раз нет. Что, впрочем, не отменяет новой лунной гонки. Просто теперь битва за Луну разворачивается не между двумя сверхдержавами, а между двумя сверхуспешными предпринимателями — Джеффом Безосом и Илоном Маском. Первым и вторым номерами в списке богатейших людей планеты.

Лунные гонщики

В мае прошлого года NASA объявило, что в разработке системы для высадки человека на поверхность Луны в рамках программы «Артемида» примут участие три частные компании: SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса (подавшая заявку совместно с компаниями Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper), а также Dynetics. Компаниям давалось полгода на то, чтобы представить космическому агентству собственные прототипы систем посадки экипажа на поверхность Луны.

Победителем конкурса в середине апреля 2021 года была объявлена SpaceX. Сумма контракта — $2,89 млрд. За такие деньги стоит бороться до конца, решили в Blue Origin и тут же подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). Жалобу на решение NASA подала и Dynetics.

Blue Origin в своей жалобе отмечает, что отдать контракт одной компании было неверным решением хотя бы с точки зрения конкуренции на новом рынке.
Также компания говорит, что NASA неверно предположило, что компания требовала от управления выплаты аванса перед началом разработки системы. Наконец, в Blue Origin отмечают, что у SpaceX, в отличие от конкурентов, была возможность скорректировать свой проект после приватных переговоров с представителями управления. «У нас не было такой возможности, и это в корне несправедливо»,— заявил генеральный директор Blue Origin Боб Смит в интервью The New York Times.

Но у Илона Маска есть свое объяснение случившемуся: «Стоимость проекта BO (Blue Origin.— “Ъ”) была просто слишком высока. Вдвое больше, чем у SpaceX, и у SpaceX гораздо больший прогресс в аппаратном обеспечении»,— заявил господин Маск принадлежащей господину Безосу The Washington Post. Он добавил, что господин Безос, который в этом году заявил, что уйдет с поста генерального директора Amazon, должен больше участвовать в жизни Blue Origin:

Я считаю, что ему нужно проводить в BO полный рабочий день, чтобы она стала успешной. Честно говоря, я надеюсь, что он так и поступит».

Пока же космическое управление приостановило действие контракта с компанией Илона Маска. Теперь до урегулирования споров SpaceX не получит от NASA средств на разработку аппарата, она должна прекратить любую работу, связанную с контрактом. Урегулирование спора ожидается не позднее 4 августа.

Частный космос

NASA еще с середины 2000-х годов начало привлекать частных инвесторов к освоению космоса. В 2006 году оно запустило программу Commercial Resupply Services по использованию услуг частных компаний для доставки грузов, а в перспективе и космонавтов на МКС. Первые контракты были распределены в 2008 году, а среди их бенефициаров оказалась и SpaceX. Компания Илона Маска оказалась среди получателей контрактов от NASA на доставку грузов на МКС и в рамках второй фазы программы. В 2015 году SpaceX получила и контракт на доставку астронавтов. А 30 ноября пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon-9 все той же SpaceX, успешно пристыковался к Международной космической станции, доставив на нее астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена. Этот день стал моментом триумфа Илона Маска.

Ни в одном из вышеуказанных тендеров NASA не принимала участия Blue Origin, созданная Джеффом Безосом еще в 2000 году. Но в его космической битве с Илоном Маском хватает других эпизодов. Еще в 2013 году SpaceX, а не Blue Origin получила право на использование пусковой площадки 39A в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Именно с нее США осуществляли первые и последние запуски своих шаттлов, однако в 2011 году программа была свернута. В NASA сочли, что пусковой комплекс ей больше не нужен, и решили передать его частному бизнесу в обмен на обязательство поддерживать комплекс в рабочем состоянии. Илон Маск хотел использовать его для запуска ракет Falcon. Джефф Безос же в своей тогдашней жалобе в GAO настаивал, что площадка должна быть доступна всем компаниям. Убедить в этом ни GAO, ни NASA основатель Amazon так и не смог.

В космос через суд

В 2015 году настала пора уже Илона Маска подавать жалобу на своего оппонента — на этот раз в патентное бюро США, требуя признать незаконной попытку Blue Origin запатентовать технологию посадки ракеты на воду. Заявка на патент была подана в 2010 году, однако SpaceX в своей жалобе иронично указала, что технологии, описываемые в заявке Blue Origin, были разработаны учеными SpaceX за много лет до этого: «Все эти "высокие технологии", описанные в патенте 321, были "бородатыми" еще до 2009 года». В итоге сама же Blue Origin отозвала заявку почти по всем указанным технологиям, а оставшаяся часть была отсеяна Судебным и апелляционным советом по патентам США.

Наконец, в прошлом году Blue Origin проиграла борьбу за многомиллиардный контракт Министерства обороны США на запуск космических аппаратов для вооруженных сил США в 2022–2027 годах. Программа подразумевает более 30 запусков. Победителями тендера были объявлены компания United Launch Alliance (ей достались 60% полетов, предусмотренных программой) и SpaceX (оставшиеся 40% запусков). При этом только один запуск принесет компании Илона Маска $316 млн.

Когда в 2015 году Blue Origin запустила ракету, а затем впервые в истории посадила ее вертикально на землю, Илон Маск похвалил господина Безоса, при этом отметив, что ракета лишь задела край космоса, но не вышла на орбиту.
Месяц спустя, когда SpaceX повторила трюк Blue Origin, но выведя ракету на орбиту, господин Безос ограничился сухим «Добро пожаловать в клуб!». И комментируя недавнюю жалобу Blue Origin, Илон Маск припомнил своему оппоненту все прошлые обиды и промахи: «У них даже не встает (на орбиту), лол»,— сообщил он в Twitter. И битва двух эго космических масштабов на этом точно не закончится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer