Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охотники "Артемиды"


7 мая 2021 года Кирилл Сарханянц, КоммерсантЪ


Человек не был на поверхности Луны почти 50 лет, со времен лунной гонки между США и СССР. Теперь передовые страны хотят вновь вернуть людей на спутник Земли. Но участвуют в новой гонке уже не две сверхдержавы, а два богатейших человека планеты — Джефф Безос и Илон Маск.

Человек в первый раз ступил на поверхность Луны 20 июля 1969 года, а в последний раз — в 1972 году. Все высадки были осуществлены в рамках американской программы «Аполлон». Они знаменовали безоговорочную победу США над СССР в лунной гонке. И вот уже почти полвека, как человек не высаживался на спутник Земли.

Но уже совсем скоро эта пауза должна прерваться, а первыми возобновить полеты человека на Луну смогут, судя по всему, снова США. Китай, запустивший свою лунную программу в 2013 году, пока обходится лишь развертыванием автоматических станций и отправкой луноходов. Российская программа запускается только в этом году. А потому соперников на международной арене у США, анонсировавших программу «Артемида» в 2019 году и планирующих высадку на Луну уже в 2024 году, на этот раз нет. Что, впрочем, не отменяет новой лунной гонки. Просто теперь битва за Луну разворачивается не между двумя сверхдержавами, а между двумя сверхуспешными предпринимателями — Джеффом Безосом и Илоном Маском. Первым и вторым номерами в списке богатейших людей планеты.

Лунные гонщики

В мае прошлого года NASA объявило, что в разработке системы для высадки человека на поверхность Луны в рамках программы «Артемида» примут участие три частные компании: SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса (подавшая заявку совместно с компаниями Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper), а также Dynetics. Компаниям давалось полгода на то, чтобы представить космическому агентству собственные прототипы систем посадки экипажа на поверхность Луны.

Победителем конкурса в середине апреля 2021 года была объявлена SpaceX. Сумма контракта — $2,89 млрд. За такие деньги стоит бороться до конца, решили в Blue Origin и тут же подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). Жалобу на решение NASA подала и Dynetics.

Blue Origin в своей жалобе отмечает, что отдать контракт одной компании было неверным решением хотя бы с точки зрения конкуренции на новом рынке.
Также компания говорит, что NASA неверно предположило, что компания требовала от управления выплаты аванса перед началом разработки системы. Наконец, в Blue Origin отмечают, что у SpaceX, в отличие от конкурентов, была возможность скорректировать свой проект после приватных переговоров с представителями управления. «У нас не было такой возможности, и это в корне несправедливо»,— заявил генеральный директор Blue Origin Боб Смит в интервью The New York Times.

Но у Илона Маска есть свое объяснение случившемуся: «Стоимость проекта BO (Blue Origin.— “Ъ”) была просто слишком высока. Вдвое больше, чем у SpaceX, и у SpaceX гораздо больший прогресс в аппаратном обеспечении»,— заявил господин Маск принадлежащей господину Безосу The Washington Post. Он добавил, что господин Безос, который в этом году заявил, что уйдет с поста генерального директора Amazon, должен больше участвовать в жизни Blue Origin:

Я считаю, что ему нужно проводить в BO полный рабочий день, чтобы она стала успешной. Честно говоря, я надеюсь, что он так и поступит».

Пока же космическое управление приостановило действие контракта с компанией Илона Маска. Теперь до урегулирования споров SpaceX не получит от NASA средств на разработку аппарата, она должна прекратить любую работу, связанную с контрактом. Урегулирование спора ожидается не позднее 4 августа.

Частный космос

NASA еще с середины 2000-х годов начало привлекать частных инвесторов к освоению космоса. В 2006 году оно запустило программу Commercial Resupply Services по использованию услуг частных компаний для доставки грузов, а в перспективе и космонавтов на МКС. Первые контракты были распределены в 2008 году, а среди их бенефициаров оказалась и SpaceX. Компания Илона Маска оказалась среди получателей контрактов от NASA на доставку грузов на МКС и в рамках второй фазы программы. В 2015 году SpaceX получила и контракт на доставку астронавтов. А 30 ноября пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon-9 все той же SpaceX, успешно пристыковался к Международной космической станции, доставив на нее астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена. Этот день стал моментом триумфа Илона Маска.

Ни в одном из вышеуказанных тендеров NASA не принимала участия Blue Origin, созданная Джеффом Безосом еще в 2000 году. Но в его космической битве с Илоном Маском хватает других эпизодов. Еще в 2013 году SpaceX, а не Blue Origin получила право на использование пусковой площадки 39A в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Именно с нее США осуществляли первые и последние запуски своих шаттлов, однако в 2011 году программа была свернута. В NASA сочли, что пусковой комплекс ей больше не нужен, и решили передать его частному бизнесу в обмен на обязательство поддерживать комплекс в рабочем состоянии. Илон Маск хотел использовать его для запуска ракет Falcon. Джефф Безос же в своей тогдашней жалобе в GAO настаивал, что площадка должна быть доступна всем компаниям. Убедить в этом ни GAO, ни NASA основатель Amazon так и не смог.

В космос через суд

В 2015 году настала пора уже Илона Маска подавать жалобу на своего оппонента — на этот раз в патентное бюро США, требуя признать незаконной попытку Blue Origin запатентовать технологию посадки ракеты на воду. Заявка на патент была подана в 2010 году, однако SpaceX в своей жалобе иронично указала, что технологии, описываемые в заявке Blue Origin, были разработаны учеными SpaceX за много лет до этого: «Все эти "высокие технологии", описанные в патенте 321, были "бородатыми" еще до 2009 года». В итоге сама же Blue Origin отозвала заявку почти по всем указанным технологиям, а оставшаяся часть была отсеяна Судебным и апелляционным советом по патентам США.

Наконец, в прошлом году Blue Origin проиграла борьбу за многомиллиардный контракт Министерства обороны США на запуск космических аппаратов для вооруженных сил США в 2022–2027 годах. Программа подразумевает более 30 запусков. Победителями тендера были объявлены компания United Launch Alliance (ей достались 60% полетов, предусмотренных программой) и SpaceX (оставшиеся 40% запусков). При этом только один запуск принесет компании Илона Маска $316 млн.

Когда в 2015 году Blue Origin запустила ракету, а затем впервые в истории посадила ее вертикально на землю, Илон Маск похвалил господина Безоса, при этом отметив, что ракета лишь задела край космоса, но не вышла на орбиту.
Месяц спустя, когда SpaceX повторила трюк Blue Origin, но выведя ракету на орбиту, господин Безос ограничился сухим «Добро пожаловать в клуб!». И комментируя недавнюю жалобу Blue Origin, Илон Маск припомнил своему оппоненту все прошлые обиды и промахи: «У них даже не встает (на орбиту), лол»,— сообщил он в Twitter. И битва двух эго космических масштабов на этом точно не закончится.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Павел Устинов
ТурДом
Эксперт рассказал о возможных причинах ЧП с самолетом в Симферополе В аэропорту инцидент не связывают с дождями в Крыму
Алексей Волынец
ТАСС
"Подумал, что взорвался…" 70 лет назад впервые был совершен таран на реактивном самолете

Синьхуа
Три китайских космонавта вошли в основной модуль "Тяньхэ" китайской орбитальной станции
Сабрина Самедова
КоммерсантЪ
"Прогрессу" определили срок
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Полярный лет: охотники за субмаринами стартуют на Северный полюс
Анна Занина
КоммерсантЪ
"Трансаэро" преподнесло бенефициару урок
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
Принадлежавшие АЛРОСА Ил-76 осели в Ульяновске
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Китай расширяется в космос




ТАСС
Что известно о пилотируемой космической программе Китая
Максим Талавринов
Известия
Полет за миллилитры: Росавиация призвала бизнес поддержать вакцинацию пассажиров
Артём Кореняко
РБК
Власти выделят для полетов на Дальнем Востоке 2 млрд рублей

Ростех
Опережая время: уникальные самолеты Мясищева
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Ставок с неба не хватают
Любовь Лежнева
Известия
Ближе Восток: в Совфеде предлагают ограничить цены на билеты из ДФО
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Рейсовая каша: авиакомпании исчерпали возможности отправки туристов на Черное море
Геворг Мирзаян
Взгляд
Суд по малайзийскому Boeing подрывает антироссийскую пропаганду
Кирилл Сенин
Известия
Улетный бизнес: национальную авиакомпанию уличили в связях с ОПГ и наркоторговле
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Узкий размах: перехватчик МиГ-31 получил ракеты малой дальности Р-74М
Александра Ермакова
RT
На фоне пандемии: число сообщений о минировании аэропортов и самолётов в России снизилось в три раза
Михаил Котов
ТАСС
Уйти нельзя остаться. Перспективы МКС и РОСС при параллельном развитии
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром
Сергей Калашников
КоммерсантЪ
Черноземье далеко не улетело
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Шарм покати: на курорты Египта могут пустить только регулярные рейсы
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
"Сухой" в достатке: Балтийский флот получит новые истребители Су-30СМ

Business FM
Российские авиакомпании попросили отложить «прописку» самолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Дипломатия истребителей
Максим Талавринов
Известия
Кейс откладывается: авиакомпании просят отложить «прописку» самолетов в России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Прибавить гиперзвук: еще один военный округ вооружат "Кинжалами"
Александр Тимохин
Взгляд
России срочно нужны военно-транспортные самолеты
Кира Деливориа
Октагон
Как авиабилеты превратились в лотерейные
Мария Васильева, Максим Талавринов
Известия
Взлеты и пандемия: чартерные рейсы в Египет могут открыться до июля
Елена Балаян, Иван Петров
Известия
Вывели с орбиты: что стоит за новым эпизодом хищений в "Роскосмосе"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Акции Utair пролетят мимо ХМАО
Александра Мерцалова, Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Грустнопассажирские рейсы
Ольга Коленцова
Известия
Повысили градус: с новой орбитальной станции космонавты увидят всю Россию
Анна Перова
КоммерсантЪ
Жесткая посадка завершится приговором
Любовь Лежнева
Известия
Для винта: в РФ подготовят программу обучения специалистов авиастроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В ожидании Египта
Елена Прошина
Рамблер
Не "Победой" единой: Зачем России новый лоукостер
Юрий Сюн, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Все, что не достроено, уже украдено
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт объяснил отмену Германией рейсов S7 из Москвы в Берлин
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Росавиация решила проблему с полетами между Россией и Германией

Российская Газета
Эксперт рассказал, как снизить себестоимость полетов в отдаленные поселки
Ксения Логинова
Известия
Назло соседу: страны Балтии пошли на обострение конфликта с Минском

Ростех
90 лет на высоте

Интерфакс
Обманутые ожидания
Максим Талавринов
Известия
Бес скидок: ФАС сочла преференции лоукостерам в аэропортах законными
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Француз не дошел до русских столиц
Виталий Чугин
ТАСС
Новые кадры старого Boeing 777: покореженный металл предстал перед судьями
Иван Корякин
КоммерсантЪ
Россия поделится небом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer